МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Ноября 2022 года

Drittletzter Sonntag


Мф.24, 1-14
1. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.
6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8. всё же это — начало болезней.
9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13. претерпевший же до конца спасется.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея обращает наши мысли ко Второму Пришествию, побуждая задаться вопросом, которым в прошлые времена задавалось великое множество народа и которым, по всей видимости, столь же великое множество будет задаваться во времена будущие: когда? – когда же оно состоится? Как следует из Евангелия, этот вопрос волновал учеников ещё во время земного служения Христа. «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: …какой признак Твоего пришествия и кончины века?» В ответ Иисус перечислил признаки, но не назвал никакой определённой даты. К словам о конце мира Господь присовокупил пророчество о разрушении Иерусалимского Храма, однако и здесь никакой определённой даты названо не было. Спаситель сказал лишь, что «не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». Пророчество о Храме сбылось быстро – немногим менее, чем через сорок лет. Храм действительно был разрушен и с тех пор так и не восстановлен. Столь быстрое исполнение одного пророчества давало основания для надежд на не менее быстрое исполнение другого. Поэтому люди и ждали с такой напряжённостью - даже, можно сказать, с исступлением. Однако Господь рассудил иначе.

Со времени Первого Пришествия прошло много времени. За два тысячелетия у верующих много раз возникала мысль о том, что предуказанный день приближается. Так, например, было перед наступлением 1000-го года, когда вся Европа собралась в церквах, ожидая трубного гласа Архангела, явления Спасителя во славе и начала Суда. Пять столетий спустя Мартин Лютер также полагал, что пришли последние времена. В папе он видел воплощение антихриста, а в нашествии стоявших под стенами Вены турок начало Божьего Суда. Наконец, мы можем вспомнить 1844 год – год массового безумия, когда люди продавали всякую собственность и в день, назначенный горе-вычислителями, собирались на возвышенности, чтобы быть ближе к небу для должной встречи Спасителя. Полагаю, что если бы они внимательнее читали Писание, можно было бы избежать многих заблуждений, ненужных страхов, больших разочарований, а равно и больших проблем. Что же сказано и что НЕ сказано в Писании?

Спаситель не называет никаких конкретных дат, Он называет только признаки, на основании которых можно делать выводы о степени приближенности к концу истории нынешнего мира или, напротив, удалённости от такового. Правда, не всё так просто, потому что Господь властен над всякой вещью в обоих мирах и может изменить ход событий, как сочтёт нужным. Так что последний день воистину придёт, как вор под покровом ночи. Однако, если обетования относительно признаков, предшествующих концу мира, остаются неизменными, то можно сказать, что на следующей неделе Второе Пришествие однозначно не произойдёт. Это с одной стороны. С другой, наше время столь же однозначно является преддверием окончания земной истории, и никто не может сказать, насколько долго оно продлится. Очень может быть, что и совсем недолго, потому что признаки Второго Пришествия, о которых сказал Господь, становятся реальностью один за другим. Относительно каких-то из них можно дискутировать, но некоторые являются бесспорными. Впрочем, обратимся к Евангелию.

«…многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это начало болезней». После Вознесения Спасителя появилось несколько лжемессий. Однако, все они позиционировали себя как спасителей иудейского народа. Но именно наше время появились люди, возымевшие претензии на вселенскую духовную власть, на роль спасителей всего человечества. Некоторые из них увлекли за собою многие тысячи, обещая им рай на земле. Правда, впоследствии обещанный рай оборачивался сатанинской ухмылкой, зачастую кровавой, но этот скорбный опыт не мешал людям, разочаровавшись в одном лжемесии, с восторгом встречать другого. Факт появления таких лиц в свете обетований Спасителя весьма примечателен. Что касается войн, то таковые никогда не прекращались, но именно ХХ столетие подарило нам две мировые войны неслыханных доселе масштабов. Ну а происходящее непосредственно сейчас может легко перерасти в глобальную катастрофу, при которой живые однозначно позавидуют мёртвым. Господь говорит также от голоде, эпидемиях и землетрясениях. История знала немало эпидемий, но именно в последнее время мы стали свидетелями двух пандемий, косивших народ на всех континентах. Количество же землетрясений в ХХ столетии превысило общий счёт таковых за предшествующие девятнадцать веков. Это ещё не Второе Пришествие, но это то самое, о чём Господь сказал: «…всё же это начало болезней».

