МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Апреля 2024 года

Quasi modo geniti


1 Петра 2:1-6
1. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2. как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
3. ибо вы вкусили, что благ Господь.
4. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5. и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».

В знаменитой антиутопии Дж. Оруэлла "1984" описано тоталитарное общество со всеми типичными для таких обществ аттрибутами: жестоким подавлением прав и свобод человека, культом личности, массированной пропагандой, тайной полицией и т.д. И вот, в этом романе Оруэлл описывает как граждане этого тоталитарного государства ежедневно обязаны собираться на особый ритуал, который называется "Двухминуткой ненависти". Во время этого ритуала граждане обязаны просматривать пропагандистские видеоматериалы и буквально накачивать себя ненавистью к врагам государства, партии и правительства. Вот как Оруэлл описывает этот страшный ритуал: "Ужасным в двухминутке ненависти было не то, что ты должен разыгрывать роль, а то, что ты просто не мог остаться в стороне. Какие-нибудь тридцать секунд — и притворяться тебе уже не надо. Словно от электрического разряда, нападали на все собрание гнусные корчи страха и мстительности, исступленное желание убивать, терзать, крушить лица молотом: люди гримасничали и вопили, превращались в сумасшедших. При этом ярость была абстрактной и ненацеленной, ее можно было повернуть в любую сторону, как пламя паяльной лампы" (Дж. Оруэлл, “1984”).

Согласитесь, поистине жуткая картина. Оруэлл очень точно смог описать, насколько заразительна ненависть. Однако, дорогие братья и сёстры, Вы можете спросить: зачем я привожу такой страшный пример в светлое Пасхальное время, когда нам подобает размышлять о великой радости Воскресения Христова?

Воскресения Христа, торжетсво которого мы с Вами отмечали в прошлое воскресенье, было без преувеличения важнейшим событием в мировой истории. Пришествие Иисуса Христа было пришествием в наш мир Спасения, Оправдания и прощения грехов. А Воскресение Христа было прямым подтверждением того, что эти Спасение и Оправдание во Христе - не пустой звук, они вполне реальны. Христос воскрес, а значит Его смерть на кресте не была тщетной. Значит он не был просто неким безвинно пострадавшим праведником. Он был Божьим Сыном, который на кресте действительно принял смерть за грехи всего мира, чтобы у каждого человека была возможность освободиться от греха, прийти к Спасению и Вечной Жизни.

Воскресение Христа было важнейшим событием и в жизни его учеников: когда они воочию увидели Своего Учителя воскресшим, для них это тоже было своего рода новое начало. В их жизни началась совершенно новая глава. Евангелия свидетельствуют, что благодаря встрече с Воскресшим Христом ученики полностью уверелись в Его Божественности, а значит вся их жизнь разделилась на "до" и "после". До этого они были рыбаками, сборщиками налогов, некоторые даже радикальными националистами (напр. Симон Зелот). Однако после встречи с Воскресшим Христом они стали проповедниками и благовестниками и понесли всеми миру благую весть о распятом и воскресшем Сыне Божьем, который принял на себя грехи мира, принёс людям Спасение и прощение грехов.

Христос подарил не только своим ученикам, но и всему миру возможность такого Нового Начала. И теперь - в том числе и благодаря усилиям Апостольской миссии - у каждого человека есть возможность сбросить тяготивший его страшный груз грехов прошлого, услышать благую весть о прощении этих грехов и начать во Христе совершенно новую жизнь, в которой злу и греху больше не будет места. Именно к таким людям, начавшим новую жизнь во Христе и обращены слова Св. Апостола Петра, из первого послания которого взято традиционное церковное название сегодняшнего воскресения: Qausi modo geniti - "как новорожденные младенцы". Пётр говорит: "1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь" (1 Петра 2:1-3).

Давайте сначала поговорим о том, что здесь Пётр имеет ввиду под "чистым словесным молоком". Смысл этого образа понять не трудно: под "чистым словесным молоком" Пётр имеет в виду Божье Слово.

