МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Августа 2020 года

12 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.7, 31-37
Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошёл к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафá», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.

Если мы посмотрим, какого рода чудеса Христа описаны евангелистами, то увидим, что по большей части это исцеления. В том числе и то чудо, о котором мы прочитали сегодня в Евангелии от Марка. Что такое исцеление? Это возвращение человека к нормальному бытию, ибо любая болезнь всегда наносит ущерб полноте этого бытия. Некоторые меньше, некоторые больше. При глухоте и сопряжённой с таковою невнятностью речи указанный ущерб огромен. Да, жить конечно можно, но такое бытие никак нельзя назвать полноценным. Нормальное общение невозможно, поэтому человек оказывается в изоляции. И далеко не случайно глухие образовывают свои сообщества. Самое лучшее попечение, какое только возможно, никогда не даст больному ощущение полноценного бытия. Поэтому глухой, о котором повествует евангелист, получил от Христа огромное благо – мир открылся для него заново; он обрёл возможности, о которых ранее и помыслить не мог. А теперь давайте посмотрим на эту историю немного шире. Случай, описанный Марком, не является неким изолированным, единожды совершившимся действием. Это окно в Божественную реальность; это то, что Иисус делает всегда. В т.ч. исцеляет глухих. Просто глухота бывает разной. Вот, например, будущие апостолы. Вроде бы они и слушали Иисуса, но периодически задавали такие вопросы, что становится очевидным: слушать-то они слушали, но при этом явно не слышали. Вот она – глухота. А заодно и косноязычие, потому что если толком на слышишь учителя, то как потом сможешь передать другим его учение? Поистине, ученики нуждались в исцелении не меньше, чем описанный Марком глухой косноязычный. И настал день, когда это исцеление пришло посредством сошедшего на них Св.Духа. Когда таковое совершилось, они не только всё поняли, т.е., наконец, услышали Господа, но и обрели способность говорить, возвещать. Св.Марк пишет о глухом косноязычном: «И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто». Подобным же образом разрешились уста учеников. Они стали говорить, и ещё как стали! Прочтите проповедь св.Петра в День Сошествия – кто бы мог подумать, что этот неискушённый в премудрости рыбак будет способен говорить как авторитетный пастырь и учитель! Вот она – исцеляющая сила Иисуса, которая действует и сегодня.

До Сошествия Св.Духа ученики Христа воистину или глухи или, в лучшем случае, глуховаты. Но указанная глухота по отношению к Богу была свойственна не только им, но и людям вообще. Впрочем, почему была? В настоящее время всё выглядит также, как и 2000 лет назад. Бог говорит с людьми. Он уже сказал очень много важного и полезного. Если бы сказанное Им адекватно понималось, усваивалось и реализовывалось, наша повседневность была бы совершенно другой. Но люди глухи. Именно поэтому нас окружает та неприглядность, в которой живём как мы, так и весь мир. И поистине, так было всегда, ибо человеческая сущность остаётся неизменной во все времена. Но вот что примечательно. Сначала сообщество глухих творит всё, что захочет то правая нога, то левая, то ещё какая-нибудь часть тела. Вследствие этого возникают проблемы, которые с течением времени только возрастают, более всего напоминая увеличивающийся в размерах гнойник. В какой-то момент этот гнойник прорывается, происходят некие очень нехорошие, а то и катастрофические события. И вот, когда они происходят, глухие начинают дружно вопить: как же Бог такое допустил?! Где Его милость, где благость, где доброта?! Мы не будем верить такому Богу, нам не нужен такой Бог! А дальше начинается конструирование бога-идола, вылепленного по собственному образу и подобию. Но позвольте, а с чего и в чём обвинять Бога? Разве Он повинен в разразившихся катастрофах? Никоим образом. В них повинны люди, которые игнорировали Божью волю. Господь вполне мог бы сказать: не Я допустил, а вы сами допустили, потому что вы не только не слышите Меня, но и не хотите слышать. И ответственность тоже на вас, потому что вы не пришли ко Мне и не просили об исцелении. А оно само не придёт. Свобода воли. Каждый выбирает то, что хочет. Бог может исцелить, но для того, чтобы Он это сделал, Его надо просить об исцелении. Нигде в евангелиях вы не найдёте повествования о том, как Иисус взглянул на кого-нибудь, и сказал: ты, добрый человек, Мне не нравишься, дай-ка Я тебя исцелю. Все исцеления начинались с желания или самого больного или его ближних, как это было с человеком, о котором рассказывает св.Марк: «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку». А что было бы, если бы не привели и не попросили? Ничего. Так и остался бы глухим и косноязычным. Почему его привели к Иисусу? Потому что или слышали о Нём, или видели, что Он совершает, а потому знали, что Он может помочь. Вот почему, кстати, так важно благовестие – ибо как без него узнать о возможности исцеления? А теперь такой вопрос: человек пришёл или был приведен к Господу, и Тот даровал ему милость исцеления. Что в этом случае произойдёт, каков результат? Результат тот же самый, что и с учениками после Сошествия Св.Духа – возможность слышать Бога А, соответственно, и жить иначе. Потому что общение с Богом меняет человека. Любое общение меняет. Когда общаешься с человеком, непременно усваиваешь что-то из его сущности. Поэтому и говорят, например, о влиянии учителей, которые не только передают познания, но и прививают некие черты характера. И если так происходит даже при человеческом общении, то тем паче при общении с Богом, Который не только назидает нас Словом, но и даёт Святого Духа, Который Своим действием реально преображает открывшемуся Ему человека. Такие открывшиеся, слышащие Бога были и есть во все времена. И они действительно живут не так как глухие. Они живут проще и чище, приближаясь к тому, чем должен быть человек по замыслу Бога.

Евангелие ничего не говорит о том, как складывалась дальше жизнь человека после явленной ему милости Господа. Но понятно, что она сильно изменилась, т.к. он смог полноценно войти в общество, от которого прежде был отделён своим недугом. Точно также меняется и жизнь человека, обретшего способность слышать Бога, ибо такой человек тоже входит в общество – общество святых, от которого был отделён. Святых старого и нового времени, только не мнимых, а настоящих, т.е. слышащих Бога и пребывающих в общении с Ним, идущих предначертанным Им путём к Его Царству.

Евангелист пишет: «И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали». Почему Иисус дал такое повеление? Потому что не хотел, чтобы людей к Нему привлекали чудеса, возможность получить некие земные блага. Но бывают ситуации, когда молчать просто невозможно, когда ты чувствуешь колоссальную потребность поделиться тем, что тебе открылось. Так вот, сегодня никаких запретов нет. Как раз наоборот. Иисус не повелел ученикам изолироваться от мира. Наоборот, Он послал их в мир, сказав при этом «идите и научите». Тот, кто пережил радость исцеления, не просто может, но и должен говорить о том, что сделал для него Господь. Говорить, дабы люди, слыша об исцелении и видя его результаты, сами восхотели исцелиться и пришли к Иисусу. Пришли, чтобы Он явил им милость и открыл перед ними возможность перейти из смерти в жизнь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Сентября 2017 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)