МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Сентября 2011 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.7, 31-37

Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошёл к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафá», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.

Нашей жизни свойственны некоторые сущности, являющиеся величайшим благом. К сожалению, мы не ценим их соответствующим образом, почитая их само собою разумеющимися. Между тем, они хотя и допустимы, но совершенно необязательны. Я знаю человека, который, вследствие нападения получил травму челюсти и на какой-то срок утратил возможность говорить. Ему пришлось перейти на письменную речь, изъясняться максимально короткими фразами. Очевидно, что такой способ общения не может быть назван полноценным. Причём не только потому, что таковое замедляется, но и потому, что из него в значительной мере уходит эмоциональная составляющая. Человек, о котором я говорю, излечился. Но ведь есть те, для кого сей дефект не является излечимым… Ещё более страшная вещь – невозможность слышать, перечёркивающая всякую возможность к нормальному общению. С нами сосуществует немалое число глухих. Тому, кто не пережил временной потери слуха, будет очень трудно, практически невозможно понять, как живут эти люди, отсеченные от нормального общения. Почему я говорю, что они отсечены? Подумайте, много ли как в нашей стране, так и в иных странах программ, событий, а в том числе и богослужений, при которых осуществляется сурдоперевод? А если даже таковой и существует, то это всё же только перевод, дающий возможность воспринять словесное содержание, но не передающий эмоциональную составляющую. Между тем, в оценке полученной информации таковая занимает порядка 90%. Мы оцениваем не только что сказано, но и как сказано. Именно поэтому для глухого возможность обычного общения закрыта. Это ужасно само по себе, но ещё более ужасно то, что общество не столько облегчает проблему, сколько усугубляет её. Общество достаточно жестоко. Оно не любит тех, кто не укладывается в его стандарты, в особенности в силу немощи или каких-то дефектов. Поэтому не приходится удивляться тому, что глухие образуют своё собственное сообщество. Причём не факт, что по отношению к нам это сообщество настроено дружелюбно. Воистину, утрата как речи, так и слуха есть великое бедствие. Но, лишь тогда, когда лишаешься того, что почитал само собою разумеющимся, становишься в состоянии правильно оценить сокровище, которым в прежние дни владел столь беспечно.

Исцеление глухого косноязычного, совершённое Иисусом, является чудом, т.к. это ничто иное, как возвышающееся над естественными законами прямое вмешательство Бога в историю. Но не только поэтому. В намного большей степени сие деяние является чудом, потому что для глухого день исцеления становится первым днём совершенно новой жизни. В один миг мир вокруг этого человека изменился, ибо наполнился звуками, открылся заново, многократно расширился. То, что ранее было невозможно, становится возможным. Начинается совершенно новая жизнь, по сравнению с прежней намного более яркая, полная и насыщенная. Вопрос лишь в том, что с ней делать.

Представьте, что мы читаем книгу или смотрим фильм, повествующий о какой-то запутанной интриге или о каких-то трагических событиях или о влюблённых, которые никак не могут соединиться. Но вот, приближается финал. События приходят к развязке, ситуация разрешается, герои со счастливыми улыбками скрываются в лучах восходящего или наоборот, заходящего солнца, а мы, утерев непрошенную слезу, испытываем чувство радостного облегчения и принимаемся за текущие дела в приподнятом настроении. Однако, нам не показывают самого интересного. А именно: насколько долгим было счастье героев? Стала ли их дальнейшая жизнь другой, отличающейся от прежней в лучшую сторону? Вот, к примеру, исцелённый Иисусом глухой. Да, для него мир фундаментально изменился. Но для самого себя этот мир остался таким же, каким и был. Со всей своей злобой и испорченностью. Не подлежит сомнению, что исцелённому вскоре пришлось столкнуться именно с этой его стороной. Причём, что ещё более интересно, как калека он мог видеть со стороны окружающих куда больше милосердия, нежели увидел, став здоровым. И так всегда. Вслед за облегчающей радостью приходит отягчающая скорбь, всё начинается сызнова, и благодать обновления скрывается под наслоениями неприятностей. Поэтому вполне логичным становится вопрос: а стоит ли стремиться к обновлению? Зачем избавляться от прежних проблем, если новые будут ничем не лучше? Как гласит известное изречение, ни одно последующее правительство не бывает лучше предыдущего. Ответ следующий: стремиться к обновлению, к избавлению от прежних проблем стоит только в том случае, если восходящее солнце нового бытия не будет поглощено тьмою ночи. Возможно ли такое? Да. Но лишь тогда, когда жизнь устремляется к тому, что не подвластно мирской скверне. А что не подвластно? Только лишь Христос и Его Царство.

Совсем недавно мне довелось познакомиться с книгой воспоминаний нашего старшего современника, митрополита Питирима Нечаева. Его семья, принадлежавшая к духовному сословию, прошла через многие горести, обрушившиеся на ненавидимые большевиками социальные группы в годы репрессий. Но вот что удивительно: составители сборника, знавшие митрополита лично, отметили, что говоря даже о самых тяжких моментах и периодах бытия, он не испытывал горечи, отчаяния, озлобления, которые из многих людей этого поколения льются через край. Почему так? Потому что с самого раннего детства родителям удалось привить ему устремлённость ко Христу. Он стал священником в годы, когда это служение было презираемым и гонимым, когда оно не только не сулило никаких выгод, но напротив, для повседневности было «волчьим билетом», низводившим своего носителя на положение недочеловека, человека второго сорта. Оно обрекало на постоянные унижения, контроль госбезопасности, полицейский надзор и всё прочее в том же роде. Но в устремлённости ко Христу всё сие было несущественно. У семинариста, а затем и священника Нечаева был другой масштаб восприятия. Причём он отнюдь не был исключением. В своих воспоминаниях он говорит о людях, которые не отчаивались даже в самых отчаянных обстоятельствах именно потому, что всею душою были устремлены ко Христу.

Доверие Христу может изменить жизнь верующего, т.е. доверившегося, самым удивительным образом. Господь может изменить её так же, как изменил жизнь глухого. Он может дать ей новое начало, дать увидеть рассвет освобождения. Но что делать дальше? Это зависит от степени доверия. Можно довериться на краткий миг, вследствие отчаянных обстоятельств, получить ответ на свой вопль, возрадоваться, сказать (или не сказать) спасибо и делать то же, что и раньше, постепенно погружаясь обратно в то болото, откуда тебя вытащили. А можно довериться на всю оставшуюся жизнь, пересмотреть всю прежнюю систему ценностей и изменить её, чтобы в соответствии с нею изменилось и бытие. «И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал, они ещё более разглашали». Люди не могли молчать, потому что жили увиденным чудом. Они жили им и потому говорили о нём.

Господь в состоянии освободить любого из нас. И для того, чтобы не погрузиться обратно, мы должны жить этим освобождением, переключившись на совершенно иные цели и приоритеты. Если хочешь обрести новое бытие, тогда и жить надо по-новому. А жить по-новому означает сквозь суету мира прозревать свет грядущего Царства и стремиться к близости Христа. Именно сие прозрение и стремление поможет нам лучше понимать и Бога, и друг друга, и самих себя. Именно в устремлённости ко Христу начинает совершаться возрастание во Св.Духе, т.е. преображение души, преображение всей нашей натуры, которое окончательно завершится в тот час, когда преображённая душа обретёт преображённое тело под новыми небесами и на новой земле, которым не будет конца. Господь да освободит нас и да сохранит в этой свободе на обновлённом пути, ведущем к вратам вечности! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 11.09.11




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Сентября 2022 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2021 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)