МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Ноября 2016 года

Третье воскресенье от конца церковного года


1 Фес.5, 2-10
Сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

Вера во Второе Пришествие Христа с самого начала была одной из основ христианства. Вне Второго Пришествия, вне ожидания такового невозможно правильно понять жизнь общин апостольского времени и самих апостолов; невозможно правильно понять Новый Завет и применить его к повседневности. Соответственно, вне перспективы Второго пришествия, вне приготовления к встрече с Господом не может быть и правильной христианской жизни. Правда, невольно хочется спросить: почему Господь при столь огромном значении Второго Пришествия для всего человечества, при необходимости быть готовым к нему, не обозначил сроков Своего возвращения? Ведь насколько проще было бы жить всем нам, равно как и нашим предшественникам, если бы мы знали конкретные даты. Тогда можно было всё надлежащим образом спланировать и подготовиться. Но увы, сроков нет, и все попытки их вычисления бессмысленны, что вполне доказано многочисленными неудачными опытами такого рода. Господь почёл необходимым сказать нам только о некоторых признаках приближения Второго Пришествия. Эти признаки мало-помалу сбываются, показывая тем самым истинность Господних обетований, однако весь процесс в целом может тянуться весьма и весьма долго. Поэтому перед нами полнейшая неопределённость. Так зачем же Господу потребовалось держать нас в неведении?

Господь мудр. Не сообщив верным даты Своего возвращения, Он дал возможность каждому из нас реализовать дарованную нам свободу воли. Срок не определён, история тянется и тянется, поэтому Второе Пришествие из реального события становится объектом веры – и именно поэтому появляется свобода выбора. Если выборы в России назначены на 33 мартобря, нет смысла строить отношение к этой дате на основании веры – таковая является объектом рационального знания. Дата же Второго пришествия, равно как и все остальные новозаветные тайны, является объектом веры, поэтому есть выбор - поверить или не поверить. И жить в соответствии со сделанным выбором.

Мир, т.е. сообщество вне Христа, во Второе Пришествие не верит, не придаёт ему никакого значения, поэтому реализует совершенно иные идеалы, нацеленные на создание общества вещественного изобилия, общества потребления, причём сие преподносится как высшее достижение, как идеал цивилизованности, к которому шли годами и десятилетиями. Вопрос лишь в том, к чему пришли? Ответ неутешителен - к утрате жизнеспособности. Потребительское благополучие действительно было создано, но сейчас оно стоит на грани катастрофы. Проблемы начались уже раньше в результате распада традиционной семьи и сокращения рождаемости, а теперь многократно увеличились из-за переселения народов, устроенного потерявшими всякий разум объевшимися потребителями. Самое удивительное в том, что вместо осознания ошибочности и катастрофичности избранного курса, они продолжают идти им, так что поистине «когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут». Переселение народов и ситуация в Европе конечно никак не связаны со Вторым Пришествием, но в какой-то степени являют прообраз того, что должно про-изойти в конце истории нынешнего мира. Уверенность в своей силе, безопасности и стабильности приводит к неготовности встретить перемены, которые в результате этой неготовности становятся катастрофой. Примерно нечто схожее будет и в конце мира. Правление антихриста будет чрезвычайно устойчивым; не подчинившихся, не признавших его владычество ждут великие бедствия. Но когда восставший против Бога мир будет на вершине могущества, Господь обрушит на него Свой гнев, и всё могущество и устойчивость окажутся не более чем иллюзией, расплата за участие в которой будет страшной – так говорит нам Св.Писание. В настоящее время мир движется к состоянию, подготовляющему пришествие антихриста, ибо отказ от Христа нарастает, совершаясь с одной стороны через умножение безверия, а с другой через увлечённость ложными религиями. В процессе дехристианизации участвуют не только враги креста, но и недостаточные в вере христиане, вовлекающиеся в принятие нехристианских ценностей, ценностей мира сего. Спрашивается: зачем они это делают? Ответ прост: так проще, удобнее, а, самое главное, безопаснее. Зачем противостоять какому-то течению, когда намного проще поплыть по нему? Плывут, и ничего плохого не происходит – наоборот, всё только хорошо. Отсюда возникает ложное ощущение стабильности и безопасности. Ложное, потому что Бог поругаем не бывает. Он будет судить мир, и для всех этих людей: и неверующих, и адептов лжеучений, и отпадших христиан Его возвращение и суд будут подлинной катастрофой, потому что считавшееся безопасным окажется западнёй. Перед началом войны 1812 г. на реке Дриссе был построен укреплённый лагерь на Дриссе, считавшийся очень надёжным и игравший важную роль в стратегических планах российской армии. Однако, когда начались боевые действия, этот лагерь не оказался ловушкой только потому, что армия вовремя оставила его. В противном случае окружение и уничтожение были неизбежны. Так что поистине прав Апостол, когда говорит: «когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут».

Вера не есть признания бытия Божия. Вера есть доверие Богу. Мы именуем себя верующими потому, что верим Господним обетованиям, посредством которых Бог предупредил нас о том, что будет. А кто предупреждён, тот вооружён. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ... облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». Мы живём, имея в перспективе Второе Пришествие, в котором не сомневаемся, равно как и в предстоящем миру Суде. Поэтому и стараемся строить свою жизнь так, чтобы день Господень, когда бы таковой ни пришёл, стал для нас не проклятием и ужасом, а благословением и радостью, потому что, как говорит Апостол, «…Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». Что для этого требуется? Единство с Богом. Жизнь во Христе, в Его Духе, чтобы в нас присутствовала сущность Бога – любовь, и чтобы нашим посредством она являлась в этот мир. Требуется, чтобы вся наша жизнь была служением Богу через ближнего во имя Христово. Вот о чём надлежит думать, в чём надлежит совершенствоваться. Всё остальное второстепенно, ибо духовность не зависит от потребительского изобилия. Не случайно в истории Церкви столь многочисленны примеры, когда к высотам праведности поднимались люди, у которых в плане личного имущества не было ничего. И ещё один момент. Когда человек пребывает во Христе, когда его жизнь пронизана Святым Духом, то ему не нужно знать точную дату Второго Пришествия. Зачем она, если он и так постоянно готов к встрече с Богом? Именно такая жизнь и есть правильная – жизнь, в которой ты не должен никому ничем, и в какой бы день ни пришёл Господь, это не будет для тебя неожиданностью, потому что ты пребываешь в постоянном ожидании и постоянной готовности к встрече с Ним. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». Аминь.


Видеозапись: Проповедь 06.11.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

11 Ноября 2018 - 3-е Воскресенье от конца Церковного года (Кюстер  Е. Романенко)
12 Ноября 2017 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2015 - Будем и дальше едины во Христе. Проповедь на З-е воскресенье от конца Церковного года. (Пастор  Г. Азиков)
09 Ноября 2014 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2013 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
09 Ноября 2008 - Третье воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)