МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Сентября 2019 года

13 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ос. 6, 4-6
Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.

Основой храмовой жизни Израиля были ежедневные жертвоприношения. Если принять во внимание ту роль, которую играл иерусалимский храм, как место реального присутствия Божьей славы, как место общения с Богом, то можно сказать, что жертвоприношения лежали в основе всего процесса богообщения. Тора содержит множество установлений о таковых: там подробно прописано, какая жертва приносится при тех или иных обстоятельствах, всё предельно чётко регламентировано. И это не человеческие фантазии. Бог Сам дал эти установления. Но если так, если все установления о жертвоприношениях исходят от Бога, то почему тогда через пророка Осию возвещно: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»?

Читая Св.Писания Ветхого Завета, мы видим, как происходил движимый Богом процесс эволюции, целью которого было постепенно возвысить людей из очень грубого состояния духовной дикости до состояния Божьих посланников. Да, Бог Сам дал установления о жертвоприношениях, но для чего это было сделано? Для того, чтобы сыны Израилевы поняли, что есть только один Истинный Бог, и поклоняться следует только лишь Ему. Форма же поклонения была такова, чтобы она могла быть воспринята тогдашним уровнем сознания. Казалось бы, всё просто. Но с каким трудом мысль о единственности истинного Бога укоренялась в еврейском сознании! Писание показывает нам, как народ всё время сбивался с Божьего пути, то и дело возвращаясь к примитивному идолопоклонству. Пожалуй, только Вавилонский плен положил этому конец. Хорошо, люди наконец-то поняли, к Кому и как им надлежит обращаться. Но это только первый шаг. Нужно было идти дальше, постигать Божественную сущность, возрастать духовно, уподобляться Богу, насколько это возможно, чтобы потом иметь возможность возвещать Его другим народам. А что такое Бог? Согласно откровению Нового Завета Бог есть любовь, но ведь это Новый Завет. Но даже ранее, уже во времена Ветхого Завета, было видно, что Бог есть милость, потому что именно милость Он являл Своему народу, несмотря на то дурное, что делали люди. Вот почему милость, а не жертва. Вот почему Боговедение, а не всесожжения. Богу нужны не обряды, а проникновение Его сущностью. Народ Божий призван постигать Бога, возрастать в Его Святом Духе. Люди должны относиться друг к другу так же, как Бог относится к ним – они должны являть друг другу милость. И если Бог говорит, что хочет этого, значит, сие вполне возможно.

Мы не приносим жертвы в Иерусалимском храме. Впрочем, и самого храма уже давно нет. Причём сам факт того, что Бог попустил его разрушение и пресёк предпринятую при Юлиане Отступнике попытку его восстановления, показывает, что жертвоприношения Ветхого Завета больше не нужны. Это была одна из начальных ступеней развития, с которой Божьи верные давно ушли. Ушли? Да, жертв, предписанных Торой, больше нет, но разве не довлеет над ныне существующим Божьим народом сила обряда? С внешней стороны произошли большие изменения, но сущность осталась прежней – для многих христиан обряд остаётся главной составляющей их духовного бытия. Если обряд исполнен, значит всё хорошо и правильно, а всё остальное не имеет значения. Не имеет значения, какой ты, каково содержание твоей души. Обряд исполнен, и этого достаточно. В своё время я рассказывал о совершенно реальном случае и хотел бы повторить эту историю сегодня – уж очень она актуальна. Католический священник сидит в исповедальне и видит прихожанина, сосредоточенно читающего молитвенник. Всё мирно и хорошо. Но вот, к читающему подходит человек и о чём-то спрашивает. Далее читающий столь бурно возмущается, что на весь костёл слышно, как он отчитывает беднягу, совершившего страшное преступление – помешал. Причём отчитывает в очень грубой форме, только что не матом. Вот вам и Богопознание: можно обложить ближнего, не сделавшего ничего дурного и при этом считать себя хорошим христианином. Почему я думаю, что этот человек почитал себя вполне нормальным? Да потому что, унизив ближнего, он не пошёл на исповедь, он не покаялся, что согрешил. Он продолжил своё чтение. Это конечно крайний случай, но разве такого рода явлений мало? Разве мало людей, которые считают себя верующими, бывают в церкви, даже причащаются, но при этом дурно и грубо обращаются с ближними, унижают и топчут их? В чём их вера? В чём доверие Богу? В чём Богопознание, проникнутость Святым Духом? И какое отношении такой человек имеет ко Христу? Да никакого. Потому что ещё в Ветхозаветное время Бог сказал: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».

Понятие «любовь к ближнему, любить ближнего» требует дополнительных разъяснений, хотя бы в силу того, что в греческом языке русскому слову «любовь» соответствуют 4 слова, имеющих разный смысл. Но можно сказать проще: будь милостив. Т.е. являй не злобный оскал, не рычание, не наплевательское безразличие и чёрствость, а будь милостив – не отталкивай, не проходи мимо, будь внимателен к ближнему, к его нуждам. Делай для ближнего то, что в твоих силах, будь приветлив и доброжелателен – вот чего хочет Господь. Если будешь поступать так, то будешь действовать в духе Христа, Который поступал именно так. И не только поступал, но и призывал – достаточно вспомнить Притчу о Добром Самарянине. Хождение путём Христа, оказание ближним милости даёт возможность постичь Его, уподобиться Ему, потому что, подражая Христу, проникаешься Его Духом. А чем больше проникаешься, чем больше в тебе Его света, тем лучшим Его свидетелем ты будешь. Словами теперь привлечь трудно – слишком много кругом врут, причём ложь изливается с самых высоких трибун. Бог хочет от нас дел. И не случайно Иисус сказал «По плодам их узнаете их». Более того, упрекая фарисеев, Он цитировал те самые слова Осии, которые мы читали сегодня. Так что налицо полная преемственность. Божья воля не изменилась. Мы призваны постигать сущность Бога, проникаться ей и действовать соответственно – не только ради благовествования и свидетельства, но и ради того, чтобы преображать в духе Божием жизнь вокруг себя. Начинать вообще всегда и во всём надо с себя. Поэтому не надо считать чужие грехи. Надо действовать по слову Божьему, речённому через пророка Осию: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 15.09.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Диакон  Е.Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)