МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Апреля 2019 года

1 Воскресенье после Пасхи


Дорогие братья и сестры,
В догматическом богословии нашей церкви принято говорить о том, что Священное Писание обладает Божественной ясностью. Это значит, что Писание ясно и недвусмысленно сообщает нам все, что нам необходимо знать для нашего спасения. Однако, несмотря на это, в Писании все же очень много загадочного и даже непонятного. Я имею в виду, что в Нем есть такие эпизоды, по которым можно судить о поступках людей и мотивах их действий. Но вот мотивы действий Самого Бога – Главного Действующего Лица этой Книги – для нас часто так и остаются непонятными.

И мне кажется, это нормально. Творец не обязан давать отчет своим творениям, почему в той или иной ситуации Он действовал именно так, как Он действовал. Его мысли – не наши мысли, и Его пути – не наши пути (Ис 55:8). Его пути, по выражению Апостола, «непостижимы и неисследимы» (Рим 11:33).

И вот, осознавая это, давайте попробуем прикоснуться к одному из таких крайне загадочных отрывков, который мы сегодня услышали – к 32-й главе Книги Бытия.

Поистине, мы прикасаемся к загадке. Сын Исаака – Иаков - возвращается на родину к своему брату Исаву, от гнева которого он в свое время бежал. Иакову довелось встретиться в своей жизни со многими трудностями, но во всех этих трудностях и испытаниях Бог его отцов – Авраама и Исаака – хранил его. Сам Бог, когда является Иакову во сне, говорит ему: «Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя» (Быт 28:15). То есть, Сам Бог обещает оберегать Иакова и заботиться о нем.

И вот на этом пути домой Иаков остается ночью один у бурного потока. И возле этого потока его встречает Некто. И этот Некто вступает с Иаковом в борьбу. Почему же этот Некто вступает с ним в борьбу? Текст Книги Бытия хранит об этом молчание. Однако, результат этой борьбы таков: Незнакомец открывает Иакову, что тот боролся он отнюдь не с человеком: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт 32:28).

Я не возьмусь судить, каковы были мотивы действий Всевышнего в данном случае. Почему Он решил вступить с Иаковом именно в физическую борьбу. Есть толкователи, которые предполагают, что таким образом Господь решил испытать решимость, дерзновение и веру Иакова. Однако, это скорее предположение. Как я уже сказал, о мотивах Самого Всемогущего Бога нам, смертным, судить сложно. Тем более, что и текст книги Бытия об этих мотивах напрямую ничего не говорит.

Однако, гораздо важнее, как мне кажется, итоги этой загадочной встречи.

Во-первых, встреча с этим Неизвестным была для Иакова вполне реальной. Это не было какое-то видение или галлюцинация. Встреча с Богом оставила на теле Иакова вполне ощутимый след: во время борьбы Господь повредил ему сустав бедра.

А во-вторых, посмотрим на то название, которое Иаков в результате ночной встречи с Богом дает этому месту: «И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл (с древнееврейского это переводится как «Лицо Божие»); ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт 28:30).

Вот над этой фразой, как мне кажется, следует поразмышлять. Почему Иаков говорит «сохранилась душа (т.е. жизнь) моя». Неужели Лицо Божие и жизнь человека – понятия взаимоисключающие? Разве Бог – не есть Источник жизни?

Дело в том, что (как я уже говорил в некоторых из своих проповедей) в Ветхом Завете встреча с Богом лицом к лицу грозит человеку смертью. Именно поэтому многие из патриархов и пророков, когда понимают, что находятся в присутствии Бога, падают ниц – лицом до земли. А Моисею Бог прямо говорит: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20).

В Ветхом Завете встреча с Самим Богом – это страшная встреча. Поэтому, если внимательно посмотреть на эту фразу Иакова - «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» - то мы понимаем, что в действительности эта частица «и» вполне может быть здесь заменена противительной частицей «но». То есть: «я видел Бога лицом к лицу, но сохранилась душа моя». Иными словами: «я видел Бога лицом к лицу, но, несмотря на это – выжил».

