МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Марта 2017 года

Oculi


Эф.5, 1-9
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

В своё время я прочитал у кого-то из православных авторов, что некоторые конфессии похожи на человека, подводящего ко входу в церковь и даже вводящего внутрь, но совершенно не объясняющего, что делать дальше. Впрочем, мне самому доводилось слышать немало проповедей как раз такого свойства. В них очень много говорилось о покаянии, с которого, по представлению произносивших указанные проповеди людей, начинается христианская жизнь. Как они говорили, без покаяния невозможно крещение, покаяние означает принятие Христа. Ну хорошо - приняли, покаялись, а что дальше? А вот об этом как раз и не говорилось. Между тем, христианская жизнь не исчерпывается крещением, с него всё только начинается. Так что же делать дальше?

В древней Церкви крещение совершалось только раз в год – в Пасхальную ночь. После совершения Таинства крещёные облачались в белые одежды и процессией шли в церковь, дабы принять участие в богослужении и, самое главное, в Евхаристии. Белые одежды в данном случае символизировали чистоту, обретаемую крещаемым в момент крещения, потому что в момент совершения Таинства все совершённые ранее грехи прощаются, и человек обретает праведность Христа. Кстати, именно поэтому в те времена были люди, принимавшие крещение буквально на смертном одре, как, например, император Константин. Итак, в крещении человек обретает чистоту и Христову праведность – то, что сие действительно так, я могу засвидетельствовать на личном опыте. Но проблема не в том, чтобы получить, а в том, чтобы сохранить. О людях, крестившихся формально, речи нет – таковые как жили в грехе, так и продолжают в нём жить. А вот как быть с истинно верующими? Понятно, что и они не перестают грешить, потому что первородный грех никуда не уходит, и испорченность натуры остаётся. Однако, прежде всего, верующий не считает грех нормой бытия. Соответственно, он внимательно относится к тому, что делает и старается по мере сил и с Божией помощью отстраниться от деяний, так или иначе не соответствующих Вышней воле. Но от каких именно деяний следует отстраняться? Для ответа на этот вопрос обращаемся к Св.Писанию, в т.ч. к услышанному сегодня чтению из Послания к Эфесянам. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам]». Обратите внимание, Павел не говорит о подвигах аскезы, о каком-то специфическом благочестии. Сказанное им относится к сущностям простым и обыденным: ругань, разговоры ни о чём, смех, как реакция на непристойность, стяжательство и т.д. Я как-то не думаю, что мы, здесь присутствующие, одержимы стяжательством или что мы – большие любители непристойностей, но вот всё остальное… - право же, тут есть о чём задуматься. Задуматься потому, что для Бога нет разницы между большими и малыми грехами. В Писании сказано, что любой грех к смерти. Между тем, отстраняясь от больших грехов, человек не придаёт большого значения мелким, не замечает их, не понимая, что мелкие, несущественные на первый взгляд грехи, разрушают единство с Богом не менее, чем крупные. И вообще это подразделение грехов на мелкие и крупные чисто человеческое. Писание ясно говорит, что любой грех – к смерти. Однажды на исповедь пришли две женщины – одна обливаясь слезами, исповедалась в тяжком грехе, а другая, похихикивая, говорила: ну какие там грехи? – грешки как у всех. Ксендз велел обеим пойти в поле и принести камней: первой - большой, а второй - много маленьких. Когда они исполнили требуемое, то он сказал им: а теперь пойдите и положите камни туда, откуда взяли. Первая легко вернула большой камень на его место, а вторая, естественно, была не в состоянии это сделать. В этом ужас мелких грехов – на них не обращаешь внимания, их забываешь, соответственно и покаяться в них не можешь. Вот, например, упоминаемое Павлом сквернословие. Среди христиан его можно услышать в изобилии. У людей попроще бытовая матершина, у людей покультурнее негодные слова на ближних, особенно во время телефонных разговоров или того, что можно обозначить термином «кухонные посиделки» - и чего тут только ни услышишь… Это совершенная обыденность, которую не замечают, она как бы сама собою разумеется, но, тем не менее, для христианина таковая не является приемлемой. Но попробуйте, привыкнув к чему-то, это что-то изменить. Невероятно трудно. В армии, каюсь, набрался всяких непотребных слов. Так вот, когда вернулся домой, то в течение довольно длительного времени пришлось изъясняться по-английски, потому что непотребство выскакивало само собой – вроде и не хочешь, а всё равно ляпнешь. Спрашивается, как всему этому противостоять? Позволю себе напомнить одну из притчей Иисуса – притчу про изгнанного из человека беса, который через какое-то время вернулся и, увидев, что душа ничем не занята, взял семеро злейших бесов и вновь завладел человеком. Можно исправлять ситуацию посредством внешних действий – как, например, моё вынужденное англоязычие, но это попытка управиться с последствиями, а устранять надо не последствия, а причину. Причина всех внешних действий находится внутри и, если ты хочешь, чтобы внешнее изменилось навсегда, а не на время, то следует менять внутреннее. А это можно сделать только одним образом – первое место предоставить не миру, а Господу. Не мир указывает мне, как поступать в том или ином случае, а Господь. Если сие произойдёт, то жизнь реально изменится – как в малом, так и в великом. Именно поэтому говорит нам Апостол: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас». Для того, чтобы внешняя жизнь изменилась, душа должна заполниться Божественной сущностью, т.е. любовью. Потому что, если отношение к ближнему определяется ею, то никогда не захочется говорить о нём что-то дурное, да и многого другого делать не захочется, потому что как можно делать что-то недолжное по отношению к человеку, к которому относишься с «агапе», Божественной любовью, т.е. непреодолимой благожелательностью? Разве что по неосторожности, но в этом случае понимаешь, что сделал именно недолжное, каешься и просишь о прощении.

Мы пришли в Церковь, присоединились к народу Божию. По какой причине и зачем? Если по традиции, или ради обеспечения некоего подобия страховки от неприятностей, то это бессмысленно. Воцерковление будет результативным только в том случае, если ты осознаешь себя, как погибшее существо, пришедшее в то единственное сообщество, в котором, несмотря на эту погибшесть, можно остаться живым. Но спасает, дарует жизнь не принадлежность к Церкви как таковая, а жизнь во Христе и со Христом. Это необходимо осознать, потому что, если ты действительно пришёл ко Христу, то прежняя жизнь становится невозможной. И что бы в мире, т.е. в сообществе вне Христа, ни считалось нормальным, какие бы убеждения ни разделяло большинство - если сии убеждения и действия не соответствуют Слову Господа, не следует ни принимать, ни совершать их, потому что так говорит Апостол: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света». Это означает, что у христиан свой путь, иная жизнь, основанная на подражании не людям, но Богу, на стремлении к святости. Только не надо путать святых со святошами. Мы стремимся не к фарисейской, не к ханжеской святости, а к святости Христа, пришедшего служить и жертвовать Собою, являвшего нелицемерную любовь и стремившегося не погубить, а спасти; не возвыситься, а послужить. Таков путь, на который направляет нас Павел, и по которому мы пойдём, назидаясь его словами: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу … Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Марта 2022 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2021 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
15 Марта 2020 - 3-е воскресенье Великого Поста (Oculi) (Диакон  Е.Романенко)
24 Марта 2019 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2018 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)