МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Августа 2021 года

12-е воскресенье после Троицы


Иакова 1:26, 3:2-12
26. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
2. ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5. так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6. И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8. а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Дорогие братья и сестры,
В октябре 2016 года на Дальнем Востоке произошел весьма примечательный случай. Некий человек через свой аккаунт в социальной сети начал распространять собственный прогноз о том, что 20-го октября 2016 года весь Дальний Восток накроет сильное землетрясение. Причем автор этого сообщения начал рисовать совершенно апокалиптическую картину предстоящего события: что, якобы, землетрясение будет настолько мощным, что разрушит часть Южно-Сахалинска, а часть Комсомольска-на-Амуре будет затоплена из-за разрушившейся дамбы, что во всем регионе будут огромные жертвы. Основания для таких прогнозов, как утверждал сам автор сообщения, ему дали показания некоего маятника, “подключенного к информационному полю земли” (хотел бы я посмотреть, как такое “подключение” технически возможно!).

И вот, это сообщение о якобы предстоящем землетрясении (разумеется, весь его текст кроме слов о маятнике, “подключенном к информационному полю земли”) стало с огромной скоростью распространяться в соцсетях - сначала в Хабаровске, а затем и по всему Дальнему Востоку. Информационная волна достигла такой силы, что среди хабаровчан начала назревать паника, а властям и СМИ пришлось реагировать на этот информационный вброс и разъяснять жителям, что повода для паники на самом деле нет. И благодарение Богу, 20 октября 2016 года никакой трагедии не произошло.

Вы можете спросить, какое отношение вся эта история имеет к тому отрывку из Послания Иакова, который мы с Вами сегодня услышали?


Позвольте, я объясню.
Послание Иакова, во многом похоже на тот род библейских книг, который древние иудеи называли Книгами Премудрости. Такие книги - например Книга Притчей или Екклесиаст - не содержат в себе ни сложных богословских построений, ни описания масштабных исторических событий, ни грозных пророчеств. Скорее, в Книгах Премудрости мы найдем практические наставления - как должен жить богобоязненный человек, как такой человек должен выстраивать отношения с ближними, какими принципами должен руководствоваться (например, в браке, в семье, при ведении дел и т.д.).

И в этом, на мой взгляд, заключается великая сила этих книг, равно как и сила Послания Иакова, которое очень на них похоже. Потому что как Книги Премудрости, так и Послание Иакова показывают нам, что то самое благочестие - то есть подлинно христианский образ жизни, о котором говорит Иаков - начинается не с каких-то “духовных подвигов” вроде многодневных постов, аскетических упражнений, особой одежды, или вычитывания длинных молитвенных правил. Благочестие начинается с простых, вполне обыденных вещей - с того, как мы ведем себя с нашими ближними (да и не только с ближними) и даже - как мы только что слышали во время чтения из Послания Иакова - с того, какие слова мы используем.

И очень интересно, что Иаков в своем послании идет, если так можно выразиться, “от противного”. Он не дает какого-то точного определения христианского благочестия, зато уже в начале своего послания указывает на то, в каком случае это наше благочестие подлинным благочестием не является. Я позволю себе процитировать эти слова Иакова в более современном переводе: “Если кто-то считает себя набожным, но не умеет держать в узде свой язык, то он обманывает себя и набожность его не более чем пустой звук” (Иак 1:26, перевод РБО).

То есть, говорит апостол: человек, который считает, что ведет образ жизни подлинного христианина, но при этом не считает нужным контролировать свой язык - обманывает самого себя и никакого благочестия, никакой набожности у него на самом деле нет. И богобоязненный образ жизни такой человек в действительности не ведет.

Мало того, наш язык - говорит Апостол - хоть и небольшой орган в нашем теле, но орган очень опасный! Послушайте, как звучит один из отрывков из этого текста в том же современном переводе РБО: “Среди остальных органов нашего тела (язык) воплотил в себе весь неправедный мир и оскверняет все тело. Он воспламеняет все течение жизни, а его самого воспламеняет геенна!” (Иак 3:6, перевод РБО).

Так почему апостол уделяет так много внимания именно нашему языку? Почему среди всех органов нашего тела Апостол считает самым опасным и самым смертоносным именно язык, а не что-либо другое?

Я берусь утверждать, дорогие братья и сестры, что на самом деле в этом тексте речь идет не о языке, как об органе нашего тела. Есть такая стилистическая фигура - метонимия - когда два предмета связываются по принципу смысловой близости и один из них заменяется другим. Например, когда у Пушкина в “Медном всаднике” император Петр I говорит о роли будущего города Петербурга:
“Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам”
- вполне понятно, что в гости приедут не собственно флаги, а представители стран, которые под этими флагами прибудут в новую столицу.
Вот и Иаков здесь использует тот же прием. Когда он говорит о языке как о “неудержимом зле, исполненном смертоносного яда” - речь идет не об органе человеческого тела (том, который находится у нас во рту). Речь идет скорее о том, для чего человек может свой язык использовать. Потому что язык - не более, чем орган, который мы используем для того чтобы выражать наши мысли в речи. То есть проблема в том, что мы говорим, для чего мы используем данную нам Богом способность к речи, способность к выражению мыслей.