Идём далее. «И многие лжепророки восстанут и и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…». Рубеж прошлого и нынешнего столетий, как никакое другое время, стал временем разложения Церкви, причём не снаружи, а изнутри. Средневековая Церковь имела много заблуждений, но она никогда не сомневалась в богодухновенности Писания и свято сохраняла его. Нападки на Евангелие были, но они приходили извне. Теперь же даже в семинариях открыто отрицают богодухновенность Библии и призывают проверять не жизнь Евангелием, но Евангелие жизнью. То, что в Библии называется грехом, нам грехом считать не нужно. Можно открыто противостоять Христу, благословляя то, что Он осуждает. Поистине, по сравнению с современностью, все церковные извращения времён Лютера – не более чем невинные детские шалости. Трудами современных лжепророков христианство перестаёт быть солью земли. И нет ничего удивительного в том, что люди отходят от веры, любовь к Богу охладевает, церкви пустеют, беззаконие умножается.

«Также будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё…». В некоторых исламских странах за совершение христианских обрядов действительно убивают. В странах, считающихся христианскими, такого нет. Но разве следование Евангелию не становится в них предлогом для гонений? Увы, это так. Тот, кто, следуя путём Христа, входит в противоречие с государственной идеологией, будет пить из чаши страданий. Ибо, чем крепче укореняется лжеучение, тем более агрессивным оно становится.

По поводу того, являются ли события, о которых только что говорилось, исполнением признаков Второго Пришествия, можно дискутировать. Здесь многое зависит от интерпретации. Но есть один бесспорный признак. «И проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец». Во времена Лютера, а тем более в 1000-ом году, навряд ли можно было говорить о том, что Евангелие проповедано во всём мире. Ныне же, согласитесь, это утверждение близко к реальности. Я не знаю, есть ли ещё языки, на которые не было бы переведено Св.Писание. Если и есть, то ничтожно мало. Обратите внимание, Христос говорит о том, что Евангелие будет проповедано, но не говорит о том, что оно обязательно будет принято. Соответствующие выводы можете сделать сами.

Мы можем дискутировать о том, являются ли те или иные природные и политические явления реализацией признаков Второго Пришествия. Но есть признаки, которые не допускают возможности перетолкования. Помимо повсеместной проповеди Евангелия есть и другие, однако они находятся вне пределов сегодняшнего чтения, а, соответственно, и вне пределов сегодняшнего размышления. Так или иначе, многое позволяет сказать о том, что мы находимся в преддверии финала истории нынешнего мира, хотя и неизвестно, когда именно таковой наступит. Что же нам делать в этой ситуации? Ожидать в терпении, ибо Христос говорит: «…претерпевший же до конца спасётся». Что же такое ожидание в терпении?

Не думайте, что это какое-то пассивное состояние. Скорее, наоборот. Ожидании в терпении означает прежде всего каждодневное несение своего креста. А, кроме того, это именно ожидание. Когда мы ждём какого-то события, то надлежащим образом к нему готовимся. Например, ожидая гостей, производим в доме уборку, чтобы наше обиталище предстало в наилучшем виде. Вот так же и с ожиданием Второго Пришествия. Чтобы подготовиться к нему, надлежит навести чистоту в своей душе, а чтобы быть готовым, надлежит эту чистоту постоянно поддерживать. Мы не знаем, когда именно совершится Второе Пришествие. Оно может быть скорее, чем кажется, ибо Бог властен во всякой вещи под небесами. И потому готовыми к встрече с Господом действительно следует быть всегда. В ночь поражения первенцев в земле египетской избранный народ впервые совершил пасхальную трапезу, о которой Господь дал следующее установление: «…пусть будут ваши чресла препоясаны, обувь на ногах ваших и посохи в руках ваших, и ешьте с поспешностью…». Вот так же и нам в любой момент бытия надлежит быть препоясанными и с посохом в руке, дабы в любой момент быть готовыми выступить в последний и самый главный поход. Трезвитесь и бодрствуйте, памятуя слова Господа: «претерпевший же до конца спасётся». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Ноября 2021 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
08 Ноября 2020 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2019 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
11 Ноября 2018 - 3-е Воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
12 Ноября 2017 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2016 - Третье воскресенье от конца церковного года (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2015 - Будем и дальше едины во Христе. Проповедь на З-е воскресенье от конца Церковного года. (Пастор  Г. Азиков)
09 Ноября 2014 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2013 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
09 Ноября 2008 - Третье воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)