МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Февраля 2021 года

Sexagesimae


1 Кор.1, 20-25
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие,
24 для самих же при-званных, Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Настоятель церкви, находившейся недалеко от городского театра, встретив директора, спросил, почему у него в театре постоянно много народа, в то время как посещающих церковь намного меньше. Директор хмыкнул и ответил: «Да ведь у вас каждое воскресенье одно и то же, а у меня каждый месяц премьера». И действительно: если театр хочет жить, репертуар должен постоянно обновляться. А вот в церкви каждое воскресенье, а то ещё и в будни говорят об од-ном и том же, обсуждая различные подробности одной и той же безнадёжно устаревшей истории, почти что в буквальном смысле покрытой пылью тысячелетий. Какое отношение она имеет к современности? Ну казнили кого-то там 2000 лет назад, ну и что? Одного Иисуса что-ли казнили? Количество распятых в то время исчислялось сотнями и тысячами. После любого бунта вдоль дорог Римской империи выстраивались километры крестов. А сколько народа казнили с тех пор по всему миру, так и вообще не сосчитать. Какое отношение всё это имеет к производству и потреблению, к поднятию уровня жизни, к научному и техническому прогрессу и прочим актуальным сущностям нашего времени? На первый взгляд, ни малейшего. Так что неудивительно, что на христиан, старающихся жить в единстве со Христом и стремящихся благовествовать, смотрят именно как на юродивых, как на безнадёжно устаревших, отставших от времени. Известный учёный, крупнейший физиолог, академик Павлов был верующим. Однажды, проходя мимо церкви, он остановился, чтобы перекреститься на надвратную икону. Шедший мимо рабочий, увидев сие, сказал: «Эх, темнота…». Так что же, мы действительно такие тёмные и безнадёжно отставшие?

Если посмотреть выпуск новостей, в котором показывают всяких политических и общественных деятелей, то на их фоне мы действительно выглядим не самым лучшим образом. Ведь они считают себя истинными светочами во тьме, кладезями познаний и мудрости, которые в состоянии и свои народы, и весь мир в целом привести к счастью и процветанию. И вот, мы видим, как эти благородной внешности мужи и дамы в безукоризненных костюмах изрекают все-возможные сентенции, причём изрекают чрезвычайно убедительно. Пять с плюсом за антураж. Ну кто мы в сравнении с ними? Однако, как сказал Господь, по плодам их узнаете их. Каковы же плоды деятельности мудрецов мира сего? Хаос, развал, причём всё более увеличивающийся. Мудрость Европарламента привела к тому, что коренное население стран Евросоюза постепенно превращается в меньшинство, мудрость руководства США к тому, что страна стоит на грани новой гражданской войны, мудрость руководства России к углубляющейся с каждым годом деградации. Не об этом ли написал Апостол Павел в услышанном сегодня чтении из Первого Послания к Коринфянам: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?». Да, именно об этом. Но тогда вполне уместен следующий вопрос: а в чём корень этого безумия? Ответ находим у Апостола: «…мир своею мудростью не познал Бога…». Простая аналогия: дорожное движение управляется сводом правил, которые так или иначе, но соблюдают. Попробуйте отменить их, дайте возможность каждому ездить так, как ему хочется. Что будет результатом? Хаос и сплошные аварии. Мир, как таковой, управляется не человеческими правилами, но правилами, установленными Богом. И если эти правила игнорируются, то общество обречено на деградацию, а мудрость мира обратится в безумие, ведущее к полному развалу.

