МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Марта 2020 года

Invoсavit


Лк.3, 7-9
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

В мире юриспруденции есть понятие «банкротство», означающее, что человек или организация не в состоянии выполнить свои денежные обязательства. Выражаясь проще, человек становится несостоятельным должником. Последствия сего весьма прискорбны и прекрасно описаны в литературе. Вот, семья жила в достатке, жаловаться вроде бы не на что, но в результате банкротства от этого достатка остаются жалкие крохи, и остаётся только рыдать о прошедших временах. Вот именно о банкротстве мне и хочется поразмышлять сегодня, в первое воскресенье Великого поста, которое мы празднуем, как День покаяния.

Банкротство бывает разным - не только финансовым. Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали слова св.Иоанна Крестителя: «9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Кому он говорит это? Иудеям, которые обанкротились как народ или, точнее, явили свою несостоятельность, как избранный народ Божий. В своё время они получили от Бога огромные привилегии и дары. Получили не просто так, а для исполнения определённой задачи, которая так и не была исполнена. Иудеи почему-то не подумали, что прав не существует без обязанностей; вообразили, что могут делать что угодно, а дарованное Богом останется при них навсегда, вне зависимости от деяний. И что у них всё будет хорошо и замечательно просто потому, что они происходят от Авраама, с которым Бог заключил завет и дал удивительные обетования. Но Иоанн развенчивает эти иллюзии: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Люди очень любят кичиться друг перед другом своим происхождением, древностью рода, заслугами предков и т.п. Но для Бога всё это не имеет значения, потому что перед Его судом каждый человек отвечает во-первых, за свои грехи, а во вторых, за грехи тех, кто согрешил по его вине. В начальные годы Советской власти за одно и то же преступление могли быть назначены совершенно разные наказания – для людей, вышедших из пролетарской среды, нормы закона существенно смягчались. Это называлось «принимая во внимание происхождение». Ну так вот, перед Богом происхождение, заслуги семьи, славные деяния предков не имеют никакого значения, и не послужат в оправдание, потому что важно только одно: как именно лично ТЫ обошёлся с тем, что дал тебе Господь, каким образом использовал Его дары. Терпение Господне велико, но не бесконечно, и если ты использовал полученное от Него недостойно, то можно это полученное потерять. Тратишь не задумываясь, тратишь, тратишь, а потом вдруг оказывается, что ты банкрот, что у тебя больше абсолютно ничего нет. Иоанн предостерегал людей, приходивших к нему, а приходили многие. Кто-то внял его увещеваниям, кто-то не внял. В результате получилось, что внявших было меньшинство, потому что большинство в конечном счёте предпочло свои толкования и мнения воле Бога, явленной в Его Единосущном Сыне. Большинство предпочло свои измышления приблизившемуся Царству Божию. И потому Господь отверг иудеев, сохраняя их ныне лишь в качестве наглядного свидетельства – точно такого же, как разрушенный в соответствии с древним пророчеством Храм Иерусалимский. «8Сотворите же достойные плоды покаяния…». А что такое плоды покаяния? Об этом сказал Христос: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Но именно этого и не было сделано.

Тема банкротства вполне актуальна для каждого человека – в особенности для перешагнувшего середину жизненного пути, когда всё более начинаешь задумываться о том, что сделано, а, главное, о том, что НЕ сделано. И вот тут оказывается, что либо ты уже банкрот, либо приблизился к этому состоянию. Прочное положение в избранной специальности? Нет его, потому что ты зависишь от степени дурости руководства, порою совершенно некомпетентного. Уж такое сейчас время, что, условно говоря, люди с уровнем начальной школы решают, чему быть, а чему не быть в Академии Наук. Твоя собственная квалификация? Могла бы быть выше, но ты не считал нужным заниматься её повышением. Впрочем, даже если и занимался, то финал всё равно незавидный, потому что никаких перспектив, кроме нищенской пенсии у тебя нет. Семейные дела? Тоже нехорошо. За время своего служения я слышал немало воплей отчаяния от отсутствии взаимпонимания с супругами, а в особенности с детьми, о непотребном поведении оных… И всё это возникает не из ниоткуда, а из твоих собственных ошибок, за которые можно сказать «спасибо» только лишь самому себе. Как прав был Лютер, когда в своей предсмертной записке написал: «Мы нищие, это воистину так». И вот тут мы подошли к тому корню, из которого вырастает большая часть вышеуказанных бедствий. Таковым опять-таки является банкротство, на сей раз духовное.