Действительно, грудное молоко (молоко матери) это самое простая, чистая и естественная пища, которую можно предложить младенцу. И более того, именно такой пищей и следует питаться младенцу чтобы хорошо расти и укрепляться. То есть, в данном случае Пётр говорит: пусть для вас, христовых учеников, главной духовной пищей станет Слово Божье. Именно из Слова Божьего вам следует черпать вдохновение, искать в нём ответы на основные вопросы. В это Слове мы слышим голос Самого Христа, который мы должны слушать, проникаться им и делать его частью своей жизни и строить наши жизни в соответствие с ним. Как сказал Сам Христос в Евангелии от Иоанна: "Овцы Мои слушаются голоса Моего" (Иоанна 10:27).

Христовы верные призваны подражать Христу. А в Искупительной Жертве Христа была явлена любовь Бога к нашему падшему и грешному миру. Христос пришёл не "убивать, терзать, крушить лица молотом" как исступлённые люди на "двухминутках ненависти" в романе Оруэлла. Он пришёл чтобы спасти и искупить людей: "Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Матфея 20:28).

Христос не учил своих апостолов ненависти. Он учил милосердию и прощению, даже несмотря на то, что являть эти качества в нашем падшем и грешном мире невероятно трудно. Он говорил: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матфея 5:5-9). Обратим внимание, что слов вроде "Блаженны ненавидящие" в Нагорной проповеди нет!

Христос учил не просто прощать и любить, он учил прощать и любить даже наших врагов (вот уж действительно для нас, падших и грешных людей непосильная задача!): "…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матфея 5:44).

Словом, Христос пришел для того, чтобы явить любовь Бога этому миру. И своих учеников он учил являть окружающим им людям такую же любовь. И вот, Пётр говорит христианам: питайте свою душу именно этим живым Словом Христа. Старайтесь жить так, как жил Христос, являя этому миру любовь и милосердие. Не случайно именно поэтому Пётр говорит, что христианам следует питаться Духовным Молоком Божьего Слова "отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие".

И главную причину того, почему именно нам нужно питать наши души духовным молоком Божьего Слова, Св. Пётр приводит далее: "... возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение". Слово Божье преобразует души Христовых верных изнутри. В Слове Божьем мы имеем благую весть о прощении грехов через принятие Крестной Жертвы Христа. Но Слово Божье также говорит нам и о том, что должно следовать из принятия Крестной Жертвы Христа: новая, обновлённая жизнь, в которой скверне старого мира, включающей в себя ненависти и насилие, просто не должно быть места.

Спасение, о котором говорит Апостол - это в том числе Спасение от греха и зла, которыми полон наш мир. И вот, чтобы нам с Вами всё же возрастать во спасение, а не погружаться в пучину погибели, дорогие братья и сёстры, давайте поговорим о том, что эти слова Апостола Петра значат для нас с Вами. Потому что к сожалению современный нам с Вами мир погрязает не только в пороках и грехах. Он ещё и утопает в ненависти и насилии.

Человек может питать свою душу из самых разных источников. И к сожалению некоторые из таких источников можно сравнить не с духовным молоком, но с духовными помоями. Из этих источников текут не слова о любви, прощения и сострадания. Из них течёт риторика ненависти, насилия и расчеловечивания людей.

Примеров таких источников ненависти в мировой истории можно привести множество. В Германии 1930-40-х гг. пропаганда рисовала евреев подлыми, злобными, коварными и мстительными существами, которые спят и видят как бы уничтожить представителей "высшей расы". В 1990-х гг. в африканской Руанде действовало "Радио тысячи холмов", в трансляциях которого националисты из этнического большинства хуту называли представителей этнического меньшинства тутси не иначе как "тараканами" и "паразитами". Такие трансляции ненависти в конце концов привели к страшной резне с более чем сотней тысяч жертв.

Да и в наше время за примерами далеко ходить не надо. Думаю, те четверо безумцев, которые осуществили недавно теракт в "Крокус Сити Холле" тоже питали свои души из таких источников ненависти. Я уверен, они не родились такими кровожадными чудовищами. Они стали таковыми в результате сознательного выбора: выбрали питать свои души из источников злобы. Из источников, которые говорили им, что те, кого они называют "неверными" - звери и нелюди, которых можно и нужно убивать. Результатом этого стала одна из самых страшных террористических атак за всю историю нашей страны.

