МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Ноября 2023 года

3-е воскресенье от конца Церковного года


1 Фессалоникийцам 4:13-18
13. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16. потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17. потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18. Итак, утешайте друг друга сими словами.

Буквально на прошлой неделе (2-го ноября) в Мексике отмечали традиционный для этой страны праздник. В празднике этом чувствуются отголоски древнего ацтекского язычества и благодаря массовой культуре он стал известен во всём мире. Я говорю о "Dia de los Muertos" или "Дне Мёртвых". Возможно, вы видели в интернете фото с этого праздника: людей в веселых красочных костюмах, чьи лица расписаны под черепа (кстати, в этот день можно увидеть например и сувениры или конфеты в форме черепов!).

Однако, для любого мексиканца подлинный смысл "Дня Мёртвых" - не в том, чтобы "поиграть в смерть". Для мексиканцев главный смысл «Dia de los Muertos» в том, чтобы вспомнить умерших людей, прежде всего своих предков. В этот день мексиканцы изготавливают красочные домашние алтари, на которые ставят фото своих умерших родственников. Они поминают своих родных или друзей во время семейного ужина и ходят на кладбище чтобы украшать их могилы.

Аналогичные поминальные обычаи существовали и до сих пор существуют у многих народов. И мне кажется есть причина, по которой языческие народы так много внимания уделяли культу предков, памяти о своих предках. Для обычного, мирского человека, память об умершем это единственное, что может сохранить для тебя хоть какие-то "крохи", хотя бы какие-то частички его личности: его чувств, слов и дел. Потому что для обычного, мирского человека смерть - это последний предел. И возможно, не все мирские люди боятся смерти, но все понимают, что после этого предела возврата уже нет.

Должно быть именно поэтому у любого нормального (лучше сказать "мирского", да впрочем и не только мирского) человека такую боль и такой ужас вызывают, например, новости о войнах, катастрофах или массовых убийствах. Как будто что-то у нас внутри протестует против самого факта смерти, против того, чтобы люди просто исчезали, уходили безвозвратно. В нашем мире предостаточно бедствий и испытаний, и постигают они как верующих, так и неверующих. Однако, для обычного человека вряд ли какое-то из этих испытаний может сравниться со смертью близкого. А уж тем более - с его собственной смертью.
А вот что же делать нам, христианам, с нашей собственной смертностью?

На этот вопрос, дорогие братья и сёстры, отвечает для нас Св. Ап. Павел в 1-м Послании Фессалоникийцам, чтение из которого мы с Вами сегодня услышали. Это текст Нового Завета, который говорит именно о христианском отношении к смерти. И вот, давайте посмотрим, что говорит нам Апостол об этом явлении.

Прежде всего Св.Ап. Павел увещевает своих братьев из Фессалоникийскогой общины: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним" (1 Фессалоникийцам, 4:14-15).

В оригинальном греческом тексте здесь есть один словесный нюанс, который, увы, не передан в Синодальном переводе. Слово, которое переведено как "умершие" в оригинале по значению ближе к слову "усопшие", или если ещё проще - "уснувшие", "заснувшие". То есть, Апостол говорит своим читателям, что для "умерших в Иисусе" (для христовых верных, для членов Церкви Христовой) смерть - в его понимании - можно сравнить со сном.

А сон это явление временное. После сна всегда наступает пробуждение. И вот точно так же - говорит Апостол - и для христовых верных смерть является таким же временным явлением. И как после сна человек пробуждается, так и верующих во Христа ждет воскресение из мёртвых, о чем и Сам Господь Христос говорит в Евангелии от Иоанна: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек" (Иоанна 11:25-26).

Итак, первое, что нам следует для себя вынести из этого текста: для христовых верных смерть - это уже не финальный аккорд земной жизни, каковым она является для обычного ("мирского") человека. После смерти - говорит Апостол - христиане вправе надеяться на воскресение из мёртвых.

Теперь давайте посмотрим на Второй любопытный момент, на который следует обратить внимание. Посмотрите, Апостол говорит: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним" (1 Фессалоникийцам, 4:15).

То есть: Апостол говорит о воскресении Христа как о том основании, на котором строится надежда воскресения для членов Христовой Церкви. А лучше сказать так: фундамент христианской надежды на вечную жизнь и победу над смертью - Воскресение Иисуса Христа. Действительно, в Новом Завете этот факт раз за разом подчёркивается: умерев на Кресте Голгофы, Иисус не просто принял на себя наши грехи, но и своей смертью победил саму смерть, дав верующим в Него надежду на Воскресение из мёртвых: "Иисус за за наши грехи был предан смерти и воскрес для нашего оправдания" (Римлянам 4:25, перевод NRT).

Итак, ещё раз зафиксируем второй вывод: Воскресение Иисуса Христа есть основа христианской надежды на вечную жизнь и личное воскресение каждого христианина. Наконец, давайте посмотрим на финальную часть этого отрывка: "Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами" (1 Фессалоникийцам 4:15-18).

