МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Апреля 2018 года

Quasi modo geniti


Ин.21, 1-14
1. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2. были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
7. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море.
8. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.
9. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь.
13. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Иногда в жизни бывают странные ситуации. Ты попадаешь в место, в котором вроде бы никогда не бывал раньше, и вдруг чувствуешь, что оно тебе знакомо. Где и когда ты мог его видеть? Может быть, во сне? Может быть, оно когда-то представало перед твоим духовным взором? Установить это невозможно, но факт остаётся фактом – место тебе знакомо. То же самое бывает и в отношении людей. Ты видишь человека в первый раз и, тем не менее, понимаешь, что уже знаешь его. Примерно такое же ощущение возникает, когда читаешь слова св.Иоанна, которые мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Странно знакомая картина. Пётр и другие ученики сидят в лодке и безуспешно ловят рыбу. Они ловят долго – всю ночь – и без всякого успеха. К утру их сети так же пусты, как и в начале лова. Но вот, на берегу появляется человек, который предлагает им попытать счастья ещё раз. И происходит чудо – сеть наполняется великим множеством рыб. Странно знакомая картина… Но не надо мучительно напрягать память, пытаясь вспомнить, почему эта картина кажется знакомой. Всё сие действительно было и случилось за три года до событий, о которых мы прочитали сегодня. Была тяжёлая неудачная ночь; был человек, предложивший закинуть сеть ещё раз, и был чудесный улов, превосходивший всякие ожидания. Такова была первая встреча Петра, Андрея, а также Иакова и Иоанна с Иисусом – та самая встреча, которая навсегда изменила их жизнь, направив её в совершенно новое русло; первая встреча, побудившая рыбаков с Геннисаретского озера оставить свои сети и последовать за Призвавшим их. Именно с этой встречи началась цепь удивительных событий, которые, однако, имели столь страшное окончание: арест в Гефсимании, пытки, крестный путь и Голгофа. Смерть Иисуса стала завершением этой истории, равно как и веры учеников в Него, как в Мессию, о чём сказал Клеопа на пути в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…». Воскресение Господне и Его явления ученикам возвращают им веру, однако не становятся началом новой цепи событий в отношении их последующей жизни. Что им делать, чем заниматься, куда идти? И вот, происходит новая встреча, так удивительно похожая на самую первую… Это сходство не случайно. И оно глубоко символично, ибо сие есть знак нового начала, в особенности для Петра, который именно во время этой встречи получает прощение за отступничество, совершённое в ночь предательства, и не только прощение, но и новое призвание на служение. Всё кончилось и всё начинается заново. Христос воистину воскрес, Он воистину жив, и этот факт открывает новую перспективу и новый путь!

Как часто порою жизнь кажется конченной. Как часто неблагоприятные обстоятельства окружают тебя со всех сторон, и ты погружаешься в пучины отчаяния, ибо не видишь выхода. Все попытки что-то изменить оканчиваются неудачей, кольцо этих неудач стягивается всё туже, и в голову начинают закрадываться мысли о самоубийстве, как о самом простом и логичном выходе. Поруганная любовь, кончина близкого человека, кризис мировоззрения, служебные неудачи – к печальному исходу может привести множество причин. Но если такие мысли действительно пришли в голову, если тобой овладело безысходное отчаяние, то это значит, что лично для тебя Христос не воскрес. Это означает, что в твоей жизни нет воскресшего Сына Божия. Есть только книжный или исторический персонаж, образ сознания, никак не связанный с реальностью.

Мне представляется, что человек, одержимый отчаянием, в какой-то степени уподобляется Петру, которого преследовало чувство вины из-за троекратного отречения. Вы помните, что во время Тайной вечери он во всеуслышание заявил, что готов следовать за Иисусом даже на смерть. Когда же во дворе первосвященнического дома он троекратно отрёкся от Господа, Иисус взглянул на него, после чего, вспомнив свои слова и поняв, что именно произошло, Пётр, как сказано в Евангелии, плакал горько. Несомненно, что забыть случившегося будущий апостол не мог никак. А плюс к этому во всех отношениях туманная перспектива будущего, не сулившая никаких особенных радостей. И даже в обычном промысле Пётр неудачен - ночь тяжкого труда не принесла никакого результата, а, следовательно, и пропитания… Тут есть из-за чего опустить руки. Но если в нашей жизни случилось нечто подобное, и тяжкие обстоятельства угнетают нас так, как когда-то они угнетали Петра, то надлежит вместе с Петром и остальными учениками войти в то утро, когда им открылось новое начало. «…ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море». Что заставило Петра броситься в море, не дожидаясь, пока тяжело нагруженная лодка доберётся до берега? Великая радость, предчувствие позитивных перемен. Господь здесь – и теперь всё будет иначе. Господь здесь – и потому нечего больше бояться и страшиться. Тому, кто одержим отчаянием, должно уподобиться Петру, дабы вместе с ним пережить великую радость явления Воскресшего Спасителя, и вместе с Петром броситься в море, чтобы как можно скорее оказаться в присутствии Христа.

Когда Христос – реальность, когда Он действительно присутствует в жизни, тогда нет места безнадёжности и отчаянию, ибо Господь говорит каждому верующему в Него: «Не бойся, ибо Я искупил тебя. Я назвал тебя по имени твоему. Ты – Мой». Вот почему для нас так важно воскресение Спасителя из мёртвых. Дело даже не в том, что сиим воскресением подтверждается истинность всех обетований и является прообраз нашего собственного воскресения, а в том, что Христос не остался где-то позади в сумраке столетий. Он жив и Он с нами! А там, где есть Христос, там всегда есть перспектива и возможность для нового начала. И даже самая безнадёжная из сущностей мира сего – смерть – через воскресение Христово из последней черты становится не более чем станцией на пути в вечность.

В жизни верующего нет места для безнадёжности, ибо Христос воскрес. А это значит, что ночь кончилась. Кончилась навсегда. Настало утро, восходит солнце, и на берегу стоит воскресший и призывающий нас Христос, дающий новую перспективу, новое начало и новую жизнь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)