МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Сентября 2025 года
13 воскресенье после Дня Св.Троицы
Мф.12, 38-42
38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Одной из самых волнующих тем во все времена была тема невероятных явлений и чудес. Она обсуждалась даже в Советской России, где чудеса были объявлены несуществующими, а само допущение возможности таковых рассматривалось, как признак темноты, отсталости, а, возможно, и политической неблагонадёжности. Тем не менее, о них говорили, но только шёпотом и со знакомыми, да и то далеко не со всеми. Однако, материал для таких разговоров был очень скуден, т.к. ни в каких официальных изданиях о чудесах, естественно, не было ни слова – разве что только какие-нибудь разоблачения. Но, после того, как воинствующий атеизм приказал долго жить, а время преследований за веру вроде бы закончилось, маятник качнулся в обратную сторону. В результате на нас обрушился океанский прилив всевозможных чудес. О них стали рассказывать во всех средствах массовой информации. А бывало даже и так, что тема чудес обыгрывалась в рекламе. При этом великое и малое смешивались воедино, так что в одном и том же источнике можно было увидеть как отчёт о явлении небесного огня в Иерусалимской церкви Гроба Господня, так и рекламное объявление экстрасенса, совершающего мелкие чудеса за наличный расчёт. Какая цель всей этой шумихи? Возвещение славы Господней? Нет. Скорее это доказательство своей особливости, избранности, превосходства над другими. Например, экстрасенс или какой-нибудь целитель, рассказывая о совершённых чудесах, тем самым заявляет о своём превосходстве прежде всего над прочими людьми, ибо они не могут делать того, что делает он. Ну, а в зависимости от масштаба совершаемого, он возвышается и над собратьями по ремеслу. Впрочем, не будем лезть в дела язычников – если им нравится собирать на свою голову горящие уголья, то это их проблемы. Намного хуже, что и в Церкви происходит спекуляция чудесами, потому что и в Церкви их используют для доказательства превосходства. Вот, например, так называемое схождение благодатного огня на Пасху в Иерусалиме. Православные утверждают, что, т.к. сие явление происходит именно в православную Пасху, то тем самым свидетельствуется об истинности православного вероисповедания. Соответственно, все остальные исповедания либо заблуждающиеся, либо вообще безблагодатные. Или, говоря проще, ложные. Связанные с чудесами настроения подогреваются и культивируются, так что в результате от Церкви начинают ждать именно чудес, а если таковые не совершаются, то интерес паствы быстро падает. Один из моих семинарских преподавателей, рассказывая о Церкви в Третьем мире, говорил, что в некоторых странах приход принимает священника только в том случае, если тот может изгнать беса. Если не может, то он ложный пастырь. Всё вышесказанное ставит перед нами вопрос: могут ли чудеса использоваться в качестве доказательства истинности Церкви? Или так: являются ли чудеса доказательством истинности христианской веры? Если кто-то на эти вопросы захочет ответить утвердительно, тогда ещё один вопрос: почему Христос с такой неохотой шёл на совершение чудес, запрещал рассказывать о них и почему в ответ на просьбу явить знамение, ответил, что знамения ищет: «…род лукавый и прелюбодейный»?
Следует заметить, что, как во времена Спасителя, так и ранее, чудотворцев хватало. Достаточно вспомнить, как Моисей состязался с египетскими волхвами перед лицом фараона. Таким образом, способность к совершению чудес могла исходить не только от Бога, и не случайно Иисуса в числе прочего обвиняли ещё и в том, что Он творит чудеса силою Вельзевула, князя бесовского. Поэтому само по себе чудо ещё ничего не доказывает. Кроме того, чудо может произвести сильное впечатление на свидетеля, но совершенно не обязательно направит его помышления в правильную сторону. Вспомните величайшие чудеса, совершённые по молитве Моисея перед Исходом и во время Исхода. Один только проход через море чего стоил! Но не успел таковой совершиться, как избранный народ отпал от Истинного Бога ради поклонения рукотворному идолу. Почему Христос не хотел, чтобы Его проповедь воспринималась и производила впечатление благодаря сверхъестественным явлениям? Потому что вера, основанная на чудесах, была бы поверхностной и могла быть легко повёрнутой на другой путь языческим чудотворцем типа упомянутого в Книге Деяний Симона-волхва. Христос сотворил великие чудеса, но это не помешало иудеям вопить «Распни Его!», а чуть позже глумиться над Ним и говорить: «Разрушающий Храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Вот почему все Свои чудеса, начиная с Каны Галилейской, Он творит весьма неохотно – можно сказать, по принуждению и даже запрещает рассказывать о них. И, если уж подтверждать учение чудом, то это должно быть нечто, превосходящее всякое разумение; нечто, единственное в своём роде и неповторимое.
