МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Января 2016 года

Septuagesimae


Флп.3, 7-14
Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Сегодня в чтении из Послания к Филиппийцам мы слышали: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Пафосно звучит. Настолько пафосно, что скажи это кто другой, можно было бы принять сказанное за пустую похвальбу ради красного словца – типа вот, полюбуйтесь, какой я замечательный. Но в том-то всё и дело, что сии слова не были похвальбой. Они полностью соответствовали реальности. Сила устного и письменного благовествования Апостола Павла была столь велика именно потому, что он жил именно так как проповедовал и так, как писал. В своё время, до обращения ко Христу, он был далеко не последним человеком в иудейском мире. Раввин с превосходным образованием, фарисей, доверенное лицо Синедриона. И плюс ко всему этому потомственный римский гражданин. Т.е. вполне успешный человек с большим будущим, которому действительно было что терять. И вот, как вся эта успешность, так и большое будущее почтены ничем, мусором – и оставлены, причём вполне добровольно. Когда Христос явился Павлу на дороге в Дамаск, и будущий апостол понял, где находится истина, то, ради возвещения Евангелия, он, не задумываясь, распрощался со всеми преимуществами прежней жизни. Он стал странником, он вступил в острый конфликт с соплеменниками, прошёл через унижения, избиения и тюрьмы, и закончил свой путь мученической смертью. А ведь всё могло быть совершенно иначе. Павел мог сделать успешнейшую карьеру и закончить свой путь в почёте и достатке. Но ради Христа он отказался от всего этого. Даже не просто ради Христа, а ради возможности следовать за Ним, ради возможности пребывать в Его истине. Что побудило его к такому выбору? «Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых». Павел был образованным человеком. Он превосходно знал Писания, он прекрасно знал Закон и неукоснительно ему следовал. Собственно говоря, он и Церковь-то преследовал именно потому, что она уводила от исполнения закона, т.е., с его точки зрения, уводила людей от Бога и Его благословений. Но когда ему явился Христос, когда Он понял, что Тот воистину является Сыном Божиим, а, следовательно, всё, что он говорил, есть истина - тогда он осознал, насколько бесперспективным является иудейство. Оно бесперспективно, потому что все попытки снискать Божью милость исполнением человеческих предписаний бессмысленны и бесполезны. Павел понял, что путь к Божественной милости только один – Христос и вера, которая соединяет с Ним, которая ведёт через все страдания и смерть к прощению грехов, к воскресению мёртвых и жизни будущего века, к Царству Божию. Чтобы обрести всё это, он не задумываясь отказался от всех преимуществ, которыми обладал, потому что совместить эти преимущества с грядущим Царством было невозможно.

«Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою». Павел сделал совершенно осознанный выбор между имевшимися у него возможностями, и точно такой же выбор так или иначе делает каждый из нас. Разумеется, у Павла были совершенно особенные обстоятельства, но, тем не менее, тема выбора остаётся актуальной. Кто находится для нас на первом месте: Христос или кто-то иной? Что для нас более важно: Царство Божие или какие-то мирские преимущества? Разумеется, совершенно не обязательно, что какое-то достигнутое в этом мире положение непременно должно противостоять следованию за Христом, как это было у Павла. Всё же, он был раввином, а учить Моисееву Закону и при этом следовать за Христом действительно невозможно. У нас совершенно другие обстоятельства, ибо мы люди обычных занятий, каковые рассматриваем и исполняем как служение Богу. Но опасность есть всегда. Опасность есть всегда, потому что очень легко соблазниться и допустить в свою жизнь нечто, уводящее в сторону от Христа и Его Царства, в сторону от спасения. Всегда может найтись человек либо занятие, которые в состоянии побудить отодвинуть Христа на второй план. Поэтому каждый из нас должен постоянно бдить самого себя. Но эта опасность не единственная. Есть ещё большая: погрузиться в состояние самоуспокоенности. Я уверовал, я крещён, я исправно хожу в костёл, я не совершаю крупных грехов, и вообще я уже спасён, так что можно расслабиться. Но именно в этой самоуспокоенности и подстерегает диавол. Потому что самоуспокоенность, расслабленность – это остановка, это прекращение движения, а за Христом нельзя стоять на месте – за Ним можно только идти.

На протяжении столетий в простых верующих воспитывали взгляд на святых снизу вверх. В особенности на таких, как Павел – апостол, титан веры и всё прочее в том же духе. Но, дело в том, что сам себя он таковым не считал. Поэтому и пишет: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Это опять-таки не приукрашивание, не попытка выставить себя в более выгодном свете – он действительно так считал, о чём свидетельствуют не только его слова, но и дела, всё его служение. И если даже он не почитал себя достигшим и всё время стремился вперёд, то тем более не может почитать себя достигшим никто из нас. Ни у кого из нас нет оснований почивать на лаврах до момента окончательного вхождения в Царство Божие. Есть замечательная история-притча о св.Макарии, который поднимался в Царство Господа по длинной лестнице, а бесы изо всех сил мешали ему. И вот, когда он, несмотря на все их козни, добрался до верхней ступеньки и перенёс одну ногу через порог врат вечности, бесы завопили: «Макарий, ты победил нас!». «Ещё нет» - ответил святой, перенёс через порог вторую ногу, и обернувшись, сказал бесам: «А вот теперь да!». До тех пор, пока мы во всей полноте души и нового тела не вошли в Царство Божие, спасение не завершено. Поэтому до последней секунды на этой земле мы должны, подобно Павлу, взирать на Христа, следовать за Христом, возрастая в Его Духе, в Духе Святом, чтобы «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)