МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Марта 2019 года

Oculi


Иер.26, 8-15
8. И когда Иеремия сказал всё, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки и весь народ, и сказали: "ты должен умереть;
9. зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?" И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем.
10. Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли из дома царя к дому Господню и сели у входа в новые воро-та дома Господня.
11. Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: "смерт-ный приговор этому человеку! потому что он пророчествует против города сего, как вы слыша-ли своими ушами".
12. И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: "Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слыша-ли;
13. итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас;
14. а что до меня, вот - я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым;
15. только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши".

Сегодня, в чтении из Ветхого Завета мы слышали, как буквально всё население Иерусалима накинулось на пророка Иеремию, желая предать его смерти. «…схватили его священники и пророки и весь народ, и сказали: "ты должен умереть"…». Что стало причиной сего? Ничто иное, как пророчество Иеремии, не предвещавшее Иерусалиму ничего доброго: «…дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?». Позволю себе напомнить, что Силом был городом, в котором на протяжении довольно длительного времени находился Ковчег Завета. Со временем он пришёл в полный упадок, в конце концов разрушен ассирийцами и ко времени Иеремии так и не восстановлен. Таким образом, Иеремия предрекает Иерусалиму весьма печальное будущее. Слушающие его полагали, что Иеремия просто ненавидит Иерусалим и пытается прикрыть именем Господним свои собственные измышления. За такое антипатриотическое поведение они и хотят предать его смерти. Но проблема в том, что истинный пророк, каковым являлся Иеремия, ничего не говорит сам от себя. Он может только передать то, что повелел возвестить Господь. «…я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши». Но вот ведь какая штука: при всей мрачности сказанного Иеремией, возвещённая им перспектива отнюдь не безнадёжна, не неотвратима. Есть способ всё изменить: «исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас». Так почему же пророка хотят убить? Потому что он говорит неудобные вещи. И выход, предлагаемый им, тоже неудобен. Ведь он называет грех грехом и требует перемен, т.е. отказа от сущностей, неугодных Богу. Между тем, люди настолько погрязли в беззаконии; беззаконие настолько укоренилось, стало настолько привычным и естественным, что обличения и призывы к изменениям вызывают только злобу Но ведь они исходят не от Иеремии, а от Самого Господа. Таким образом, жители Иерусалима противостоят не пророку, но тому, кто его послал, т.е. Богу. Желая смерти пророка, они тем самым отвергают Бога, хотя считают, что служат Ему. То же самое впоследствии происходит с Иисусом. Только, отвергая Его, люди отвергают Бога не опосредованно, в лице пророка, но самым прямым образом. И вот вопрос - кого же на самом деле хочет слушать человек: Бога или самого себя и таких же грешников? Чем он хочет руководствоваться: Божьим Словом или своими представлениями о таковом? Ему нужна истина или его вполне устраивают заблуждения и беззакония? Знаю человека, высказывающего публично весьма странные взгляды. Например, о всеобщей любви Иисуса, Который так всех любит, что все поголовно спасутся, что бы ни делали или, вернее, что бы ни вытворяли. Указываешь ему на Писание, которое возвещает об обратном, т.е. о спасении не всех, но некоторых - так он говорит, что послания апостолов неправильные, что Книга Откровения вообще не Слово Божие, а евангелия искажены. Т.е. сознательно отвергает то, что не соответствует его представлениям. Или вот как-то слышал интервью с одним лютеранским священником в Германии, который говорил, что по некоторым вопросам он бы поспорил с Павлом и сказал ему: ты, брат Павел, неправ. Таких примеров можно найти в изобилии, но при всём различии ситуаций в основе лежит один и тот же принцип - у нас «бог в душе», поэтому мы мыслим и действуем правильно – мало ли, кто там что написал или сказал.

Божьи верные новозаветного времени находятся в том же положении, что и пророки. Нам дано Божье Слово, которое мы должны возвещать так, как оно дано и называть вещи своими именами. Грех есть грех, противостояние Богу есть противостояние. Если не хочешь быть ввернутым в бедствия, надо изменить жизнь. Иеремия предсказывал депортацию. Люди не хотели слушать его, потому что не хотели ничего менять. В результате терпение Божие истощилось, и депортация произошла. Иисус предупредил, что слушающий Его Слово, но не исполняющий такового, идёт к смерти. И тот, кто идёт путём непослушания Богу в свой час действительно погибнет. Об этом мы призваны говорить, чтобы не все, но хотя бы некоторые одумались, покаялись и перешли от смерти в жизнь. «…исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас». Это актуально не только во времена Иеремии, но и сегодня, потому что противодействие Божией воле ведёт как к смерти в вечности, так и к бедствиям в этом мире. Посмотрите вокруг, почитайте новости и подумайте, что лежит в основе конфликтов и проблем? Пренебрежение Божьими заповедями. Бог не стоит на первом месте, люди завидуют друг другу и желают получить то, что им не принадлежит и не может принадлежать. А это неизбежно ведёт к воровству, насилию и даже войнам. Причиняемое таким подходом зло очевидно, но творящие его не хотят свернуть с пути гибели, поэтому греховные побуждения и деяния всячески оправдываются – от личного уровня до государственного. Соответственно, возвещение Господней истины вполне может привести к неприятным последствиям, как это было с Иеремией. Но у Божьих верных нет выбора – истина дана для того, чтобы её возвещать, а не для того, чтобы о ней молчать. Остаётся выяснить только одно – мы, призванные Богом на служение, мы-то сами кого слушаем - Призвавшего нас или самих себя?

Павел как-то сказал, что проповедуя другим, надо самому не остаться недостойным. Хочешь изменить мир – начни с себя. Время поста предназначено для углублённых духовных размышлений – вот и поразмышляем, делаем ли то, что хочет от нас Господь. Основание для этих размышлений только одно – Св.Писание. С ним, и только с ним можно соотносить своё бытие. И если выясняется, что Слово Божие обличает нас, не надо негодовать на Бога, не надо пытаться оправдывать себя. Нужно поспешить покаяться и сделать так, как хочет Господь. «…исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас». А какое такое бедствие изрёк на нас Господь? Всего-навсего то, что мы погибшие существа и вне Бога не имеем никаких шансов на вечность. Поэтому, чтобы не погибнуть, мы должны быть с Ним, держаться за руку, которую Он протягивает нам. Не отталкивать её, а держаться изо всех сил. Время есть. Пока есть. Но никто не знает, сколько осталось. Поэтому не надо медлить. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Марта 2018 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
19 Марта 2017 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)