МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Марта 2019 года

Invocavit


Иоиль 2, 12-18 (12-14)
12. Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
13. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
14. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
16. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
17. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
18. И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.

Пост… Время покаяния и скорби… Скорби о своих грехах, о своём нечестии; о том, что имея возможность следовать путём Господа и творить дела любви, мы уклонялись от него ради недостойных деяний… На протяжении многих веков пост был видимым выражением покаяния перед Богом, смирения перед Богом, временем признания своей вины и мольбы о прощении, в котором так нуждается любой человек, в том числе и каждый из нас. Это следует из услышанного сегодня слова Божия, возвещённого через пророка Иоиля, жившего задолго до Рождества Христова: «12Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.» Но увы, как видно из последующих слов пророка, уже тогда пост мог превратиться в чисто внешние действия, не имеющие никакого отношения к состоянию души: «13Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Мы знаем из Евангелий, что во время земного служения Иисуса ситуация стала ещё хуже, т.к. фарисеи использовали внешние признаки поста для подчёркивания своей особенной набожности. Они мазали лица белой краской и посыпали себя пеплом, ходили в разодранных одеждах, но при этом не испытывали ничего, похожего на раскаяние, на смирение перед Богом – именно за это и упрекал их Господь. Размышляя над евангельскими текстами, мы по большей части отзываемся о фарисеях не самым лучшим образом. Даже само слово «фарисей» стало равнозначно слову «лицемер, притворщик». Однако не будем торопиться упрекать их, потому что нынешнее время ещё хуже. Фарисеи постились два дня в неделю, но всенародный пост был неординарным событием, объявлявшимся в связи с какими-то особо тяжкими моментами в жизни государства. В новозаветное время общий пост стал частью календаря. И вот, не далее как вчера я прихожу в магазин и вижу, что на некоторых продовольственных товарах стоят таблички с надписью «пригодно в пост». А когда почитаешь заметки в инете, то создаётся впечатление, что пост – это разновидность диеты. Но вкушение или невкушение каких-то определённых видов провизии не означает поста. Более того: внешние действия, не основанные на внутреннем содержаниии вообще ничего не стоят и никому не нужны: ни людям, ни тем более Богу. Но что в таком случае желает Господь? Какова Его воля? Об этом возвещено через пророка Иоиля: «13Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив». Бог хочет от нас не чисто внешнего, т.е. мнимого, а подлинного раскаяния, при котором человек испытывает мучительный стыд за совершённые непотребства и беззакония, страдает от отягощающего душу и буквально не дающего дышать чувства вины, побуждающего пасть перед Богом с мольбой о прощении. Бог хочет от нас раскаяния, при котором воспоминания о своих деяниях побуждают содрогаться от ужаса и буквально вопить в полный голос. Вопить, ибо со всей отчётливостью становится ясно, что по этим деяниям ты погибшее создание – не погибающее, а уже погибшее - которому остаётся только рыдать о себе. Чувства, подвигающие к такому раскаянию, невыносимо тяжелы, но только они в состоянии разрешить ситуацию, изменить бытие, потому что именно такое раскаяние – раскаяние, сознающее справедливость гнева Божия; раскаяние, не пытающееся оправдаться, но готовое смириться и принять наказание – именно такое раскаяние ведёт к прощению и возможности нового начала.

Одна из главных проблем современного мира в том, что люди настолько отдалились от Бога, что разучились ужасаться себя и своих деяний. Получается, что Бог Сам по Себе, а мы сами по себе. И ориентируемся не на святые Заповеди, не на Слово Божие, а на общепринятые нормы и обычаи. С точки зрения таковых мы вполне благопристойные люди, заслуживающие всяческого уважения, ибо живём в полной гармонии с окружающей средой, не нарушаем никаких законов и честно вкушаем свой хлеб. Так в чём же нам каяться, о какой вине может идти речь? И вот, в результате, выражаясь словами Книги Откровения, мы не горячие и не холодные - мы тёплые. Но Господь говорит: «о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

В своё время в цирках Российской империи проходили соревнования по классической борьбе, которые были не настоящими соревнованиями, а представлением, исход которого вовсе не определялся истинными возможностями соревнующихся. Но периодически эти борцы собирались в Гамбурге, чтобы померяться силами без свидетелей и выяснить, кто чего стоит на самом деле. Отсюда пошло выражение «по гамбургскому счёту». Так вот, давайте посмотрим на себя «по гамбургскому счёту», т.е. перестанем играть роли, посмотрим на себя честно. Только это должен быть взгляд на себя не с точки зрения общепринятых обычаев и законности, а взгляд на себя в свете Божественной святости и чистоты, потому что неважно, кто мы перед людьми – важно, кто мы перед Богом. И давайте подумаем вот о чём. У большинства из нас жизнь находится на второй половине и до финала в общем-то не так далеко. Так к чему мы пришли в настоящий момент? Если завтра придётся предстать перед Богом, то с чем предстанем перед Ним? Что сможем показать Ему? Любовь, чистота, искренность, пребывание в Духе Святом, единство со Христом – удалось ли этого достигнуть? Или о каждом из нас можно сказать нечто вроде того, что в одной современной сказке сказал нерадивому школьнику повелитель времени: «В твоём распоряжении были миллионы лет, а ты так и не удосужился выучить уроки»?

У нас мало времени, мои дорогие. У нас очень мало времени. Настолько мало, и оно настолько быстротечно, что вольное обращение с ним – это непозволительное, безумное расточительство. И потому нельзя растрачивать его на всё то, что ведёт не к Богу, а от Него. Подумайте о том, что недостойные деяния, которыми мы то и дело себя оскверняем, уродуют образ и подобие Божие, в котором мы созданы, превращают нас в карикатуру на человека. А иногда и в нечто страшное. Вспомните уайльдовский «Портрет Дориана Грея». Если бы у нас был такой портрет, то на что бы он был похож в настоящий момент, во что бы превратился?

Бог милосерд, Бог милостив. Но не до бесконечности. Он не хочет нашей гибели и потому долготерпит, давая возможность для обращения и исправления, но настанет момент, когда уже ничего нельзя будет исправить, потому что время делания пройдёт. Порою нам кажется, что у нас много времени и что покаяться и обратиться к Богу никогда не поздно. Но, как уже было сказано, времени мало, и, что самое скверное, оно может окончиться совершенно внезапно. Так вот, пока оно ещё есть, поспешим ужаснуться самих себя, смиримся перед Богом, будем молить о прощении, пока это ещё можно сделать, пока милосердие Божие не истощилось, ибо так говорит Господь: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. 13Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)