МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Апреля 2016 года

Quasi modo geniti


Деян.13, 32-41
Мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не обратится в тление, о сём сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

Полагаю, что каждому из здесь присутствующих случалось нагрешить против ближнего. Согрешить, а потом осознать, насколько ты был неправ. Осознание же неправоты влечёт за собою очень тягостное ощущение, именуемое «чувство вины». Оно давит, оно мучает, оно не даёт жить спокойно, побуждая нормализовать отношения, а для этого как минимум пойти и попросить прощения. Но поистине, нет ничего более сложного, чем признать перед ближним свои согрешения. Иногда приходится буквально переступать через себя, преодолевая колоссальное внутреннее сопротивление. Однако, как бы тяжело ни было признаваться перед ближнем в своём перед ним проступке, это стоит сделать, потому что только прощение может снять груз вины, а вместе с ним всё то, что угнетало и давило, возвращая лёгкость, радость и яркость восприятия окружающего. Но главное не это, а то, что прощение открывает возможность для восстановления и продолжения прерванных отношений. В моей жизни был случай, когда я поссорился с человеком, старшим меня и много лет наши отношения пребывали на нуле. Со временем сознание сего стало угнетать всё сильнее, потому что, когда я стал вдумываться в сущность нашего конфликта, то понял, что он возник на пустом месте, не из-за чего. И вот однажды я набрался смелости и покаялся перед ним. Он принял мои извинения и сказал: «Очень хорошо, начинаем с чистого листа». И теперь всё вполне нормально. Нашим отношениям было положено новое начало. Именно в таком новом начале одна из причин Пасхальной радости.

Мы много грешим перед ближними, но перед Богом несравненно больше. Если есть дни, свободные от грехов по отношению к ближнему, то дней, свободных от грехов по отношению к Богу, не существует. Мы согрешаем помышлениями, словами и делами, а наказание за грех – смерть. Любой грех ввергает в состояние неправедности, почему и сказано в Св.Писании, что нет праведного ни одного. Соответственно, в отношениях с Богом всегда будет присутствовать чувство вины, а при таком отягощении никакие нормальные отношения невозможны. Если же человек, приходящий пред лицо Божие, считает, что у него всё нормально, то это свидетельствует лишь о том, что его отношения с Господом чисто формальные, а, следовательно, никуда не ведущие. И вот, на таком вовсе не радостном фоне нам является Пасхальное чудо. Во Христе, ради Христа мы имеем возможность получить прощение и строить отношения с Богом на новом основании – не пришибленные чувством вины, но пребывая в радости прощения. Мы имеем возможность жить и служить в этой радости, о чём сказано в услышанном сегодня чтении из Книги Деяний: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.». Это прощение приходит к человеку не как ответ на его деяния, но как ответ на его веру, т.е. на его доверие Богу, отдачу себя Ему. Именно через сие и приходит освобождение от груза грехов. У Буньяна в его аллегорической повести «Путь пилигрима» есть замечательное описание того, как пилигрим, отягощённый тяжкой ношей, карабкается к подножию голгофского креста. И, когда он достигает его и прикасается к нему, ноша падает с его плеч, и пилигрим может наконец распрямиться. Разве такое освобождение не повод для радости? Безусловно, повод. Но есть ещё больший.

Что такое смерть? Наказание за грех. Вследствие своей греховности мы тленны. Ранее сия тленность была поводом для самых мрачных помышлений и переживаний. Но теперь всё изменилось, потому что, соединившись со Христом, мы вослед за Ним нисходим в смерть, чтобы потом, опять-таки вослед за Ним, взойти в воскресение. Ветхий Завет сообщает нам о случаях воскрешения людей пророками. В Новом Завете говорится о воскрешении людей Самим Иисусом. Но всё это было до жертвы, до прощения, поэтому воскрешённые в какой-то момент должны были снова умереть. Как мы слышали сегодня в Книге Деяний, «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление». Иисус же воскрес навсегда, через прощение, через оправдание, через снятие вины открыв для всех доверившихся Ему путь в бессмертие. В Книге Деяний сказано: «не дашь Святому Твоему увидеть тление». Люди, воскрешённые до Голгофской жертвы, умерли снова. Те, кто воскреснут после неё; Христовы верные, которые будут воскрешены в Последний День, уже не умрут, не увидят тления, но пребудут в новом бытии, не имеющем пределов! Право же, тут есть чему возрадоваться!

Каждый год христианский мир погружается в мрачность поста, после которого следует несколько дней праздничной радости (а для кого-то и большого загула), а потом возвращаются серые будни. Воля ваша, но в этом есть что-то языческое, напоминающее земледельческие культы античности: природа каждый год умирает и воскресает, соответственно и люди грустят и потом радуются. Но это неправильно, это не должно быть так. Ведь Господь не воскресает каждый год, а христианство не должно превращаться в подобие языческой мистерии, чем его порою пытаются сделать. Христос воскрес один раз и навсегда. Его прощение всегда с нами. Наше грядущее воскресение тоже всегда с нами. Следовательно, не должно быть ни мрачности, ни серости. Не случайно св.Павел в Послании к Филиппийцам говорит: радуйтесь и ещё говорю радуйтесь – Господь близко. Христос воскрес и с той поры вплоть до сего дня пребывает с нами. Это то, о чём ни в коем случае нельзя забывать. Именно поэтому молиться нужно непременно каждый день и начинать день именно с молитвы, чтобы каждый новый этап твоего бытия начинался с прикосновения ко Христу, дарующего прощение, силу и радость. Не экстатическую радость, подобную ликованию болельщиков на стадионе, но просветлённость. Да, именно просветлённость, при которой твоё повседневное бытие озарено вечным светом небесного царства. И, благодаря этой озарённости, уже не остаётся места ни серости, ни унынию; равно как не остаётся места и неизвестности, ибо, благодаря Откровению Христа мы знаем, что шествуем к вечности Божьего Царства, к полному и окончательному воссоединению с нашим Господом.

Велики дела Божии! Велики чудеса Его! Как возвещает нам Книга Деяний, «Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам». Это дело есть чудо Пасхи, чудо воскресения Христова, чудо прощения грехов и приблизившейся к нам жизни будущего века! Христос воскресе – воистину воскресе! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 03.04.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)