Созерцание Лица Божия означает смерть для человека. Нам это трудно осознать и принять. Ведь мы знаем, что Бог есть Источник и Податель всякой жизни, который Своей Всемогущей Волей поддерживает Все Творение. И все же, личная встреча с Ним, созерцание Его Лица сулит человеку смерть. Так описываются отношения с Богом в Ветхом Завете.

Итак, Иаков встретился с Самим Богом лицом к лицу. Но, несмотря на это, выжил.

Иаков выжил, чтобы продолжить свой путь на Родину. Выжил, чтобы его двенадцать сыновей стали прародителями двенадцати колен (т.е. кланов, племен). Чтобы потомки этих двенадцати племен вышли из египетского рабства и заключили Завет с Богом у горы Синай. Чтобы, получив для себя Землю Обетованную, его потомки основали в ней государство. Чтобы пророки этого государства возвестили: из рода Давида, царя этого государства, произойдет Спаситель Мира. Наконец, чтобы из этих потомков Иакова (и из рода Давида) произошел Тот, который скажет о Себе: «Я есьм Путь и Истина и (внимание!) Жизнь» (Ин 14:6). Как Вы наверное, уже догадались, речь идет о Мессии, Спасителе мира, Иисусе Христе.

«Бога – говорит евангелист Иоанн – не видел никто и никогда» (Ин 1:18). Имеется в виду, что подлинного Лица Божия не может и не мог созерцать никто из смертных. Однако, на этом текст Евангелия от Иоанна не заканчивается. Потому, что дальше следуют удивительные по силе слова: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем (т.е. вечно пребывающий с Отцом, как бы «внутри» Отца), Он явил» (Ин 1:18).

Еще раз. «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Встреча со Христом это встреча с Самим Воплотившимся Богом. Вспомним, что когда один из его двенадцати апостолов, Филипп говорит Ему: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», Иисус отвечает: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:8-9).

Отныне, после пришествия в мир Христа, встреча с Богом лицом к лицу это уже не повод для ужаса. Ибо встреча со Христом это повод для радости. А встреча с Воскресшим Христом - это повод для великой радости. Пасхальной радости, которую в прошлое воскресенье испытали с Вами и мы.

И вот, в свете этого факта – факта воскресения Иисуса Христа из мертвых – та самая фраза, сказанная Иаковом у потока Пенуэл, начинает, с позволения сказать, играть новыми смысловыми красками: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя». Так мог бы сказать любой из Его учеников после встречи с Воскресшим Спасителем.

Воскресение Христа есть прямое доказательство Его Божественности. Поэтому, каждый из апостолов, после встречи с Воскресшим Спасителем мог бы сказать: «Я видел Бога лицом к лицу».

И если, опять же, попробовать порассуждать над значением слов этого отрывка, то можно сказать, что вот это «и» («и сохранилась душа моя») применительно к данной ситуации будет означать скорее: «и поэтому». «Я видел Бога лицом к лицу, и (именно поэтому) сохранилась душа (т.е. жизнь) моя».

Так мог бы сказать каждый из апостолов: мы видели Воскресшего лицом к лицу, а значит, смерть для нас уже не страшна. Христос воскрес, а значит Его Обетования о Вечной Жизни в грядущем Царстве Божием – не пустой звук. Христос воскрес, а значит, воскреснем и мы. Христос воскрес, а значит, Он действительно есть Путь и Истина и (внимание, главное!) Жизнь.

Христос воскрес, а значит, мы уже не в координатах Ветхого Завета, в котором встреча с Богом лицом к лицу была страшным событием. Христос воскрес и реальность Его воскресения, реальность Его Божественности не угрожает нам смертью. Скорее наоборот, Его Воскресение знаменует именно победу над смертью.

И, кстати, как и в случае встречи Иакова с Богом, встреча с Воскресшим Христом отнюдь не была встречей с бесплотным духом или видением. После встречи Иакова с Богом (как мы уже видели) на теле Иакова осталось вполне реальное, ощутимое повреждение. Бесплотный дух или галлюцинация не могут нанести такое повреждение.

