МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Февраля 2013 года

1 воскресенье Великого поста – Invocavit


Мф.12, 33-37

Признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познаётся по плоду. Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за каждое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Сегодня первое воскресенье Великого поста – периода молитвы, покаяния и размышлений о крестной жертве Христа. И вот что примечательно: невозможно надлежащим образом понять и принять содеянное Спасителем на кресте без покаяния, потому что там, где нет покаяния, нет и благодати. Но в то же время осмысление событий Голгофы, осмысление их значения побуждает нас к покаянию. Вполне понятно, что человеку, обратившемуся ко Христу, есть в чём каяться – ведь за ним тянется длинный шлейф грехов прежнего бытия. А в чём каяться нам – тем, кто давно уже присоединился к Божьему народу? Все мы - благонамеренные люди самых обычных простых занятий, ведущие относительно спокойный и неприметный образ жизни. Среди нас нет деятелей политики, нет крупных бизнесменов. Мы не топчем ближних, чтобы по их телам взойти на высоты богатства и власти, мы не совершаем преступлений. Наши радости также нехитрые. Никакими извращениями мы не увлекаемся и кутежей не устраиваем. Мы – тихие благонамеренные люди. А если так, то в чём мы согрешили? В чём нам каяться?

Не будем обманывать сами себя: внешняя благонамеренность не означает праведности, и в каждый день бытия мы так или иначе преступаем волю Бога. Именно об этом напоминает нам сегодняшнее Евангелие.

Какую бы тихую и благонамеренную жизнь мы ни вели, мы не проводим её в молчании. Мы говорим в каждый день бытия и, если посчитать количество слов, произнесенных в течение года, то сумма получится колоссальная. Иногда наши речи произносятся по делу, иногда представляют собою не более чем пустую болтовню, но любое слово, вне зависимости от того, произнесено оно по делу или впустую, не произносится просто так. Любое слово есть ни что иное, как выражение внутреннего состояния, выражение каких-то мыслей, чувств, намерений. А теперь подумаем о том, каковы эти мысли, чувства и намерения, если учесть, что значительная часть произносимых нами слов отнюдь не сияет добром. От нас исходят осуждения, ругательства, пожелание бедствий, а то и смерти. Мы не крадём и не убиваем – это воистину так, но праведность определяется не только кражами и убийствами, ибо так говорит Господь: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Почему Он так говорит? Потому что слова отражают состояние твоей души. Как сказал об этом Иисус: «От избытка сердца говорят уста». И если человек говорит худое, то, в чём бы таковое ни заключалось, оно свидетельствует об отсутствии любви. Если же в тебе нет любви, то ты далёк от Бога, а если ты далёк от Бога, то осуждён. Причём не Бог осуждает тебя – ты сам осуждаешь себя, потому что не хочешь быть с Ним. А тот, кто не хочет быть вблизи источника жизни, не может наследовать жизнь. Слово Божие говорит нам о том, что для того, чтобы спастись, нужно пребывать в единстве с Богом, пребывать в любви к Нему. Но оно говорит и о том, что тот, кто говорит, что любит Бога, а ближнего ненавидит, тот лжец. Не так давно мне прислали по интернету очень интересную запись выступления пятидесятнического пресвитера. Сей пастырь рассказывал, как однажды, стоя в очереди, он стал свидетелем того, как одна женщина уговаривала другую поверить в Иисуса, причём говорила весьма смиренно. Но когда какой-то мужчина сделал попытку обойти очередь, то вся смиренность этой женщины исчезла, и она обрушилась на нарушителя очерёдности с такой злобой, что тот поспешил уйти. На какой-то момент явилось истинная натура, далёкая от всякого смирения и любви. Не об этом ли говорит Господь: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». Так что же пребывает внутри нас? Каков тот избыток, который выражается словесно? Вот то, о чём следует задуматься. Когда мы говорим о грехах, то думаем прежде всего о каких-то внешних действиях, но в первую очередь следует думать не о том, что снаружи, а о том, что внутри. Много людей пребывает в Церкви, но причины такового пребывания различны. Один хочет пребывать с Богом, другой следует семейной традиции, третий рассматривает Божий народ, как одно из средств облегчения эмиграции. То же самое можно сказать и о покаянии. Многие приходят на исповедь, но один исполняет формальный обряд, а для другого она становится воплем отчаяния, происходящим из осознания отдалённости от Бога.

Членство в видимой Церкви есть только внешний знак, не определяющий ни истинного состояния души, ни участия в грядущем спасении. Поэтому так важно решить для самого себя главный вопрос: хочу ли я быть с Богом? Не «хочу ли я спасения?», а «хочу ли я быть с Богом?». Потому что истинно верующий ищет не избавления от смерти. Поступать так значило бы следовать за Богом из страха. Истинно верующий следует за Богом потому, что хочет быть с Ним, потому что восхищен красотой Божественной истины, потому что не мыслит жизни без своего Небесного Отца. Так хочу ли я быть с Богом? Если нет, то живи, как тебе хочется и не обременяй себя внешними ограничениями христианства, потому что никакие обряды не обладают спасающей силой сами по себе. Собственно, тогда и в Церкви делать нечего, потому что это будет напрасная трата времени. Но если ты воспринимаешь Бога, как Отца, если хочешь быть с Ним всегда и во всём, то внимательно посмотри на себя самого, не пытаясь не замечать недолжного. В своё время были мастера, которые при изготовлении зеркал добавляли в стекло самую малость розовой краски. Когда человек смотрелся в такое зеркало, он видел себя более молодым и свежим, чем был на самом деле. По понятным причинам, такие зеркала пользовались особой популярностью среди женщин. Но истинно верующему такое зеркало не нужно ни в прямом, ни в переносном смысле. Верующий смотрит на себя предельно честно, выявляя то, что мешает единству с Отцом, чтобы устранить это несоответствие. Покаяние бессмысленно без плодов покаяния, а плод покаяния есть ничто иное, как целенаправленное изменение, делающее тот или иной грех невозможным, разве что только по случайности.

Внутреннее состояние души, пребывающей во Св.Духе, делает невозможным произнесение злых речей, ибо верующий, призванный быть светочем миру, не может становиться источником зла. Но, пока такое состояние не достигнуто, нужно следить за собой, не позволяя себе говорить всё что угодно. Прежде чем сказать, следует подумать о том, что именно хочешь сказать. И если понимаешь, что хочешь сказать неугодное Богу, то лучше промолчать.

Каждому из нас есть что вспомнить. Каждому из нас есть в чём покаяться. Естественно, что за один раз радикальных перемен не произойдёт. Именно поэтому Лютер сказал, что покаяние есть не единовременный акт, но процесс, длящийся на протяжении всей жизни. Покаяние есть постоянное очищение себя, чтобы, как сказал бы об этом ап.Павел, в нас было как можно меньше душевного и как можно больше духовного. Иисус предупреждает: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Поэтому будем просить Бога о прощении за всё зло, которое совершили, и о том, чтобы впредь оно не исходило от нас снова: ни в делах, ни в словах, ни в намерениях, но чтобы во всех внешних обстоятельствах, и, что ещё более важно, в своей внутренней сущности мы были истинными Божьими детьми, Его посланцами, Его свидетелями, Его письмом этому миру. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 17.02.13




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)