В тёмные времена мир погружается в ненависть. Источников, из которых текут те самые духовные помои ненависти и расчеловечивания людей становится всё больше и больше. И вот поэтому, дорогие братья и сёстры, нам очень важно сохранить себя, не питая свои души из источников ненависти, из которых могут питаться другие люди.

Св. Ап. Иаков призывает нас "хранить себя неосквернёнными от мира" (Иакова 1:27) и все люди почему-то полагают, что когда он говорит о скверне, он имеет в виду исключительно грехи связанные с сексуальностью, такие как блуд или разврат. Однако,кто сказал, что скверна этого мира заключается только в половой, так сказать, нечистоте, в половой распущенности? А как на счёт, например, гордыни? Как на счёт воровства, лжи, пьянства, злобы (см. 1 Коринфянам 6:9-11) и прочих грехов и пороков?

Как хорошо заметил всё тот же Св. Ап. Иаков, тот же Господь, который сказал "Не прелюбодействуй", сказал также и "Не убей" (Иакова 2:11). И - добавлю - тот же Господь сказал: "Не свидетельствй ложно" (Исход 20:16). И самое главное, Он же сказал, что первая и главнейшая заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (от Матфея 22:37–39).

И вот, дорогие братья и сёстры, учитывая всё, что было сказано выше, нужно всеми силами стараться не заразиться скверной этого мира. Нам нужно тщательно следить, чем мы питаем наши души: питаем ли мы их Божьим Словом, которое учит нас милосердию и прощению? Или мы питаем наши души из источников ненависти?

В романе Оруэлла посещение тех самых "двухминуток ненависти" было для граждан обязательным - люди были обязаны питаться ненавистью. Благодарение Богу, у нас такой обязанности пока нет. Мы с Вами можем выбирать, из каких источников мы с Вами будем питать наши души. Будем ли мы питаться "чистым словесным молоком" Божьего Слова, которое учит нас прощению и состраданию или будем питаться духовными помоями ненависти - зависит только от нас.

И потому, дорогие братья и сёстры, вот главный вывод, который я бы хотел, чтобы мы с Вами сегодня вынесли из сегодняшнего текста: в нашем мире, лежащем во зле (Иоанна 5:19), особенно в тёмные времена, когда вокруг царят ненависть и насилие - очень важно не питать наши души из источников ненависти. Для нас с Вами, дорогие братья и сёстры, особенно актуальны слова Петра: "отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение".

Так вот, нам нужно, как я уже сказал, питаться именно чистым словесным молоком Божьего Слова, а не духовными помоями ненависти. Пусть Слово Божье, говорящее о прощении и милосердии, станет для нас главной пищей для души в нашей жизни. От источников, из которых текут ненависть, ложь и призывы к насилию нам следует держаться подальше. Не нужно присоединяться к "двухминуткам ненависти", если таковые встретятся нам на пути. Потому что от чистого словесного молока Слова Божия - как говорит Апостол - мы возрастём во спасение. А ненависть будет уводить нас только дальше и дальше в пучину погибели.

Мы с Вами начали наш разговор с Воскресения Христа, которое принесло опыт нового рождения не только ученикам, ставшим свидетелями Воскресения. Оно ещё и каждодневно приносит возможность нового рождения каждому из нас: например, в Таинстве Исповеди, в котором мы имеем возможность получить прощение грехов; в Таинстве Святого Причастия, во время которого мы тоже слышим своего рода Евангелие: подтверждение того, что Христос умер за наши грехи («Сие есть Тело Моё, за вас ломимое», 1 Коринфянам 11:24).

А это новое рождение означает для нас, что нам следует - подобно новорожденным младенцам - питаться именно духовным молоком Слова Божьего, чтобы возрастать именно во Спасение. А все прочие источники - в том числе и источники из которых течёт ненависть и призывы к насилию - нам следует исключить из нашей жизни. И кроме того, нам самим, как ученикам Христа - следует являть этому миру именно любовь и милосердие, а не злобу и ненависть: "… отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Апреля 2023 - 1-е воскресенье после Пасхи (Quasi modo geniti) (Пастор  Е. Романенко)
24 Апреля 2022 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2021 - Quasi Modo Geniti (Пастор  Е. Романенко)
28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)