МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Февраля 2025 года

Septuagesimae


Лк.17, 7-10
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

У большинства людей есть интересное свойство. Стоит им сделать хоть что- нибудь хорошее, как они немедленно начинают ожидать благодарности. И если таковой нет, то чувствуют себя сильно расстроенными: их недооценили, их обошли, ими пренебрегли. А, если ситуация повторяется несколько раз, то делается вполне логичный вывод: если я не могу рассчитывать на благодарность, то зачем я буду напрягаться и что-то делать? Подобные воззрения настолько укоренились, что возник чёткий стереотип – если для тебя кто-то что-то сделал, то ты ему обязан, ты ему должен. И этот человек вправе требовать от тебя ответного деяния. Подчёркиваю: не просить, а именно требовать. В одной из своих повестей Макс Фрай довёл этот принцип до наивысшей точки: если один человек спасает жизнь другому, то жизнь спасённого больше ему не принадлежит – она принадлежит тому, кто его спас. Впрочем, даже без таких крайностей ситуация достаточно неприятная: мне оказали некое благодеяние – я теперь должник. И пока этот долг не отдам, он будет на мне висеть. Самое натуральное духовное ростовщичество. Право же, принимая во внимание всё вышеизложенное, нет никакого желания у кого-либо одалживаться. А то получится, как с кредитами: взял 200 тысяч, а отдавать приходится 400, а то и 600. К сожалению, такая система воззрений начала распространяться и на отношения с Богом. Я исполнил некие обряды, я для Бога потрудился, и теперь Он мне должен. Что именно должен? Ну, например, исполнять мои желания, способствовать комфортности моего бытия и т.д. Но ведь это же просто анекдот. Неужели, пребывая в здравом уме, можно полагать, что ты можешь сделать нечто такое, за что Всемогущий Творец Вселенной будет тебе должен? Неужто какие-то обряды могут сделать Всевышнего твоим должником? Да помилуйте, это же чистое язычество. Берём статуэтку священного мамонта, мажем её жиром и ожидаем воздаяния в виде удачи на охоте. С истинным Богом такое абсолютно невозможно. Ведь Он – Создатель всего. И во всей Вселенной нет того, что бы Ему не принадлежало. Наивные иудеи жгли на огне баранье сало и думали, что этим можно задобрить Бога. Но ведь эти бараны не были их собственностью. Они, как и всё в этом мире, принадлежали Богу, в то время как люди исполняли роль пользователей или, если угодно, управителей чужого имущества. Так за что же Бог мог быть им должен? В этом отношении многие христиане ничем не отличаются от древних иудеев. Сало, конечно, не жгут, но всё равно, совершая те или иные обряды, полагают, что по этой причине вправе рассчитывать на Вышнюю милость. Но разве Бог учредил эти обряды? Нет. Или, может быть, Он нуждается в них? Тоже нет. Даже столь великое и действительно установленное Самим Христом Таинство Евхаристии Богу не нужно ни с какой стороны. Оно жизненно необходимо нам, но не Богу. Так почему же Бог должен чувствовать Себя обязанным нам воздавать? Может быть, если станем праведными, т.е. исполним все заповеди, то тогда Бог буден должен как-то нас поощрить? Но увы, мы не можем исполнить все заповеди и стать праведными. Ибо апостол Иоанн сказал совершенно ясно: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». В общем, если кто-то думает, что Бог ему должен или может стать должным, то жестоко ошибается. О чём и напоминают услышанные сегодня слова Христа: « 9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. 10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Ну что ж, с Богом всё понятно. А вот как быть с людьми?

Безусловно, люди не равны Богу, и, если Бог никогда и ничего не может быть должен, то люди могут. И, с точки зрения мирской логики, принцип, согласно которому я должник того, кто что-то для меня сделал, вполне логичен и нормален. Но вот именно тут и видно разницу между верующим и неверующим. Подчёркиваю: верующим, т.е. истинным учеником Христа, а не просто членом видимой Церкви. Истинный христианин делает для ближнего доброе дело не потому, что рассчитывает получить нечто взамен, и не для того, чтобы это нечто получить. Он просто делает, потому что, благодаря проникнутости любовью Христа, не может поступать иначе. Любовь побуждает к служению, а служение никогда не требует воздаяния, иначе это уже не служение. Соответственно, никакого «ты – мне, я - тебе» в христианстве нет и не может быть, потому что тогда это уже не христианство, а нечто иное. Христос служил людям, не требуя взамен ничего. Вот, например, Он накормил 5000. Разве Он потом сказал им: ну-ка, ребята, провозгласите Меня царём? Нет. Более того. Когда Он узнал о таком намерении людей, то скрылся от них. Разве Он требовал что-нибудь с вылеченных Им больных и бесноватых? Нет. Соответственно, также должны поступать и Его ученики, если они хотят идти путём Христа, а не каким-то иным. Если тебе кто-то послужил, не надо ничего отдавать – лучше возьми и сам послужи другому. На этом всё и основано: Христос даёт нам, мы передаём дальше. Мы не вправе требовать воздаяния, но просить, чтобы сотворённое нами добро передавалось дальше, мы можем и должны. Милость Божия и даётся для того, чтобы нести её дальше. В т.ч. и посредством реального служения ближним. Тот же, кто требует воздаяния, уже не служит, а совершает сделку. Разумеется, сделки имеют право на существование, но не на Божьем пути, ибо Господь заповедал нам именно служение. Ведь Он сам служил и хочет, чтобы мы как можно больше уподоблялись Ему.

И, наконец, главное. Как уже было сказано, служение ближним – не сделка с Христом. Это потребность верующего, проникнутого Божественной любовью. Поэтому нельзя кому-то послужить, а потом выставить за это счёт Богу. Тем более, что наше служение нужно не Богу. Оно нужно нам самим. Нужно для того, чтобы быть людьми, а не улучшенным вариантом павиана. Бог даёт нам возможность идти Его путём, но, увы, у нас это не очень хорошо получается. Что делать, мы не совершенны. Тем более нет никаких оснований для того, чтобы выставлять Христу счёт и требовать у Него льготный пропуск в Небесное Царство. Так что же нам делать? Идти дорогой Христа, служить ближним тем, чем можем и никогда, ни при каких обстоятельствах не требовать ничего взамен. Ни от них, ни тем более от Христа, ибо так говорит Господь: « 10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)