МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Августа 2012 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


Деян.9, 1-9

Савл, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Настал день, когда стало очевидно, что христианство не является частью иудейства; что это нечто совсем иное, нечто новое, во многих отношениях не совместимое со старым. И когда это стало ясным и очевидным, пришло время гонений, активное участие в которых принял потомственный фарисей Савл, более известный нам под своим римским именем - Павел. В его истории мне представляется заслуживающим интереса следующий момент: с одной стороны он был по-настоящему верующим человеком, старавшимся послужить Богу в меру своих сил; он прекрасно знал Писание и, соответственно, знал, каким образом выглядит действие Бога в человеческой жизни, которое мы называем чудом - с другой, он не мог не знать и не видеть, что происходит в иерусалимской общине, где эти чудеса совершались во множестве. Т.е. он не мог не понимать, что здесь всё не просто так (это понимали даже некоторые члены Синедриона). И, тем не менее, Павел ведёт себя так, как будто ничего этого нет, как будто ничего не происходит. В отношении христиан он действует так, как будто речь идёт не более чем о преследовании находящихся в подполье сторонников враждебной политической партии. Репрессивная активность Павла раскручивается чем дальше, тем больше. И вот, когда таковая достигает максимума, его настигает удар Христа - удар такой силы, что не остаётся места сомнениям относительно того, против Кого он осмелился выступить. Этот удар приносит Павлу физическую слепоту, но одновременно с нею духовное прозрение, навсегда изменившее его последующую жизнь. Чем был этот удар - наказанием или милостью? И тем и другим. Павел не принадлежал к числу воинствующих безбожников, он был глубоко верующим человеком, он действительно хотел служить Богу, но заблуждался относительно пути служения. Удар с небес был очень болезненным, но вывел его на правильную дорогу.

Сколь бы странным ни казалось поведение Павла, его странность куда более извинительна, чем странность наших современников. Если в распоряжении Павла был опыт соприкосновения только с одной общиной, да ещё к тому же совсем недавно образовавшейся, то в распоряжении ныне живущих колоссальный двухтысячелетний опыт Церкви – в т.ч. и чрезвычайно многочисленные случаи прямых действий Бога - чудес, которые происходили на протяжении всей истории христианства. Совершаются они и сегодня. Среди этих чудес есть даже воскрешения, свидетельства о которых опять-таки относятся не только к давним временам. Тем не менее, всё сие совершенно игнорируется – в том числе в христианской среде. Колоссальное число сегодняшних христиан живёт и действует так, как будто Церковь – не более чем одна из обычных мирских организаций. Чего только не совершают именующие себя христианами, какими только грехами не оскверняют себя… Что ж, в скверне можно пребывать долго, но однажды наступает момент, когда Бог посылает предупреждение. Благо тому, кто сумеет сделать правильные выводы, потому что если нет, можно получить хороший удар в лоб – примерно такой же, как получил Павел. Удар, от которого тебя распластывает так, что вся жизнь летит кувырком. Не думаю, что Павел ожидал или предчувствовал, что с ним может произойти нечто подобное. Полученный им удар был страшен не только силой, но и неожиданностью. Столь же неожиданным он будет для любого из нас. И эта неожиданность станет великим испытанием веры. Ведь принять удар свыше можно по-разному. Можно (и так бывает чаще всего) преисполниться чувством агрессии против Бога, Которому хочется объявить войну или полностью прервать всякое общение с Ним. А можно преисполниться чувством смирения и благодарности, осознав, что этот удар обрушился на тебя для того, чтобы остановить тебя, чтобы развернуть к правде и удалить с пути заблуждений, ведущему к большим бедствиям в этом мире и в конце всего к вечной смерти. Удар с небес может быть очень болезненным, он может быть страшен по своим последствиям, но, тем не менее, он является поводом для глубокой благодарности, потому что означает, что Бог о тебе не забыл. Он означает, что ты не безразличен Богу, что Он хочет уберечь тебя от греха и спасти от смерти. Когда спасают утопающего, то тот ведёт себя так, что, если не принять соответствующих мер, он может утопить спасающего. Пара хороших оплеух приводит его в состояние, при котором он перестаёт мешать спасанию. Примерно то же самое Бог делает и с нами. Когда мы мешаем Ему спасать нас, Он предпринимает меры для пресечения излишней мешающей Ему активности. Он делает сие не для того, чтобы причинить нам боль и порадоваться нашим мучениям, но для того, чтобы спасти нас. Именно поэтому в ответ на Его вразумление с нашей стороны должна исходить не агрессия, но благодарность и смирение, готовность услышать Его Слово, Его повеление, готовность пойти туда, куда Он укажет – пойти, осознавая, что тебя спасли, дали возможность очиститься, отстраниться от нечестия и обрести вечную жизнь. Проблема лишь в том, что многие этого не понимают. Не понимают, потому что имеют идеалом бесстрессовую жизнь, в которой Бог нужен только для того, чтобы исполнять желания, вне зависимости от свойства таковых. Естественно, что при таких умонастроениях, когда всё идёт не так, как тебе хочется, не возникает ничего кроме озлобления. Но таковое чувство является глубокой ошибкой.

У нас, как у общины, есть бесценный опыт, ибо свой удар мы получили. Он был чрезвычайно тяжёл, но своей цели он достиг – он вырвал нас из некоего сонного состояния, в котором мы пребывали, он заставил нас переоценить себя, как учеников Христа и как членов Его народа. При всех тяготах сие пошло нам на пользу, потому что мы стали ближе Христу и друг другу. Я бы даже сказал, что сегодня мы куда больше похожи на христианскую общину, чем 3 года назад. Поэтому надо не сетовать на неправедность тех, кто соделал несправедливость в отношении нас, но благодарить Бога за вразумление, за то, что мы взысканы Им. И наша главная задача, как общины – сохранить этот опыт, не растерять его, но жить дальше, постоянно имея его в виду и творя волю Божию. Мы призваны делать то, что хочет Бог, а не то, что мы хотели бы делать сами. Что именно произошло с Павлом? Он делал то, что сам считал правильным. Книга Деяний говорит: «Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению … связав приводить в Иерусалим». Как видите, он действовал не по приказу и даже не по поручению. Операция, запланированная им в Дамаске, была во всех отношениях его собственной инициативой. Он полагал, что таким образом служит Господу. Но Господь показал ему ошибочность его мнений. И когда это случилось, Павел явил силу своей веры. Он не возмущался и не протестовал, но задал единственно возможный правильный вопрос: «Господи, что повелишь мне делать?». Это путь для каждого из нас. Богу служат не по своему, а по Его разумению. Поэтому возблагодарим Бога за то, что Он взыскал нас, и будем просить Его о том, чтобы Он показал нам, что делать, как показал Он это Своему слуге Павлу. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 26.08.12




Другие проповеди по этому же поводу:

03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)