МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Января 2021 года

Septuagesima


1 Кор.3, 7-15
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня.

Сегодня в чтении из Первого Послания к Коринфянам мы слышали, что Апостол Павел говорит о роли людей в построении общины. О ком тут идёт речь? В первую очередь о служителях слова. Почему Апостол говорит об этом? По-тому что уже в то время возникали совершенно неприемлемые ситуации, когда общины делились на партии, поддерживавшие того или другого служителя. По типу «Аполлос – всё, Павел – ничто». Или наоборот. Эта проблема существует и сегодня. Далеко за примером ходить не надо. В начале 1990-х годов, после того, как в нашем приходе возобновились богослужения, в нём появился постоянный настоятель – Гуннар фон Шлиппе, которого, я думаю, достаточно многие из нас ещё помнят. Ну так вот, после того, как его служение завершилось, многие вздыхали и говорили о том, какой он был замечательный, как у него всё было хорошо, кого и как он облагодетельствовал и т.д. И всех последующих с ним сравнивали. Прямо в точном соответствии с рисунком, на котором молодой пастор идёт на кафедру, а над ним витает призрачный образ прежнего настоятеля, возникающего из слов одной прихожанки: «Мдаааа, а прежний-то был намного лучше». Причём молодой пастор это слышит, и услышанное оптимизма ему явно не добавляет. Картинка называется «Дух предшественника». Естественно, что при таких вздохах и ахах новому служителю приходится очень непросто, потому что его всё время сравнивают с предшественником и сравнение явно в пользу предшественника, потому что известно, что раньше всё было лучше: и проповеди толковее, и пастыри духовнее, и трава зеленее, и небо ярче. Но дело даже не в этом, а в том, что подобная концентрация на личности служителя – самое настоящее извращение. Ведь мы собираемся не во имя того или иного проповедника, а во имя Иисуса Христа. И должны сосредотачивать внимание на не проповеднике, а на Христе, и только лишь на Христе. Представьте какой-нибудь большой Кафедральный собор - например, в Риге. Это величественное здание очень большого размера, сооружавшееся несколько столетий. За время его строительства несколько раз сменились архитектурные моды, так что разные части собора построены в разных стилях. Так вот, служение пастырей похоже на такой собор. Каждый продолжает начатое предшественниками строительство, а в результате существует не какая-то часть, а община как таковая, которая не Аполлосова и не Павлова, а община Иисуса Христа. И никакой другой она быть не может. Если община не является общиной Господа, это уже не община, а нечто иное: партия, профсоюз, шахматная секция, национально-культурная автономия, но никак не община Божьих верных. Это прекрасно понимал Павел. Потому и написал: «6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий». Мне вспоминается ещё один Кафедральный собор - в Майнце. Внизу каждого витражного окна написано имя одного из возглавлявших эту общину епископов. Так вот, служение первого из них началось около 368 г. Список очень длинный. Думаю, что большинство католиков Майнца его не знают – разве что только специалисты по церковной истории. Но суть-то не в именах, а в том, что община Майнца жива. Список служителей нашего при-хода, открывающийся 1626 г., значительно короче, но тоже не такой уж маленький. Конечно, приятно ощущать принадлежность к нему, но как вы сегодня не знаете большинства имён этого списка, точно также и меня через какое-то время будут помнить только документы. Однако ничего страшного или при-скорбного тут нет, потому что главное – это Христос и народ, в котором Он пребывает. Соответственно и трудиться нужно не во имя себя, а во имя Христа. Как написано: «10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. 11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».

Теперь давайте посмотрим на ситуацию немного шире. Неужели всё домостроительство в общине лежит исключительно на настоятеле, диаконе и во-обще на клириках? Если бы это было так, тогда это действительно была бы не община Христа, а того или иного клирика: Павла, Аполлоса, Кугаппи и т.д. Но, как мы уже говорили, не может быть пассивного христианства, а это означает, что в народе Божием призваны к служению все. Поэтому, кстати, в нашем исполведании есть такое понятие, как «всеобщее священство верующих». Соответственно, община живёт нормально только тогда, когда в ней все так или иначе принимают участие в служении. А оно может быть самым различным. Например, для того, чтобы у нас в воскресенье состоялась месса, нужно и алтарь приготовить, и стулья расставить, и сделать запись, потом её откорректировать, выложить в интернет. И ещё должно быть музыкальное сопровождение… А после мессы нужно всё разобрать. Это большой труд, осуществляемый многими людьми и наглядно являющий, что община, народ Божий – это сов-местное делание многих, причём не важно, кто что делает. Важно, что всё это совершается во имя Христово, ради возвещения Его Слова, ради умножения Его славы на этой земле! Но таких служений всё же не так много, а каково служение всех остальных – тех, кто просто приходит на мессу? Не будем забывать, что месса - это «литургия», в дословном переводе «общее дело». Господь дал совершенно особое благословение именно общине верных, собравшихся во имя Его. Следовательно, участие в мессе, причём активное, а не просто присутствие: участие в прославлении Господа, в молитвах – это тоже служение, по-средством которого возвещается Божья слава, Божье величие. И, наконец, все мы – свидетели Христа перед миром. Мы собираемся на мессу, чтобы, участвуя в ней, обрести силы, потребные для нашего служения в мире, где каждый верный призван являть себя в качестве свидетеля, исповедника и благовестника. Таким образом, мы все – служители Христа; Он, как говорит Павел – наше основание, на котором каждый из нас строит так, как может. Причём главное не в том, построено много или мало. Главное – это качество построенного.

Апостол говорит нам: «12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…». В каждое дело можно, как говорится, вкладывать душу, а можно просто исполнять обязанности, да ещё исполнять их абы как. Мы называем себя христианами, т.е. учениками Христа, но ведь ученики бывают разные. Есть усердные, а есть нерадивые. В конце концов, даже Иуда был одним из Двенадцати. Если исполнять служение небрежно, а то и просто позабыть о нём, то нет никакого смысла в нашем христианстве. А ведь когда-то придётся дать Господу отчёт о содеянном, о чём Апостол предупреждает: «13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть». Что из этого следует? Что нам уже сегодня, не откладывая на завтра, задуматься о том, кто мы и что делаем в этом мире. Да, у каждого из нас есть та или иная профессия, но прежде всего мы – ученики Христа, главное назначение которых – быть светочами миру, быть живыми письмами Господа. А для того, чтобы таковыми быть, не обязательно стоять на церковной кафедре. У Господа есть дело для всех и для каждого, и главное здесь – не личность исполняющего это дело, а дело как таковое. Как написано: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 31.01.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)