МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Сентября 2022 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.5, 33-37
33. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Тридцать семь лет назад в моей жизни произошло значимое событие – я принял воинскую присягу. Таковая изобиловала множеством высокопарных слов, типа «обещаю и торжественно клянусь». А в конце стояли выражения, как будто заимствованные из Ветхого Завета - в них говорилось о карах, долженствующих обрушиться на мою голову в случае нарушения присяги. В тот момент казалось, что этими словами я связал себя навсегда. Но Таинство Крещения освободило меня от человеческих клятв. А через некоторое время государство, на верность которому я присягал, перестало существовать, сделав текст присяги недействительным даже по человеческим понятиям. Однако, не всем так везёт. Были и есть люди, остающиеся до конца дней связанными различными клятвами или обетами, данными по глупости, по неопытности, под влиянием сильных эмоций или в силу каких-то иных обстоятельств. По прошествии некоего времени, придя в более адекватное состояние и поняв, на что себя обрекли, они были бы рады дать задний ход, но, как говорится в одной китайской повести, «Войти – была дорога, а выйти – и калитки не видать». Воистину так. Выйти иногда бывает намного труднее, нежели войти. Сторонние люди воспринимают нарушение клятв или обещаний весьма негативно. А Англии XIX века за нарушение обещания вступить в брак можно было попасть в тюрьму или очень основательно испортить себе репутацию; за нарушение воинской присяги можно попасть под расстрел; в организованных преступных группировках, нарушение скорее всего закончится смертью. И т.д. Соответственно, вполне уместен вопрос: нужно ли связывать себя какими-то клятвами, да и нужны ли они вообще? Христос даёт однозначный ответ: «Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе». Почему так? Потому что человек не является хозяином своей судьбы. Мы думаем, что управляем своей жизнью, но это иллюзия. Да, конечно, можно пытаться планировать своё бытие, ориентироваться на какую-либо перспективу. Однако, повседневность складывается под воздействием такого количества факторов, что предсказать их совокупный результат совершенно невозможно. Более того. Периодически происходят события, напоминающие нам, насколько мало значат наши желания или намерения. Случилась, например, эпидемия коронавируса, нас посадили на карантин. Трудовая деятельность прекратилась, зарплаты или урезали или вообще отменили. Соответственно, все планы пошли прахом, поездки и встречи не состоялись, а финансовые обязательства для многих оказались невыполнимыми. Впрочем, что тут говорить – весь этот кошмар ещё не успел изгладиться из памяти. И угроза его повторения вполне реальна. Или вот, представьте себе такую ситуацию. Два человека просыпаются утром в разных концах города. Они не имеют друг о друге ни малейшего понятия, но в середине дня один из них сбивает другого автомобилем, и жизнь обоих или мгновенно и необратимо меняется, или вообще прекращается, стирая все ранее взятые обязательства. Факторов, совершенно непредсказуемо влияющих на человеческую жизнь, великое множество. Они могут изменить её так, что ты в принципе не сможешь исполнить принятые на себя обеты. Не потому, что ты плохой, нечестный, лжец, а просто потому, что не сможешь. «Головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным». Вспомните Тайную Вечерю, когда Пётр клялся, что готов идти за Христом на всё вплоть до смерти. Не прошло и нескольких часов, как тот же Пётр отрёкся от Христа. Не потому, что был таким же мерзавцем, как Иуда, а потому, что выпавшее ему испытание оказалось выше его сил. Человек вовсе не хозяин свой судьбы, скорее её игралище. Ну, а кроме того, с возрастом любой из нас меняется, и то, что казалось нормальным и естественным в раннем возрасте, в более позднем начинает казаться диким, а то и постыдным. Именно поэтому не следует давать никаких клятв, не принимать на себя никаких нерушимых обетов. В московском метрополитене на станции «Киевская-кольцевая» есть замечательная мозаика, под которой на мраморной доске высечены слова Ленина, говорящие о нерушимой вечной дружбе российского и украинского народов. Вот вам зримый памятник человеческого пустословия, порождённого иллюзиями своей власти над историей. Человеческая жизнь такова, что в ней вообще не существует ничего прочного и долговременного, так что все «тысячелетение рейхи» рассыпаются намного раньше заявленных сроков. Но, если с человеческими отношениями всё более-менее понятно, то как строить отношения с Богом? Ведь таковые простираются за пределы земного бытия. А, между тем, церковные чинопоследования, такие как Крещение, конфирмация, бракосочетание и даже частная исповедь предусматривают клятвы и обещания. Соответственно, если нарушаем таковые, то это отразиться на нашем бытии в вечности.

«Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе». Отношения с Богом являют такую же справедливость слов Христа, как и отношения между людьми. Да, обеты даются, но вот только исполняются ли? Если, например, начать считать, как часто мы отступаемся от верности Богу, являя делом, что не знаем Его, то очень быстро собьёмся со счёта. А если так, то зачем давать обещания, которые заведомо не будут выполнены? Говорю «заведомо», потому что любой грех есть ничто иное, как нарушение верности Богу. Чтобы получить ответ на этот вопрос, будем прежде всего иметь в виду, что Господь не требует от нас ни клятв, ни обещаний. Вот, например, то место из Книги Деяний, где рассказывается о крещении диаконом Филиппом эфиопского вельможи. Говорил ли Филипп нечто вроде «обещаешь ли, с благодатной помощью Божией, верно и искренно…» (и далее по тексту). Нет. Единственным условием для допуска ко крещению была вера в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Вновь вспомним Петра, говорящего Христу, что готов за Ним идти даже на смерть. Что ответил ему Господь? «Молодец, Пётр, так держать»? Нет. «Истинно говорю тебе, не успеет пропеть петух, как ты трижды отречёшься от Меня». Мы можем утверждать много чего – просто потому, что плохо себя знаем. Но Господь знает нас превосходно и не имеет никаких иллюзий – точно так же, как не имел их в отношении Петра. Поэтому каждому из нас Он мог бы сказать то же самое, что сказал Петру. Соответственно, наши клятвы перед Ним выглядят просто нелепо. Ведь любой из нас постоянно ошибается, спотыкается, падает. Но вот дальше совсем интересно. Я уже говорил, что люди не любят и презирают нарушителей клятв и обещаний, подвергают их наказаниям и даже убивают. А Господь не презирает, не отвергает и не перестаёт любить. Именно поэтому мы и имеем возможность после отпадения вернуться к Нему, подобно блудному сыну, причём будем приняты. Почему так? Потому что Бога не интересуют слова. Его интересует внутренняя сущность, Его интересует наша к Нему устремлённость. «Пётр, любишь ли ты Меня?» - спросил Господь отрекшегося Петра. «Да, Господи» - ответил Пётр. Вот это «да» и есть то, что интересует Бога. Потому что, когда в человеке живёт любовь, он сможет подняться из грязи, он сможет вернуться на путь истины и жизни. Вернуться, чтобы потом снова сбиться, упасть и снова подняться. Именно так выглядит путь верного. Это не путь беспорочного создания, блюдущего свои обеты – это путь нарушителя, путь грешника, постоянно падающего, но встающего, чтобы идти дальше. Почему христианин встаёт и идёт? Потому что когда-то произнёс какие-то связующие его слова и боится наказания за их нарушение? Нет. Он поступает так, потому что любит Господа и хочет быть с Ним. Когда такое желание есть, обещания не нужны. А если желания нет, то обещания тем более не нужны за полной бесполезностью.

Путь христианина прихотлив. Он идёт среди терниев, и он не похож на увеселительную прогулку. Но он ведёт ко Христу, к дому Отца, к вратам вечности. И если человек хочет быть со Христом, то не надо ни пышнозвучащих фраз, ни ложного пафоса, ни пустых клятв и обещаний, которых ты всё равно не сможешь исполнить. «Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 04.09.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

22 Августа 2021 - 12-е воскресенье после Троицы (Диакон  Е.Романенко)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)