МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Марта 2018 года

Oculi


Ин. 12:37-43
Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исайи пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исайя, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исайя, когда видел славу Его и говорил о Нём. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

Нет плена более сильного, нежели плен укоренившихся в сознании представлений. Он настолько силен, что если человек сталкивается с сущностью, противоречащей указанным представлениям, то попросту не воспринимает её. Вот, например, начальствующие иудейского народа: У них были определённые представления о Мессии, воспринятые ими как часть духовной традиции Израиля. Иисус в эти представления не вписывался. Следовательно, Он не Мессия. И ничего не помогало, даже чудеса. Как слышали мы сегодня у евангелиста Иоанна, «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». А ведь эти чудеса были отнюдь не дешёвыми фокусами. Исцеления совершенно безнадёжных случаев заболеваний, двукратное умножение хлебов для многотысячных толп и даже несколько воскрешений. В том числе воскрешение Лазаря, совершённое на четвёртый день после смерти, когда признаки разложения были налицо. И, как уже было сказано, ничего не помогает – как не веровали, так и не веруют. Но ведь очевидно, что обычный человек не в состоянии совершить ничего подобного. Нет, всё равно не веруют. Причём отказывают Иисусу не только в мессианстве, но не признают даже за пророка. Что же надо было сделать для того, чтобы они уверовали? Не знаю. Ведь их не обратило даже Воскресение Господа из мёртвых, хотя таковое и было удостоверено многими свидетелями. Но эти люди предпочли игнорировать факты и усердно распускали слухи о том, что тело украли ученики. Почему же такое неприятие? Потому что Он отвергал нормы, которые они привыкли считать Божественными установлениями? Потому, что Он Сам не соответствовал их представлениям, которые они считали частью данной Богом традиции? Но ту традицию, которую они исповедовали и поддерживали, Бог не давал. И в тех установлениях, которые нарушал Иисус, не было ничего Божественного. Все они были плодами человеческих измышлений. Но люди, не поверившие Иисусу, ни на минуту не усомнились в своей правоте; ни разу они не пожелали допустить возможность того, что могут заблуждаться. Ни разу они не пожелали задуматься о том, насколько твёрды основания, на которые они опираются. В природе существует такое явление, как карстовые пещеры. Поверхность земли над ними выглядит очень прочно и солидно. Но вот построили на этой поверхности что-то тяжёлое, и всё построенное провалилось. Иудейские начальники полагали свои устои прочными и незыблемыми, но на самом деле они были подобны вот этим самым пещерам. Итак, главная причина неверия Иисусу – это укоренённость в определённой системе воззрений, умноженная на потрясающую уверенность в своей правоте. Всё сие создаёт барьер настолько прочный, что его оказывается невозможным преодолеть не только учением, но даже величайшими чудесами. Между тем, люди, отвергшие Иисуса, отнюдь не были тупыми невеждами, не видящими дальше собственного носа. Как раз наоборот. Это были люди весьма сведущие в Писании и в богословии. И тут мы видим удивительный парадокс истории. То, что не разглядели священники, разглядела их паства. Может быть, они и не понимали до конца, кто такой Иисус, но с уверенностью говорили, что в Его лице Бог посетил Свой народ. Вспомните, как Господь однажды спросил учеников, за кого почитают Его люди. Ответ учеников был: за Илию или одного из пророков. Если учесть, какое место занимает личность Илии в иудействе, то такое уподобление ставит Иисуса очень высоко. Отсюда вывод: непоколебимая уверенность в собственной правоте, в непогрешимости своих воззрений есть то, чего нам всячески следует остерегаться, потому что она уводит от истины, не позволяя разглядеть её даже вопреки очевидности.

В сравнительно недавнем прошлом ряд учёных развязал кампанию по травле своих коллег, занимавшихся генетикой. При этом высказывалось мнение, что граждане социалистической страны не могут иметь наследственных болезней, а разговоры про гены человека – основа расизма и фашизма. Никакие аргументы научного свойства не действовали. В результате много талантливых исследователей сгинуло в сталинских лагерях. Так вот, люди, организовавшие эту травлю, наподобие иудейских начальников были настолько уверены в своей правоте, что никакие аргументы, никакие результаты опытов на них не действовали. В жизни каждого может быть нечто подобное. Где-то что-то сказали, где-то что-то написали, я прочёл, я услышал и начинаю, нимало не сомневаясь, с пеной у рта отстаивать своё мнение. А между тем, всегда полезно сначала подумать: а соответствует ли услышанное действительности? Соответствует ли действительности моё мнение? Насколько достоверны источники, на которых услышанное основывается? Иногда бывают удивительные случаи. Некто Джошуа МкДауэлл был убёждённым безбожником и активно выступал против нашей святой веры. Но вот однажды он решил подвести под отрицание христианства солидную базу и начал всерьёз заниматься изучением материала. В результате он стал одним из крупнейших христианских апологетов нашего времени. Во всех областях познания, в том числе и в духовной, нужно сомневаться и искать ответы. В области рационального познания – у людей; в области духовного познания – у Самого Бога, в Его Слове. И пусть древность каких-то обычаев не становится препятствием, потому что древность обычая не означает, что он – от Бога. Итак, Слово Божие предостерегает нас от излишней уверенности в своей правоте. Но есть и ещё одно предупреждение.

Евангелист говорит нам: «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Совершенно очевидно, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Отлучение от синагоги было очень серьёзным наказанием. Оно означало, что человек становился изгоем среди своих соплеменников. Но как быть, если с одной стороны перед тобою Бог и Его Истина, а с другой – комфорт привычного существования? Как поступить, что выбрать? Начальники сделали выбор в пользу комфорта, так как свою веру тщательно скрывали. А теперь вопрос – насколько мы от них отличаемся? Например: всегда ли мы говорим о своей вере или, подобно упомянутым начальникам, предпочитаем помалкивать? Разумеется, говорить о своей вере не означает, что нужно выйти на улицу и во всё горло орать «я - христианин!». Но вот, происходит нечто, что требует проявления определённого отношения к происходящему. Реагируем в этом случае как христиане или подстраиваемся под большинство? Простой пример. Дружеское застолье, в котором принимают участие самые разные люди. Как поступить: начать трапезу с молитвы и крестного знамения или с первого тоста? Таких ситуаций можно найти великое множество. И вроде бы всё это мелочи, никакого отношения к спасению не имеющие, но разве не сказал Иисус, что если кто-то постыдится Его перед людьми, того постыдится и Он перед Отцом Небесным? Поистине, как говорит восточная мудрость, «из совокупности малых причин возникают великие последствия». В нашей вере, в нашем пути нет мелочей, в ней важно всё. Поэтому будем твёрдо стоять в нашем исповедании Христа и превыше всего любить славу Божию, чтобы пребыть вместе с Богом в обоих мирах: в преходящем и вечном. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 04.03.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

19 Марта 2017 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)