МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Апреля 2013 года

Quasimodogeniti


Ин.21, 1-14

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Пётр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Пётр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мёртвых.

В наше время, как, впрочем, и в любое другое, можно услышать немало странных гипотез. Одна из них – теория г-на Фоменко, который тщится доказать, что история мира выглядит совсем не так, как мы считаем, потому что на самом деле она намного короче. Аргумент, которым он пользуется для подтверждения своей теории – повторяемость событий. Т.е. если два события похожи друг на друга, то на самом деле это одно и то же событие. Применив эту теорию к услышанному сегодня Евангелию, можно сделать вывод, что трёх лет земного служения Христа не было, потому что описанная Иоанном встреча Иисуса с учениками на Геннисаретском озере очень похожа на самое начало Его служения: на момент, в который совершилось призвание учеников. Ведь обоих случаях речь идёт о чудесном улове, обретённом после ночи, исполненной неудач. Действительно, то, что случилось в самом начале служения Господа, удивительно похоже на то, что произошло в конце. И сие сходство не является случайным.

В ночь предательства ученики рассеялись. Оставив Христа в руках вооружённой толпы, они бежали. Только Пётр осмелился последовать за Ним в дом первосвященника, и только Иоанн решился придти на Голгофу. Вера в Иисуса как в Мессию была поколеблена, а после казни совсем исчезла. Один из учеников, Клеопа, по дороге в Эммаус произнёс с явным разочарованием: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Мессия не мог умереть. Смерть Иисуса была зримым свидетельством того, что Он – не Мессия. Почему же тогда в последующие дни ученики стараются держаться вместе, а не расходятся кто куда? Прежде всего, от растерянности. Три года они пробыли вместе и теперь, когда их надежды потерпели столь ужасный крах, они ищут поддержки друг у друга. Кроме того, они понимали, что находятся в опасности. В Писании сказано, что двери дома, где они находились, были заперты из страха перед иудеями. Но вот, совершается великое чудо воскресения. Воскресший Христос является ученикам, причём является дважды. Сомневавшийся Фома получает возможность прикоснуться к Его ранам и тем самым удостовериться в реальности происходящего. Явление Воскресшего Христа возвращает ученикам веру, но не даёт им ясности относительно их будущего. До сих пор они находились под постоянным водительством Иисуса, но теперь это водительство завершилось. Господь не пребывает с ними постоянно, как ранее, а только является им, причём явно не каждый день. Поэтому столь большое значение имеет третье явление, о котором рассказывает Иоанн. Прежде всего, посредством сего явления вновь удостоверяется реальность воскресения, причём телесного. Именно ради доказательства Своей телесности Иисус обедал с учениками. Но дело не только в доказательствах реальности воскресения. Три года назад при сходных обстоятельствах происходит призвание учеников. Теперь совершается их повторное призвание, повторное собирание в общину, которой вверяется великое служение, выраженное в обращённых к Петру словах Христа: «Паси овец Моих». Служение Христа продолжается, только отныне оно должно совершаться посредством учеников. Чем это третье явление Воскресшего Господа важно для нас?

Прежде всего, так же, как и для учеников, удостоверением реальности воскресения. Участие Господа в трапезе развеивает последние сомнения, если таковые вообще могли быть. Иисус реален. Это не призрак и уж тем более не галлюцинация. Воскресение воистину совершилось и совершилось телесно, так что мы можем не иметь никаких сомнений в его реальности. Но позвольте – разве есть сомнения? Безусловно. Иначе по какой причине люди творят такие дела, как если бы Иисус не воскрес, а остался в гробнице? Воскресение Христово совершилось, но есть ли оно в нашей жизни? Когда на Пасху восточного обряда совершается крестный ход, в нём принимает участие очень большое число людей. Поистине, этот крестный ход являет собою весьма впечатляющее зрелище. Но чем он является для участников – чисто внешним событием, зрелищем, или чем-то иным? Для какого числа участвующих в пасхальном крестном ходе Воскресение Христово является реальностью, определяющей бытие? Когда мы общаемся с каким-то человеком, это общение накладывает определённый отпечаток на нашу жизнь. И чем более близко это общение, тем большее влияние на нас оно имеет. Точно также и общение со Христом. Если оно есть, то его влияние будет заметно. Вернее сказать, оно не может быть незаметным. Ведь Господь – это не абстрактная идея, не некий образ из прошлого, о котором можно сказать что-то типа «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». В отличие от Ленина, Иисус действительно жив и действительно пребывает среди Своего народа, совершенно реально участвуя в жизни верующих в Него. Именно поэтому вполне закономерен вопрос: если человек говорит, что верует, но по своим делам ничем не отличается от неверующего, то где же в его жизни Христос?

На протяжении трёх лет земного служения Христа ученики составляли общину. В ночь предательства они рассеялись. Воскресение Христово снова делает их общиной – до начала их самостоятельного служения остаётся совсем немного. Но даже сейчас, когда Сошествие Св.Духа ещё не произошло, когда они ещё не начали проповедовать, Воскресение Господне становится определяющим фактором бытия. Они снова готовы следовать за Христом и творить Его волю, ибо у них нет сомнений. К такому же отсутствию сомнений, к такому же последованию за Воскресшим призваны все мы.

Воскресение Господа – совершившийся факт. Можно относиться к нему по-разному, как люди и делают. Кто-то принимает его, кто-то отвергает. Это отношение ничего не изменит в свершившемся факте Воскресения – оно совершилось. Но вот в собственной жизни человека отношение к Воскресению может изменить очень многое. Не принимающий Воскресения, игнорирующий его, живущий так, как если бы оно не произошло, остаётся в плену собственного нечестия, в плену собственной слепоты. Он обречён на блуждание в потёмках, в которых не на что опереться кроме собственных фантазий. Христос же даёт Своим верным твёрдые и ясные ориентиры. Он исполняет жизнь Своих верных светом и радостью, смыслом и любовью, уверенностью и великой надеждой. И, что особенно важно, ничто из данного Христом не может быть отнято. Повседневность может повернуться к верующему не самой приятной стороной, но что бы ни происходило в оной повседневности, в ней всегда будет Воскресший Христос, а вместе с Ним будет и яркий свет грядущего дня. Христос воскрес – воистину воскрес! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 07.04.13




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)