И для чего же мы - грешные люди - эту способность используем? Увы - говорит Апостол - чаще всего мы ее используем для разного рода мерзости: “(Язык) - говорит Апостол - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду” (Иак 3:8-12, Синодальный перевод).

Почему Апостол так говорит - на мой взгляд, вполне понятно: наши слова часто имеют более разрушительную силу, чем мы можем себе представить. Словесным оскорблением можно нанести человеку рану гораздо более болезненную, чем рана физическая. И таким образом, первое, что нам следует вынести для себя из этих слов Апостола: оскорблять наших ближних, наносить им такие словесные раны - говорит Иаков - это несомненный грех. И после оскорбления, нанесенного нашему ближнему вот так запросто произносить Имя Божье - наверное, это все равно что нанести ближнему рану ножом - пусть и не смертельный - а потом эти испачканные в крови руки воздевать к небу во время молитвы. Кто из нас на такое решится? Поэтому - говорит Иаков - мы должны следить за нашим языком, следить за тем, что мы говорим, чтобы не наносить оскорблений нашим ближним. Чтобы наш язык не был орудием зла.

Однако, дорогие братья и сестры, вот вопрос: касается ли это только словесных оскорблений, которые мы можем нанести нашим ближним устно? Да, здесь Иаков ведет речь о языке как об орудии устной речи. И мне кажется, вот почему: во времена Иакова грамотные люди были скорее исключением, чем правилом. Поэтому оскорбляли друг друга люди в основным устно. В наши дни, когда грамотных людей существенно больше, нам следует помнить о том, что оскорбить человека можно не только устно, но и письменно. И что хлесткое выражение в письме или едкий комментарий в соцсети являются точно таким же оскорблением, как и оскорбление, высказанное устно, даже несмотря на то, что язык как орган речи при этом не используется.

И вот отсюда - второй важнейший пункт, дорогие братья и сестры: нам следует помнить о том, что мы живем в такую эпоху когда согрешить в слове можно даже не используя язык как орган речи.

Далее, еще один важный момент. Посмотрите, какую живую метафору использует Апостол: “Язык — небольшой член (то есть орган), но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!” (Иак 3:5, Синодальный перевод). Вот этот образ, который использует Апостол - огонь, поначалу небольшой, но затем разрастающийся в огромной пожар - этот образ побуждает нас задуматься еще о многих способах, которыми мы можем использовать наш язык и нашу способность к речи для распространения зла в этом мире. Например: ложь, сплетни, клевета, напрасные клятвы, лжесвидетельство - все это не просто сходит с человеческих уст, но и может иметь тягчайшие последствия для наших ближних. Причем последствия часто сказываются даже тогда, когда сам виновник этого зла (ну, например, распространитель ложного слуха) уже и забыл о том, как, с позволения сказать, “запустил” это зло в мир. Злонамеренной клеветой или якобы “безобидной” сплетней можно нанести доброму имени человека огромный урон.

Вспомним, как интересно и, не побоюсь этого слова, метко, Лютер определил лжесвидетельство в своем Большом Катехизисе: лжесвидетельство это все, что не может быть должным образом доказано. И следовательно, согрешить против нашего ближнего мы можем не только оскорбив его устно или письменно, но даже распространяя о нем разного рода слухи, которые нам могут показаться совершенно безобидными.

Далее, еще один момент, о котором следует знать и помнить. Разного рода сплетни, слухи, а иногда и намеренная дезинформация - проблема особенно актуальная в современную нам эпоху - эпоху интернета. В интернете сейчас полно сомнительной, а когда и вообще ложной информации. Сейчас такая информация называется “фейк” - думаю, это слово Вы слышали (от английского fake - “подделка”). Так вот, в эпоху интернета и самое главное, в эпоху соцсетей - ложные сведения способны распространяться по миру почти что со скоростью света, а может даже и быстрее.

Представьте себе динамитную шашку от которой - по принципу цепной реакции - может взорваться целая тонна динамита. Ответственность за такой взрыв будет лежать на том, кто поджег фитиль этой самой шашки. Причем, такой поджигатель может это сделать не со зла, а просто по глупости, не имея дурных намерений. Но независимо от этого взрыв будет иметь разрушительные последствия.

Вспомним пример с ложным землетрясением на Дальнем Востоке, который я привел в начале. Благодарение Богу, там все кончилось хорошо - никто не пострадал. Но представьте, если бы после этих сообщений на Дальнем Востоке началась бы массовая паника, которая привела бы к экономическим потерям или даже к человеческим жертвам! Тогда ответственность за эти жертвы лежала бы не только на том самом горе-предсказателе, который якобы подключил какой-то там маятник к “информационному полю земли”, но и на тех людях, которые бездумно распространяли этот бред в социальных сетях.

