МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Февраля 2021 года

Invocavit


Иак.1, 12-15
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

В среду завершившейся недели начался Великий пост – время, в которое мы призваны с особой силой сосредоточиться на крестной жертве Спасителя, принесшей верующим во имя Его искупление и прощение грехов. Но вот вопрос: а почему вообще потребовалось какое-то искупление? Зачем вообще потребовалась Голгофа? Искупление потребовалось потому, что человек по своей сущности – падшее создание, грешник. Только не надо думать, что грех – это непременно какое-то страшное по нынешним меркам деяние. Грех – это любое деяние, помышление или намерение, противоречащее воле Бога. Люди, по своей склонности к законничеству, любят делить грехи на тяжкие и не очень, некоторые из них даже называют смертными. Если ничего не путаю, то в кодексе Канонического права Римской Церкви есть даже указания, какого рода эпитимии должны назначаться за тот или иной грех. В результе получается нечто вроде Уголовного кодекса с Божественным уклоном. Но дело в том, что у Бога нет никакого кодекса, никакого деления, никаких статей, определяющих степень тяжести преступления и соответствующее таковому наказание. Любой грех противоречит воле Бога, любой грех является отпадением, отходом от Его пути. А т.к. Бог – источник и податель жизни, то любой отход от Его пути неизбежно ведёт к смерти. О чём и говорит нам св.ап.Иаков: «15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». И никуда от этого не уйти, ибо, как сказано у Апостола, «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Дьявол, мир и собственная порочность постоянно побуждают нас идти против Бога. Чтобы в этом убедиться, достаточно сверить свою жизнь с Десятью Заповедями. И тогда станет очевидно, что нет ни одного дня, в который бы мы так или иначе не входили бы в противоречие с какой-нибудь из них. Не делом, так словом; не словом, так помышлением. По-другому не получается, поэтому самый лучший из нас перед лицом Божественной святости такой же грешник, как и самый худший, и ни у кого из нас нет никакой перспективы, кроме проклятия и вечной смерти. Как сказано в Писании, «все согрешили и все лишены славы Божией». Но неужели мы не можем с этим справиться? Увы, нет. Потому что, как говорит нам Слово Божие, не существует никакого баланса добрых и злых дел. Есть два состояния: праведности и неправедности. И как только человек совершает грех, он переходит в состояние неправедности. Соответственно, то, что было раньше, не имеет значения. А, как показывает практика, удержаться в состоянии праведности просто нереально. Поэтому для того, чтобы не погибнуть, есть только один путь – принятие Голгофской жертвы Христа. Ибо её посредством наш Господь и Спаситель принимает на Себя грехи доверившихся Ему, даруя взамен Свою праведность. Образно говоря, Он берёт у нас одежду, выпачканную в грязи, давая взамен чистую.

В этом мире много хороших, по нашим понятиям, людей. Но никто из них не мог сделать того, что сделал Господь. Просто потому, что они тоже грешники и, соответственно, их одежды также запачканы. Вот почему очистить нас может только Христос, Единосущный Отцу - Истинный Бог, не имеющий на Себе греха. Именно поэтому без Христа мы не можем ничего, именно поэтому вне Христа нет ни пути, ни истины, ни жизни. Этот момент нужно уразуметь и принять со смирением, со скорбью о своих преступлениях и с радостью от открываемого Господом будущего.

Какова главная проблема человека? Отсутствие смирения. Именно это отсутствие побуждает нас не признавать себя грешниками. В союзе с отсутствием смирения действует гордыня, побуждающая чувствовать себя всегда и во всём правым. И ещё она побуждает расталкивать окружающих, чтобы залезть как можно выше и чувствовать себя центром вселенной. Посмотрите на таких «превознесенных». Они же не говорят, а вещают; они изрекают непреходящие истины. Но люди, а мессии в миниатюре. Причём, что особенно интересно, когда их идеи приводят только ко всё более умножающемуся развалу, когда их попросту ловят на лжи, они не торопятся признать свою неправоту, не торопятся покаяться перед теми, кого обманули и ввергли в разорение. Нет. Они продолжают вещать и продолжают творить злодеяния. Мы много о них знаем, потому что они на виду, благо от современных средств массовой информации просто так уже не скроешься. Но проблема в том, что другие люди не намного лучше. Просто не так заметны. Но суть та же самая. И бывает так, что оглянешься назад, на свою жизнь, и ужас берёт от того количества глупости и мерзости, которые ты успел наворотить. И куда от всего этого груза денешься? Без Христа никуда. От этой тяжести можно освободиться только у подножия Господнего креста. Вот почему так важно помнить, что мы не абы кто, а ученики Иисуса Христа, доверяющие Ему и возлагающие всю надежду не на себя, но на Него. Но это не значит, что мы можем делать что угодно. Верующий во Христа отличается от неверующего тем, что постоянно взирает на Господа. И, соответственно, сравнивает себя не с записными мерзавцами, на фоне которых так удобно чувствовать себя праведником, а с Иисусом: с Его чистотой, праведностью, святостью. И вот тогда всё встаёт на места, потому что кто мы в сравнении с Ним? Никто. Мы – жалкие создания, безнадёжно заблудившиеся в лабиринте собственных грехов. Нам свойственно забывать об этом, от чего возни-кают большие претензии, но реальная цена таким претензиям – ломаный грош. Чем быстрее мы это поймём, тем лучше. Осознание такого рода очень болезненно, но без него не обойтись, потому что только тот, кто понял, на что похож на самом деле, только по-настоящему ужаснувшийся этому, только тот может с полной искренностью возжаждать очищения, освящения и молить о таковых.

Велика благость и любовь Господа. Он не отворачивается от рыдающих о грехах, Он принимает кающихся грешников и даёт им прощение, очищение и освящение. Именно ради грешников, т.е. ради нас, ради нашего спасения Он умалился до образа творения, жил среди нас и взошёл на Голгофу, претерпев поношения, избиения и мучительнейшую смерть. Такова сила Божественной любви. Но обагрённые Господней кровью плоды этой любви даются не всем, а только тем, кто, осознав всю глубину своей мерзостности, ужаснётся ей и от всего сердца возжаждет избавления от греха, возжаждет прощения, дабы перейти из тьмы в свет Божественной любви, в незакатный свет Его Царства, где нет места ни злу, ни греху, ни смерти.

Господь любит нас. Любит и ждёт в Своём Царстве. И для того, чтобы ввести нас в него, Он ожидает нашего смирения, скорби о грехах, покаяния. Пока ждёт. Но никто не знает, сколько именно будет длиться это ожидание; ни-кто не знает, сколько у него времени. Обрушившаяся на нас и до сих пор длящаяся эпидемия напомнила о всей нашей непрочности и преходящести. Она собирает жатву, не делая различий между молодыми и старыми, между звёздами эстрады и заводскими рабочими. Умирают даже те, кто, по уверениями медиков, не входил ни в какие группы риска. Впрочем, мы непрочны и преходящи и без всякой эпидемии. Пошёл человек к почтовому ящику, поскользнулся на лестнице, ударился головой, всё. Поэтому не надо ничего откладывать. Поспешим осознать свою греховность и в искреннем порыве припадём к подножию креста Голгофы, к стопам Иисуса Христа, нашего Искупителя и Спасителя, дабы силою Его жертвы за нас перейти от смерти в жизнь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

01 Марта 2020 - Invoсavit (Пастор  Д. Лотов)
10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)