Подавляющее большинство наших проблем вырастает из самоуверенности, из упования на себя, на свои собственные силы, на стремление строить бытие самому, в то время как христианин должен уповать на Бога и действовать под Его руководством. Что такое упование на Бога? Это доверие Богу, доверие Христу. А что значит доверять кому-либо? Это означает прислушиваться к тому, что тебе говорят и делать то, что тебе советуют. Христос же говорит ясно: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Итак, прежде всего, покаяние, которое начинается с осознания себя, как грешника, ужасающегося своих недостойных деяний перед Богом. Есть ли это? Или мы осознаём себя нормальными, достойными всяческого почтения людьми с вполне удавшейся жизнью, которым не нужны ни покаяние, ни исповедь? Второе: вера в Евангелие. Это не просто слушание текста с последующим пением «Слава Тебе, Христе». Это принятие вести о том, что во Христе к тебе приблизилось Божье Царство. Но если оно действительно приблизилось, если ты уже сейчас стал его сопричастником, то должен жить в соответствии с его нормами. Поэтому доверие Христу означает изменение бытия, основанное на изменении сознания, проникнутого Божественным светом. Но вот смотришь на иных, именующих себя христианами и думаешь: а где же свет Царства? Поистине, никакие репрессии и гонения не наносят Церкви такого ущерба, как формальные христиане, говорящие одно, а делающие совсем иное. Между тем Иоанн Креститель предрекает: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Суд Божий – это такая же неизбежная реальность, как и собственная кончина, а между тем люди живут так, как будто и сами бессмертны, и суда никакого не предвидится. Мир враждебен Богу и потому будет всеми средствами доказывать, что грех – это нормально, что самые бесстыжие деяния и даже преступления – это хорошо и правильно. Как, например, сказал когда-то Ленин, нравственно то, что служит делу революции. Но Бог дал нам голову, для того, чтобы мы думали, мыслили критично и не позволяли оглуплять себя лозунгами и пропагандой. Потому что чем дольше живёшь в плену иллюзий, тем страшнее момент прозрения. Если мы не хотим обанкротиться, быть срубленными и брошенными в огонь, то у нас есть только одно средство – Иисус Христос.

Несмотря на всю нашу дурость и непотребство, Бог любит нас. Настолько, что явился нам во ипостаси Иисуса Христа, чтобы указать нам путь спасения и жизни. Более того. Он не просто указал путь - Он добровольно отдал Себя на мучения и смерть, дабы оплатить наши долги. Эта жертва действенна и сегодня. Христос готов выкупить нас, но при одном условии – полном доверии. Доверии, при котором вверяешь себя Ему в каждом шаге и связываешь надежды на будущее не с собою, не со своими силами и способностями, а с Ним. Единственным средством от полного банкротства является доверие Христу, при котором ты даёшь Ему войти в тебя, чтобы действовал уже не ты сам, но Он в тебе. «…всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Однажды ученики спросили Господа: ктоже может спастись? На что Иисус ответил им: человекам это невозможно, но не Богу, ибо нет невозможного Богу. Что это значит? Что если Без Христа мы не можем ничего, то со Христом можем всё. Жизнь во Христе и со Христом – вот единственное средство изменить не только будущее, но и настоящее, принести добрый плод не только к жизни вечной, но и в повседневности, превратиться из банкрота в богатого человека и выйти из тьмы и тени смертной к сиянию будущего дня. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)