Наш Воскресший Господь тоже не был каким-то бесплотным духом. Он был вполне реален и физически ощутим. Он предложил Фоме вложить руки в рубцы от своих ран (Ин 20:27). Он приготовил своим ученикам обед на костре из рыбы и хлеба (Ин 21:9-12) – бесплотный призрак такого сделать не может.

Наконец, встреча с Воскресшим Спасителем оставила вполне ощутимый след не только в жизнях Его учеников (тех самых, которые могли бы сказать «я видел Бога лицом к лицу»), но и в мировой истории. И эта встреча оставила такой глубокий след, что теперь каждый год люди всех рас и национальностей, всех племен и языков на всех континентах (за исключением, возможно, Антарктики) приветствуют друг друга этими словами: «Христос Воскрес!».

Итак, «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» - так мог бы сказать каждый из Его апостолов. Вот только остается одна проблема.

Апостолы, ставшие свидетелями Воскресения Христа из мертвых, действительно могли бы сказать «я видел Бога лицом к лицу». Они видели Христа живым и воскресшим. Однако, думаю, к сожалению, никто из нас не может похвастаться тем же - личной встречей лицом к лицу с Воскресшим Христом. Лично никому из нас, в отличие от Иакова, Бог не повреждал сустав бедра. И, к сожалению, никто из нас, в отличие от Фомы, не мог вложить пальцы в реальные раны Воскресшего Спасителя.

Стоит ли из-за этого впадать в уныние? Думаю, что нет, не стоит.

Действительно, мы, как говорит апостол, «ходим (т.е. руководствуемся) верою, а не видением» (2 Кор 5:7). Если вспомнить того же Фому (того самого, который прикасался к вполне реальным, ощутимым ранам Христа), то ему Спаситель говорит: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).

И вот, именно благодаря вере мы можем сказать, что слова «я видел Бога лицом к лицу» становятся актуальны для нас каждое Воскресенье.

Христос воскрес, а значит (как сказано в Священном Писании, а также в Апостольском символе веры) и вознесся на небеса и пребывает одесную (т.е. по правую руку) Бога Отца (Еф 1:20). Значит, и Его обетование «я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20) тоже истинно и непреложно.

А значит, и слова Его посланника Апостола Павла о том, что ничто не отлучит нас от любви Божией (Рим 8:39) – тоже не пустой звук. Более того, это значит, что и слова Христа «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» (1 Кор 11:24-25) применительно к тому, что каждое воскресенье происходит вот здесь у этого самого алтаря – тоже истинны. Равно как и истинны слова, сказанные о Теле и Крови Христовых в хлебе и вине – «за вас предаваемое» и «за вас изливаемая во оставление грехов» (Лк 22:19-20).

Апостол определяет веру как «уверенность в невидимом» (Евр 11:1). И именно вера обеспечивает нам реальность личной встречи со Христом. Личной встречи в установленном Им Таинстве. И эта личная встреча настолько же реальна, насколько была реальна встреча учеников с Воскресшим Спасителем. Встреча, после которой, вслед за патриархом Иаковом, каждый из них мог бы сказать: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя». Только для нас это «и», как и для апостолов, означает «и именно поэтому сохранилась душа моя»

Подведем итоги. «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» - для Иакова, вступившего ночью в борьбу с таинственным Незнакомцем (равно как и для тогдашних его соплеменников) личная встреча с Богом – это повод ужаснуться. Для нас, народа Нового Завета, личная встреча с Богом, воплотившемся в Иисусе Христе и Воскресшим – повод для радости. Великой Пасхальной радости. Радости Воскресения Божьего Сына.

А из этого Воскресения следует, что слова о Божьей любви к нам, о Крестной Смерти Христа за нас, о прощении наших грехов, о реальности Таинств – тоже истинны и непреложны.

Поэтому для нас, как и для апостолов «и» в этой фразе («Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя») – это именно «и», в значении «и поэтому». Христос воскрес, а значит, воскреснем и мы.

«Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 28.05.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)