МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Сентября 2020 года

13 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.10, 25-37
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

На чём основан современный мир? На разделениях. Человечество разделено на всевозможные группы, и развитие повседневности происходит во взаимодействии либо борьбе между ними. Такими группами могут быть и расы, и народы, и некие социумы, например, классы внутри одного народа, и т.д. Каждый человек находится внутри группы, для членов которой он свой, вследствие чего пользуется различными преференциями. Все же остальные – чужаки, не свои, которых надо не допускать, оттирать, топить и всё прочее в том же духе. С особой остротой всё сие было выражено у иудеев, считавших всех неиудеев, язычников, недочеловеками, на которых обетования Божии и Божия милость не распространялись. Результатом стала самоизолированность иудеев от всех остальных народов, не принесшая, кстати, ничего хорошего. Задача миссионерства, проповеди об Истинном Боге среди язычников была с треском провалена. Но это было давно. А что сегодня? Всё то же самое. В части, где я отбывал воинскую повинность, обретались представители различных народов, у которых была общая черта: поддержка своих и нечто вроде презрения ко всем остальным. Однако не следует думать, что один народ являет собою нечто цельное. Он точно также поделен, но уже не по национальному, а по социальному признаку. Например, правящая группировка представляет собою замкнутую касту, препятствующую проникновению в неё посторонних. Свои – это свои, а посторонние – это быдло. И в чём тут разница с иудеями первого века? – ни в чём. Поэтому притча Христа, абсолютно шокирующая для своего времени, и для нынешних времён оказывается неприемлемой. В чём суть притчи? В том, что ближним для ограбленного и до полусмерти избитого иудея оказываются не соплеменники, прошедшие мимо, а презираемый любым нормальным иудеем самарянин. Эта притча чрезвычайно важна, потому что в ней выражается сущность Нового Завета, как совершенно иная парадигма мышления, в которой понятие «ближний» не определяется этнической, вероисповедной или социальной принадлежностью. Эта парадигма стала последовательно и реально воплощаться в народе Божием, т.е. Церкви, соединявшей на равных как представителей разных народов и вероисповеданий (иудеи-язычники), так и социальных групп (рабы-господа). И вполне возможной была ситуация, когда господин приходил на богослужение как обычный прихожанин, а его раб был в этой общине пресвитером или даже епископом. Если бы данная парадигма была принята большинством, она бы действительно изменила мир, дав людям возможность уже на земле частично жить в реалии Божьего Царства, где нет разделений, но есть только одно стадо и один Пастырь. Но мир не изменился. Почему? Потому что новое мышление не было принято. Что показывает, как, в сущности, мало христианства в считающих себя христианами. Ну, разумеется, далеко не все приняли Христа. В мире очень много отвергнувших Истинного Триединого Бога. С ними всё понятно, они живут по иным заветам. Но как быть с теми, кто считает себя христианами? Простейший пример: один христианский народ воюет против другого, причём и те и другие молятся о победе, т.е. фактически о том, чтобы Господь помог им убить как можно больше верных. О какой принадлежности к Новому Завету, о какой жизни по воле Бога тут можно говорить? Или что общего между президентом и нищим у церковных дверей? Ничего, хотя и тот и другой декларируют себя как христиан. Но они не воспринимают друг друга как ближних. В этом трагедия Церкви – она не смогла изменить даже свою паству. Что же тогда говорить о миссии? Но стоп. Нельзя забывать, что мы тоже принадлежим к Церкви, и будем отвечать не за грехи президента или патриарха, а за свои собственные. Мир может сходить с ума, но это не основание для того, чтобы сходить с ума вместе с ним. У нас есть только один авторитет – Иисус Христос. Все остальные существуют лишь постольку, поскольку Ему не противоречат. Так вот: кто является ближним для нас, и для кого мы сами готовы явить себя как ближних? В состоянии ли мы ощущать как ближних представителей иных социальных групп и народов? Вот о чём надо думать. Потому что если не готовы, то Царство Божие от нас далеко. «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Что такое «ближний» в Ветхом Завете, вполне понятно – именно в этой парадигме люди в основном живут и сегодня. Но, если мы принадлежим к Новому Завету, то смысл понятия «ближний» меняется. Ближний – это тот, кто оказывается вблизи тебя – тот, кому ты призван являть милость. Ибо Господь сказал: «36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Вроде бы всё ясно и понятно. Но есть один момент. А что было бы, если бы израненный иудей, увидев перед собою самарянина, возмутился и сказал: эй, грязнокровка, иди своей дорогой, а я уж лучше тут как-нибудь сам разберусь? Т.е. что было бы, если бы он отказался принимать помощь от иноверца и иноплеменника? Это важный вопрос, потому что ты можешь хотеть быть тем самым милосердным самарянином, но находящийся перед тобою не хочет, чтобы ты к нему приближался. Что делать в этом случае? А ничего. Идти своей дорогой, потому что близость не может быть односторонней. Если ты готов принять, но тебя принимать не хотят, никакая близость невозможна. Если твои старания отвергаются, не надо продолжать идти в этом направлении, ибо игры в одни ворота быть не может, как написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас». Это, кстати, то самое, на чём горит сегодняшняя Европа, пытающаяся быть добрым самарянином для людей, которые в ответ ведут себя не столько, как раненый иудей из притчи, сколько как избившие и ограбившие его разбойники. Однако, что же нам в такой ситуации делать именно как ученикам Христа? Помнить, что путь Христа не есть путь силового навязывания. Это путь свидетельства – свидетельства о том, на что похожа жизнь, идущая по воле Бога. Тот, кто хочет, может присоединиться. Но никакого принуждения, уговаривания, быть не должно. Христос никого и никогда не принуждал к следованию за Ним – Он только лишь приглашал. И когда часть учеников решила оставить Его, Он не препятствовал им. Однако, для того, чтобы решить, следовать или не следовать, люди должны увидеть и услышать. Посылая учеников на проповедь, Господь повелел им входит в дом с пожеланием мира. Если их примут, мир останется на этом доме, если нет, мир возвратиться к ученикам. Тебя могу как принять, так и не принять, но, пока не войдёшь, не узнаешь. Входить же в дом с пожеланием мира можно и должно. Ибо если мы не свидетельствуем о Господе и о Новом Завете благодати, наше христианство сомнительно. «36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

15 Сентября 2019 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Диакон  Е.Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)