МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Августа 2018 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф. 12:33-37
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Услышанные сегодня в Евангелии от Матфея слова Иисуса не совсем понятны, если не знать, следствием чего они явились. А случилось вот что. Господь исцелил бесноватого, после чего фарисеи стали утверждать, что Он изгоняет злых духов силою Веельзевула, князя бесовского. Выражаясь проще, они сказали, что Иисус является представителем дьявола и его орудием. Назвать Сына Божия орудием дьявола – это, конечно, сильно. Именно поэтому Господь и даёт гневную отповедь, которую мы слышали. Его эмоции неудивительны. Дело ведь даже не в том, как назвали Господа, в том, что людей не интересует, что и как Он сделал на самом деле. Им нужен лишь повод, чтобы оклеветать Его, очернить. Поэтому они готовы воспользоваться любой ситуацией, даже если её смысл придётся вывернуть наизнанку. Вот уж поистине, «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». Итак, причиной гнева Иисуса становится ложь Его противников - попытка, не считаясь ни с чем, выдать белое за чёрное. С такой ложью, не желающей считаться ни с какими фактами, приходится сталкиваться постоянно. Например, постоянно лгала советская власть, виртоузно превращавшая ни в чём не повинных людей во врагов народа, в немецких или японских шпионов. Режим сменился, а ложь продолжается. Достаточно послушать присяжных писак и их кремлёвских заказчиков, разглагольствующих о необходимости и полезности пенсионной реформы, а также о пожилых людях, которые, будучи полны сил и здоровья, просто-таки рвутся к работе. И во всех бедах России виноваты, разумеется, внешние враги. Ложь пронизывает этот мир, проникая даже в Церковь. Когда, например, мы слышим от представителя какого-либо исповедания, что в данном исповедании можно спастись, а в остальных нет, то это заведомая ложь, попытка выдать желаемое за действительное. Но Господь ясно указывает, что ложь, лжесвидетельство в Божьем народе недопустимы. Божий верный – хотя не только Божий верный, но и вообще любой человек – несёт ответственность за каждое слово, потому что слово обладает силой творить реальность и изменять её.

Христос говорит: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду». Происходящее оценивается по результатам. Если руководство страны на протяжении 18 лет твердит, что избранный ими путь ведёт народ ко благу, но при этом положение с каждым годом становится всё хуже, то слова их лживы. Они приносят худой плод. Соответственно, и порождающее их дерево худое, несмотря на все попытки представить его хорошим. С другой стороны, если деяния приносят добрые плоды, как это было с Иисусом, то нельзя обливать творящего их грязью просто потому, что в силу каких-то обстоятельств человек тебе не нравится. Есть у меня один знакомый, который по не совсем понятным причинам невзлюбил некую исполнительницу. И, стоит теперь назвать её фамилию, как он тут же принимается говорить о ней мерзости, хотя никаких объективных оснований для этого нет. Она плохая, потому что плохая и всё. Верующий не может поступать подобным образом, ибо, как уже было замечено, слово творит реальность или изменяет её, и ты несёшь ответственность за то, как именно она изменилась. Находится ли созданное тобою в соответствии в Божьей заповедью или противоречит ей? Что умножается от твоих слов – добро или зло? Это не значит, что христианин не имеет права обличать. Имеет и должен. Но только тогда, когда видит явное зло, идущее против воли Божией. Кроме того, целью обличений должно быть не унижение человека, но его исправление и обращение. Поэтому верующий должен всегда думать, что сказать и ни в коем случае не пустословить – тем более, что Господь ясно предупреждает: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Слово должно соответствовать реальности. И ещё один момент. Иисус напоминает, что в словах выражается внутренняя сущность человека. Как мы слышали сегодня, «от избытка сердца говорят уста». Когда люди слышат, как ты говоришь и что ты говоришь, они формируют определённое мнение о тебе. Твои речи – нечто вроде твоей визитной карточки. Поэтому думай что и как сказать, чтобы впечатление о тебе не было превратным. И если ты говоришь явную ложь, когда из уст твоих извергается грязь, то чернишь ты не того, против кого выступаешь, а в первую очередь самого себя.

Людям свойственно делить происходящее в жизни на важное и несущественное. Несущественному можно не придавать значения. Сказал мимоходом гадость, ну и что? Несущественно. Однако Господь Своим Словом напоминает верным, что несущественного не бывает. Всё существенно, всё важно. И самое незначительное слово имеет последствия, влияющее на будущее. Это настолько очевидно, что даже в нехристианских культурах имеются сходные суждения. Вот, например, один арабский мыслитель выразился так: «Нет ни одного злого дела, и нет ни одного доброго, которое не отразилось бы на последующих поколениях, независимо от того, когда и где оно было совершено – во дворце или в в хижине, на севере или на юге, и были тому делу очевидцы или нет; точно также как во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия». Проблема людей в том, что они не умеют видеть эти последствия - последствия своих слов и деяний. Вернее, могут, но очень недалёкие – так сказать, последствия первоочередные, которые наиболее очевидны. Но есть более дальние последствия, которые не столь очевидны. А они могут быть совершенно обратными. Причём они настигают человека не только в видимом мире, но и в вечности, ибо так говорит Господь: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Людям свойственно делить события на важные и неважные, но для Господа важно всё. У Бога нет мелочей. Так что будем следить за собою, дабы слова наши не были пусты, соответствовали истине и изменяли реальность ко благу, преобразуя её в духе Божественной любви. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Сентября 2022 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2021 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)