И вот, на этом фоне появляются христиане с их благовествованием, которое действительно похоже на юродство. А почему оно похоже на юродство? Потому что выглядит примитивно. Причём с самого начала. Иудейский талмудический закон – это примерно двадцать толстенных томов, наполненных очень сложными рассуждениями. Сказанное Христом на этом фоне выглядело слишком просто. До нелепости просто. А, соответственно, и несерьёзно. В результате, иудеи в подавляющем большинстве Евангелия так и не приняли. Что же касается Церкви, то таковая, к сожалению, очень быстро пошла по пути иудейского талмудизма. В результате даже в христианских странах Слово Божие стало снова выглядеть как юродство – это обнаружилось во время Реформации. Ну, а на фоне сегодняшних мудрецов, которым Бог вообще не нужен, благовествование – тем более юродство. Но вот ведь какой парадокс: именно оно обладает спасающей силой, в то время как мудрость мира сего ведёт своих адептов к гибели. Кстати, даже в истории мира бывало, что ко благу вело именно казавшееся сумасшествием - достаточно вспомнить, как пробивала себе до-рогу идея прививок от оспы. Так в чём же спасающая сила Евангелия? В чём спасающая сила этих нескольких предложений? В том, что они исходят от Бога и определяют те принципы, которыми должны руководствоваться люди в отношениях с Богом и между собой. Следование этим принципам или, говоря проще, пребывание в воле Божией позволяет: во-первых, создать нормальное настоящее, а во-вторых, достичь приготовленного Богом будущего. При этом настоящее и будущее не могут рассматриваться изолированно: нормальное настоящее возможно только лишь при ориентировании на будущее, т.е. на Царство Бога. А путь к этому царству ведёт только лишь через крест Голгофы – другого нет. Поэтому ни благое будущее, ни нормальное настоящее вне креста не являются возможными.

Вот тут и находится источник заблуждений мудрецов мира. Они игнорируют как крест, так и Царство Божие. Именно поэтому они и не в состоянии создать ничего толкового. Все их системы: экономические, этические и философские, замкнуты на преходящее, оторваны от Бога. А т.к. Бог является источником и подателем жизни, то существование в отрыве от Него будет не более чем постепенным умиранием – красотой заката, на смену которому грядёт тьма. Люди, идущие навстречу этой тьме, очень милы, умеют приятно улыбаться, хотя становятся весьма агрессивными, когда им говорят правду о положении, в котором они пребывают. Не случайно именно в наше время гонения на исповедующих христиан намного превзошли гонения времён императорского Рима. Что ж, Павел ведь ясно написал, что слово о кресте является юродством именно для погибающих. Но то, что для одних – юродство, для других – путь к жизни. И нам остаётся только решить, что делаем: присоединяемся к безумному большинству или к трезвомыслящему меньшинству. Однако, следует учитывать, что с внешней стороны всё выглядит как раз наоборот: большинство выглядит нормальными людьми, а меньшинство – юродивыми.

Во времена св.Павла различие между христианами и язычниками было хорошо заметно. Христиане были в меньшинстве, но они стойко держались на своих позициях и не пытались хоть как-то согласовывать своё бытие с язычниками. Верующие во Христа и сегодня пребывают в меньшинстве, но былой стойкости уже нет. Сегодня Церкви всё чаще пытаются подладиться под большинство, т.е. сообразовать христианское учение с человеческой премудростью. Причём, как ни парадоксально, сие происходит прежде всего в евангелической среде, провозгласившей когда-то абсолютный приоритет Писания. Поэтому сегодня как никогда важна твёрдость в вере и исповедании. Сколь бы юродивыми и несовременными мы ни казались на фоне современного языческого и безбожного большинства, мы не должны отступать от Христа и Его Слова, не должны пытаться проверять сие Слово мудростью мира. Как раз наоборот: мудрость мира сего должна проверяться Словом Божиим. Мы живём во временном доме, наше пребывание в нём будет недолгим, а в вечности мирская мудрость не имеет никакого значения. Там имеет значение лишь воля Господа. Разумеется, да-же временное пристанище должно быть чистым и аккуратным, но в первую очередь силы следует направлять на обустройство вечного дома, собирая для него сокровища нетленные. Христос ведёт нас ко спасению, к Царству Божию, т.е. к тому самому будущему, которого у мира нет. Господу было угодно возвестить об этом будущем, дабы дать жизни людей смысл и цель. Но выбор остаётся за человеком. Никто не может быть спасён против воли. И если большинство предпочитает обходиться без вечности, смотря на ждущих её, как на юродивых, это его право. Но присоединяться к нему не стоит. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божью силу и Божью премудрость». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 07.02.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)