«…род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Христос пообещал знамение и дал его. Он совершил чудо, какого не мог совершить никто, кроме Единосущного Сына Божия. Он воскрес из мёртвых. Не был воскрешён кем-то другим, бόльшим чем Он, но воскрес Сам, причём в преображённом теле. Вот оно – знамение силы Бога! Знамение столь великое, что им и до сего дня стоит Церковь. Прочие чудеса, о которых упоминается в Евангелиях или Книге Деяний, не изменили мир. Кого-то исцелили, кого-то накормили и не более того, т.е. последствия этих чудес даже в масштабе Иудеи были ничтожными. Чудо же воскресения не только до сего дня изменяет жизни конкретных людей. Оно изменило историю мира. Воскресение Христа – не только знамение, но и свидетельство правдивости учения, которое мы исповедуем. Его одного вполне достаточно, никаких других доказательств не требуется.
«…некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Сказанное свидетельствует о том, что книжники и фарисеи не верили словам Христа, а потому просили зримого проявления высшей силы. Не будем осуждать их за это, ибо любой нормальный человек в сходной ситуации желает убедиться в том, что его не обманывают. И потому вполне естественен поступок Фомы, сказавшего, что, пока он не увидит своими глазами ран на руках и ногах Воскресшего, не поверит. Желавшие получили то, что желали. Им было дано знамение и притом величайшее из всех возможных. Более того. Чудо воскресения стало знамением и для всех последующих времён. Так зачем нужны чудеса сегодня? Почему вокруг них создаётся такой ажиотаж? Да потому, что у всех людей, в том числе и у называющих себя верующими, большие проблемы с верой.
Вера – это доверие. Простейший пример из повседневности. Каждый день все мы пользуемся городским транспортом. Что делаем, когда пользуемся? Читаем книги, обмениваемся сообщениями со знакомыми, думаем о чём-то своём, и никто не помышляет о действиях водителя, потому что имеет к нему полное доверие. Есть люди, боящиеся пользоваться самолётами. Если им всё- таки приходится лететь, то они принимают некоторые меры на тот случай, если этот полёт окажется последним событием в их земной жизни. Но я ещё ни разу не встречал человека, который бы писал завещание перед тем, как сесть в автобус или требовал у водителя подтверждения квалификации. По отношению к Богу это происходит постоянно. Человек всё время ищет каких-то доказательств и подтверждений и даже полагает, что Бог обязан таковые представлять. Казалось бы, что всё уже дано: есть воля Божия, изложенная в Св.Писании, есть свидетельства истинности этой вести. Причём указанная воля говорит именно о том, о чём все вздыхают – я сейчас даже не имею в виду вечную жизнь. Люди вздыхают о чистоте, благости, истинной любви. Но ведь именно об этом говорится в Писании, именно этого и хочет от нас Бог. Так почему же люди так жаждут знамений и чудес? Что это – жажда сенсации? Нет. Это средство убедить самих себя в том, что мы идём правильным путём, что мы можем доверять Богу.
Господь творит чудеса, причём порою весьма прихотливым образом. Могут быть и чудотворные иконы, и чудотворные мощи, и мироточение и всё прочее в том же духе. И хотя сюда примешивается изрядная доля шарлатанства, тем не менее, всё сие возможно. Но сии чудеса вовсе не представляют собою свидетельство Господней силы, как думают многие. Это свидетельство человеческой слабости, слабости веры, нуждающейся в костылях, в подпорках, чтобы не рассыпаться!
Мы призваны к тому, чтобы быть сильными. Мы призваны к возрастанию в Духе Святом, к возрастанию в вере, т.е. в доверии. Для того, чтобы мы могли доверять, нам было дано свидетельство – наиглавнейшее из всех, подобного которому не будет вплоть до дня Второго Пришествия. Так попробуем поверить ему, поверить до конца. Веруем, Господи, помоги нашему неверию! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
03 Сентября 2023 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
29 Августа 2021 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Сентября 2020 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
15 Сентября 2019 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)