Здесь тоже есть небольшой языковой нюанс, о котором следует сказать особо: слова о том, что христиане будут "восхищены будем на облаках в сретение Господу" в более современных переводах звучит так: "мы, оставшиеся в живых, будем вместе с ними подняты на облаках, чтобы встретить Господа в воздухе, и уже всегда с той поры будем с Ним" (1 Фессалоникийцам 4:17, перевод NRT).

Конечно, мы даже отдалённо не можем себе представить, как будет выглядеть это процесс: нашей встречи с Господом в Небесах ("на облаках"). Некоторые протестантские церкви выводят из этого стиха целую доктрину о т.н. "Вознесении Церкви" (англ.: "Rapture"), которое, якобы долждно иметь место в последние времена, перед временем великих испытаний. Однако, никаких деталей этого удивительного события Священное Писание нам не даёт.

Но важно здесь, на мой взгляд, другое: Апостол говорит о воскресении Иисуса Христа как о том, что даёт универсальную надежду на Вечную Жизнь как для живых, так и для мертвых. И тех, кто жив во Христе и тех, кто умер во Христе - фактически ожидает жизнь и встреча в этой жизни с Самим Христом. Как и Сам Христос говорит об этом, споря с садуккеями о Воскресении Мёртвых: "Бог (...) не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы" (Луки 20:38).

А что это значит, дорогие братья и сёстры?
И прежде всего, дорогие братья и сёстры, что это может значить для нас с Вами?

А означает это вот что. Апостол говорит как фессалоникийским христианам, так и всем нам, что смерть - это уже не тот самый "последний предел" после которого нет возврата и после которого от человека не остается ничего кроме доброй памяти. Смерть - говорит Апостол - преодолима. И преодолима в первую очередь потому, что: "(...) если (...), что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним".

И что самое главное, говорит Апостол: "(...) утешайте друг друга сими словами". Получается, что Воскресение Христа - основа не только нашей надежды, но и нашего утешения - даже в самые трудные и опасные времена, когда смерть, кажется, свирепствует повсюду.

Всё это означает, что смерть - как я уже сказал - больше не является для христиан последним пределом после которого нет возврата. Ведь Священное Писание говорит нам о Воскресении Христа как о победе, которую Христос одержал над смертью: "... Христос - говорит всё тот же Св. Павел, но уже в 1-м послании Коринфянам - воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Коринфянам 15:20-23).

Конечно, не для всех людей - как свидетельствует нам Священное Писание - это будет воскресение для одного и того же бытия. Для тех, кто не уверовал в Божьего Сына и не пожелал отказаться от греха и встать на путь покаяния - это будет воскресение вечного проклятия, вечной оторванности от Бога. Именно поэтому в Евангелии от Иоанна Господь Христос говорит: "(...) наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (буквально: "в воскресение суда", "для Суда", Иоанна 5:28-29).

Однако, для тех, кто принял Крестную Жертву Христа как принесенную за себя лично, тех, для кого Христос является Богом, Господом и Спасителем это будет вечная жизнь с Богом и в Боге: "Это жилище ("обитель", "шатёр") Бога с людьми. Здесь Он будет жить с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет им Богом" (Откровение 21:3, перевод NRT).

И вот, если попробовать подытожить и сформулировать главный вывод, который нам следует сделать из этого текста, дорогие братья и сёстры: вывод состоит в том, что если мы веруем в Иисуса Христа как нашего Спасителя и Искупителя, то смерть не является таким "последним пределом" и для нас с Вами. Вот именно такого рода утешение Апостол и хочет нам, христианам, преподать. И кстати, об этом же нам с Вами следует поразмышлять в предстоящий скоро День Поминовения, когда мы будем вспоминать тех, кто предварил нас в Вечности.

В самих обычаях поминовения умерших, в самом сохранении памяти об ушедших нет ничего плохого. Однако, это не значит, что наше отношение к ним должно ограничиваться просто сохранением доброй памяти. Христианская надежда - как говорит Св. Павел в 1-м Послании Фессалоникийцам - это нечто большее, чем просто надежда на то, чтобы жить и помнить умерших, пока ты сам жив. Христианская надежда - надежда на то, что сама смерть преодолима. Это надежда на то, что вечная жизнь со Христом и во Христе это ожидающая нас реальность, превосходящая всё, что мы можем себе представить: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

06 Ноября 2022 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
07 Ноября 2021 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
08 Ноября 2020 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2019 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
11 Ноября 2018 - 3-е Воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
12 Ноября 2017 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2016 - Третье воскресенье от конца церковного года (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2015 - Будем и дальше едины во Христе. Проповедь на З-е воскресенье от конца Церковного года. (Пастор  Г. Азиков)
09 Ноября 2014 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2013 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
09 Ноября 2008 - Третье воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)