Вот и получается, что в наших исторических условиях человек может согрешить словом не только если устно или письменно оскорбит своего ближнего, но даже если бездумно нажмет кнопку репоста (распространения информации) в социальной сети.

Итак, если попробовать подвести промежуточный итог: Апостол учит нас обуздывать - то есть контролировать - наш язык. И под языком в данном случае следует понимать не сам орган нашего тела, но нашу речь, наши слова.

И раз уж на то пошло, не только Иаков на страницах Священного Писания призывает нас следить за нашей речью. Павел в Послании Ефесянам (4:29) предупреждает нас: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших”. Да и как забыть слова нашего Господа Христа в Его Нагорной проповеди: “кто же скажет брату своему: «рака» (“пустой человек”), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной” (Мф 5:29).

Но если вернуться к Иакову - он предупреждает нас об ответственности за то, что мы говорим. Но если посмотреть на проблему шире, мы должны также помнить и об ответственности за то, что мы пишем. А учитывая современные реалии - и об ответственности за то, какую информацию мы распространяем. Данная нам Богом способность к речи - говорит Апостол - не должна служить злу. Оскорблять наших ближних - несомненный грех. Клеветать на них или сплетничать о них - также несомненный грех. Но мы должны помнить и о других грехах, которые мы можем совершить словом: например, ложные или необдуманные клятвы или даже упоминание всуе Имени Божьего. Наконец, в современную эпоху, когда человек почти что круглосуточно погружен в море информации, на нас лежит даже еще большая ответственность - за информацию, которую мы распространяем. Ложь - те самые “фейки” - никогда не приносит добрых плодов, а если из за этой лжи пострадают люди - ответственность будет лежать и на тех, кто эту ложь распространял, даже не удосужившись проверить.

Итак, мы в ответе за наш язык, за нашу речь. И кроме того - как пишет все тот же Апостол - контролировать наш язык, контролировать, что мы говорим - задача для нас не самая простая: “язык - говорит он - укротить никто из людей не может” (Иак 3:8). А человека, способного-таки контролировать свой язык, Иаков называет “человеком совершенным”, способным контролировать и все тело.

Христианин должен контролировать свой язык. Следить за тем, что он говорит или пишет. Именно эти слова Апостола напоминают нам о том, насколько сильно поражена грехом наша человеческая природа. Я сам по своему опыту знаю, как это трудно - контролировать свой язык. Я сам часто бываю несдержан в речи. И, к сожалению, с моих собственных уст тоже часто исходит не только благословение. Особенно часто это происходит когда я за рулем.

Возможно, и некоторые из Вас, дорогие братья и сестры, в свете этих слов Апостола увидят, как далека их жизнь от христианского совершенства - от того, что Иаков называет благочестием.

То, что говорит Иаков о нашей обязанности контролировать наш язык - это типичный пример Божьего Закона. Сам Бог через своего раба Иакова открыл нам, какую жизнь мы должны вести раз уж мы носим имя христиан. А свойство Закона состоит в том, что он одновременно и указывает нам на то, что есть грех и обличает нас как грешников, не способных в совершенстве соблюдать Божий Закон. И если мы не способны контролировать свой язык, если и с наших уст часто исходит проклятие, а не благословение - это означает лишь одно: мы с Вами грешники, которым нужен Спаситель.

Нам нужен Единородный Божий Сын Иисус Христос, который взойдя на крест, принял наши грехи на себя. Все грехи, включая те, которые мы совершаем, во зло используя данную нам Богом способность к речи. Суровые слова Иакова о необходимости контролировать наш язык в очередной раз напоминают нам о том, что мы - великие грешники. Но, как хорошо сформулировал Лютер: “Я - великий грешник, а Христос - Великий Спаситель”.

Христос умер за наши грехи, принял наши грехи на себя. Однако, как я уже неоднократно говорил, Христос принял на себя наши грехи не для того, чтобы мы продолжали быть рабами греха. Следовательно, совершенный грех нужно исповедовать и всеми силами стараться больше его не совершать. Есть очень точные слова в одном из хоралов, который мы поем перед Святым Причастием:
“Не надейся ты на праведность свою
Все грехи в смиреньи принеси Христу”

И с грехами, которые мы совершаем языком нужно сделать именно это: покаяться, принести их Христу и всеми силами стараться их больше не совершать. Ведь Христос принял на себя наши грехи не для того, чтобы мы продолжали жить в них. А значит нужно всеми силами стремиться чтобы наш язык не был орудием зла, орудием греха и орудием неправды. “Кто не согрешает в слове - говорит Апостол Иаков - тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”. Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 22.08.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Сентября 2022 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)