МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Февраля 2019 года

Septuagesimae


1 Цар. 16:4-13
И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь. И подвел Иессей Самму, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обе дать, доколе не придет он сюда. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.

Судя по фотографиям, последний российский монарх, неизвестно за какие добродетели произведенный в святые, был человеком низкорослым и хилым. Выражаясь словами Писания, «не было в нём ни вида, ни величия». В эпоху, описываемую Первой Книгой Царств, такой царь был совершенно невозможен. Невозможен потому, что цари того времени были прежде всего военными лидерами, принимавшими личное участие в битвах, а воевать в то время приходилось часто. Причём бились не с помощью пулемётов и ракет, а ручным оружием. Поэтому для монарха физическая сила, мощное сложение и воинское умение были необходимостью. И вот, пророк Самуил, следуя указанию Господа, приходит в Вифлеем, чтобы совершить помазание человека, предназначенного Богом в качестве нового царя Израильского государства. При этом Бог вначале указывает не на конкретного человека, а на род, так что все дети Иессея предстают перед Самуилом по очереди. Старший сын Элиав явно произвёл на пророка сильное впечатление своими физическими данными, но нет – Господь говорит, что Его избранником является не Элиав. Что же с ним не так? «Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». В результате избранником Всевышнего оказывается Давид. Что важно для нас в этом повествовании? Тот факт, что Господь смотрит на людей не так, как люди смотрят друг на друга.

Наша проблема в том, что мы видим и оцениваем людей по преимуще-ству с внешней стороны, но внешность обманчива и надо достаточно много времени для того, чтобы разобраться, что же представляет собою человек на самом деле. Иногда этого так и не понимают. Самый яркий пример здесь – отношение к Иисусу. В Его внешности не было ничего такого, что свидетельствовало бы о Его Божественной сущности. Пропылённый странник, бродячий проповедник, не блиставший ни физической красотой, ни богатством одеяний. Духовные лидеры Иудеи так и не смогли проникнуть за эту ничем не выделяющуюся внешнюю сторону, не смогли понять Его истинную сущность. Увы, с нами периодически случается то же самое: на человека, выглядящего незначительно, глядим с пренебрежением, в то время как на носителя титулов, обладателя высоких должностей глядим почти что с подобострастием, как будто перед нами существо высшего порядка. Дай Господь, чтобы пришло прозрение, потому что за незначительною внешностью порою стоит истинная святость, в то время как за титулами и званиями может скрываться полное ничтожество. Неправильная оценка может быть применена не только по отношению к другим, но и к самому себе. Я достиг житейского успеха, много заработал, меня зауважали - следовательно, я молодец, я просто супер. Но проблема в том, что, как мы слышали сегодня в чтении из 1-ой Книги Царств, Бог видит иначе. И то, что с людской точки зрения заслуживает уважения, с Божественной может не значить абсолютно ничего. Это для себя ты молодец, а для Бога ты – погибшее существо, которое без Божественной милости не имеет никаких благих перспектив. Мы периодически говорим о возрастании в вере, о возрастании во Святом Духе. Для чего это нужно? В том числе и для того, чтобы силою действующего в нас Духа Божия, обладать прозорливостью и видеть людей не такими, какими они кажутся, а какие есть на самом деле. Почему это нужно? Потому что мы не просто люди. Мы – ученики Христа, участники Божьего народа. Следовательно, должны смотреть на мир, на людей и на самих себя (причём в первую очередь на самих себя!) глазами Бога, оценивая происходящее именно с Божественной точки зрения, дабы принимать правильные решения.

Теперь такой момент. Пророк Самуил совершил помазание Давида в царя над Израилем. Но зачем нужно было это делать? Ведь трон вовсе не пустовал – продолжалось правление поставленного по Божьему же указанию царя Саула. Это потребовалось потому, что Саул оказался неспособен исполнять своё предназначение. Царь Израиля был не просто гражданским правителем – он был правителем избранного Богом народа, и его задачей было ведение народа по Божьему пути в соответствии с волей Господа. В какой-то момент Саул забыл об этом. Он должен был осознавать себя инструментом в Божьих руках, орудием Его промысла, а вместо этого возомнил себя самостоятельным лидером, исполняющим не столько Божию, сколько свою волю. Именно поэтому он отвергается, а на его место приготовлен другой. Давид занял трон далеко не сразу после акта помазания, но сам факт его помазания есть приговор Саулу. Нам следует помнить об этой истории, потому что мы, как ученики Христа, также имеем данные нам от Бога задачи, из коих наипервейшая – благовестие, возвещение Евангелия. Не надо думать, что это непременно должны быть речи перед толпой. В первую очередь сама наша жизнь должна быть благовестием, должна быть зримым явлением любви и служения, которые и делают нас солью земли и светочами миру. Поэтому надлежит заботиться о том, чтобы, подобно Саулу, не утратить потенциал для исполнения данных Богом поручений, не стать непригодными. Иначе и получится примерно то же, что с Саулом – Бог призовёт кого-то другого, а ты окажешься в положении отвергнутого. И тогда большой вопрос, достигнешь ли ты Царства Божия, потому что Царство есть обитель верных, а если ты не был верен в малом, то кто даст тебе великое?

С точки зрения общественного положения Давид на момент помазания не представлял собою абсолютно ничего: простой пастух, каковых тогда было весьма много. Но Господь избрал его для царского служения, потому что он, в отличие от Элиава и других сыновей Иессея, был пригоден для такового. Точно так же совершенно неважно то положение, которое мы занимаем в социальной структуре нынешнего общества, неважно, как мы выглядим. Важно другое: пригодны ли мы для служения Христовых учеников? Вот о чём следует помышлять, вот куда следует направлять усилия. А это значит во все свои дни укрепляться в вере и возрастать во Святом Духе. Прежде всего для того, чтобы, как ужен было сказано, силою этого Духа обладать прозорливостью и видеть вещи такими, какими они есть, а не как им кажутся. А затем для того, чтобы, исполнившись Духа Божия и опираясь на данное Им вéдение, служить Богу со всем усердием до самого последнего часа на этой земле. И когда этот час настанет, достичь Царства Божия, дабы наконец воссоединиться с Богом и со всеми верными, предварившими нас в вечности. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 17.02.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)