МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Февраля 2020 года

Septuagesimae


Мф.20, 1-16
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Не знаю, как в современной Росиии, а в прежние времена одним из самых важных понятий в жизни советского человека был так наз. «трудовой стаж». От его продолжительности зависело очень многое: всевозможные блага, связанные с выслугой лет, размер пенсии, а для тех, кому больше повезло, и государственные награды. Как ни странно, в Церкви это понятие, хотя и называлось несколько иначе, обладало не меньшим значением. Например, старшинство среди равных саном и по сию пору определяется годами, прошедшими со дня рукоположения. Это среди клириков. Среди мирян также наблюдается нечто подобное. Кто дольше в общине, тот считает, что при решении приходских проблем его голос куда более значим, нежели голоса недавно присоединившихся. Та же самая продолжительность трудового стажа, как ни кинь. Последствия сего могут быть весьма негативными: окостенение, неспособность к нетривиальным решениям и т.д. Но это частности. Главное другое: какое отношение понятие о продолжительности трудового стажа имеет к Царству Божию, к спасению? Ответ – никакого. Именно об этом напоминает нам притча, услышанная сегодня в Евангелии от Матфея. О чём она рассказывает? О том, что люди, работавшие в винограднике нанявшего их человека, получили совершенно одинаковую плату, вне зависимости от количества отработанных часов. Результат был вполне предсказуемый: «10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома». Их можно понять. Где же справедливость? Как можно заплатить одну и ту же сумму тем, кто работал целый день и тем, кто принялся за труды незадолго до его окончания? Но у Бога другие понятия о справедливости: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?». Почему же у Бога иные понятия о справедливости? Потому что Его милость, Его награды достаются нам незаслуженно.

Ситуация с обычным трудовым стажем понятна и логична. Человек работает, отдаёт свои силы, за это что-то получает. Вполне естественно, что, чем больше он отдаст, тем больше должно быть воздаяние. По крайней мере, так должно быть в идеале. Итак, налицо процесс обмена. Но проблема в том, что человеку с Богом меняться нечем. Людям нечего предложить Ему в обмен на награду с Его стороны. Соответственно, ничего нельзя и заработать. Как ни странно, многие христиане совершенно не в состоянии этого понять. Именно поэтому одни изнуряли себя суровейшими постами, как, например, св.Казимир, умерший в конце концов от истощения прямо на ступенях костёла. Другие шли в крестовые походы, третьи изводили себя ношением цепей и власяниц, четвёртые наподобие Симеона-столпника, по многу лет сидели на столбах и т.д. Лютер в начале своего монастырского жития обзавёлся привычкой подолгу стоять босиком на снегу. И ради чего? Чтобы сподобиться милости Бога или, если быть более точным, заработать себе эту милость. Бесполезно. И не нужно. Но что тогда нужно? Что вообще происходит?

«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Начнём с того, что не мы находим Бога, а Он находит нас. Находит и призывает в Свой виноградник, в Своё Царство. Это уже милость, потому что мог бы и не искать. Солнце светит, дождь идёт, хлеб растёт – живите, как хотите. Он находит нас и призывает последовать в Его виноградник. Далее, у нас есть выбор: откликнуться и последовать за Ним или остаться на месте. Если решили последовать, то нужно навсегда забыть о каком-то заработке, потому что всё, что даётся от Бога, сама возможность последования за Ним, является милостью. Более того. Даже последовав, мы ничего не творим для Бога. Всё, происходящее в Церкви, в т.ч. и стремление к возрастанию во Св.Духе, совершается нами с Божией помощью для самих себя, для своей собственной пользы, потому что не Богу, а нам грозит гибель. Не Богу, а нам нужно спасение. Вот почему здесь не может быть никакого стажа, никакой выслуги лет; вот почему продолжительность пребывания в народе Божием не имеет никакого значения. Когда тебе угрожает гибель, есть только два возможных исхода: либо погибнуть, либо спастись. Спасение же приходит к нам через Иисуса. Вернее сказать, Он и есть наше спасение. Если ты с Ним, то спасаешься; если не с Ним, гибнешь. Поэтому вопрос не в том, как долго ты пребываешь с Ним, а в том, пребываешь ли ты с Ним сейчас, в данный конкретный момент. Вот и всё. По этой причине и сказано в притче: «10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию». По этой же самой причине стало возможным случившееся на Голгофе, когда разбойник, уверовавший в Иисуса в последние минуты своей земной жизни, услышал слова: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Этот разбойник – один из тех, кто пришёл в виноградник не то что в конце дня – он пришёл в последние минуты этого дня. Но награда была той же самой, что и для пришедших утром. Что из этого следует?

Если мы хотим принадлежать Царству Божию, надо уже здесь, на этой земле, жить по его правилам, воздавая Богу – Богово, а кесарю - кесарево. Если в производственной жизни важно понятие трудового стажа, не надо им пренебрегать. Но в то же время в общине не должно быть мнения о том, что если я тут дольше, то у меня больше прав. Нужно чётко уяснить, что мы, здесь собравшиеся – погибшие существа, для которых есть только один путь к спасению – единство со Христом. Либо ты с Ним, либо нет, и никакой стаж тут значения не имеет, потому что мы все равны в своей погибшести. Мы равны перед Богом в свей погибшести, но, в то же время, мы равны перед Ним и в оказанной нам милости, потому что Христос взыскал каждого из нас. И награда для каждого будет одна и та же - участие в Царстве Господнем, в которое войдём вне зависимости от срока пребывания в Церкви в целом и в общине в частности. Поэтому, пребывая в народе Божьем, нужно смотреть не по сторонам, а вперёд; сравнивать себя не с окружающими, а со Христом. Сравнивать себя с Ним, чтобы, во-первых, в полной мере осознавать свою погибшесть; во-вторых, в не менее полной мере ценить милость Господа; и в третьих, изо всех сил держаться за Него, чтобы вместе с Ним дойти до врат вечности, до врат Его Царства. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 16.02.2020




Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 09.02.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)