МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Марта 2010 года

Oculi - 3 воскресенье Великого поста


Лк. 12, 49-53

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

В начале IV столетия император Константин, убийца сына и жены, деспот и насильник, впоследствии награждённый титулом «равноапостольный», принял ряд постановлений, посредством которых Христианская Церковь стала вначале разрешённой, а потом государственной, т.е. прочно пристёгнутой к государственной колеснице частью имперской администрации. Впоследствии этот вид сосуществования Церкви и государства получил название «симфония». Византийская модель была усвоена Россией вместе с православием и получила своё крайнее, граничащее с абсурдом выражение, в процессе реформ Петра Великого, который упразднил патриаршество, поставив во главе Церкви святейший Синод, а во главе Синода гражданского чиновника – обер-прокурора. В результате на протяжении нескольких столетий воцарилась катастрофическая ситуация, при которой Церковь в полной мере стала департаментом духовных дел, частью государственного аппарата. Тем самым она превратилась в покорную прислужницу власть предержащих, готовую в любой момент благословить любое начинание властей и проклясть всех инакомыслящих. Увы, такое положение было не только в православии. Лютеранская Церковь в России строилась на тех же основаниях: её формальным главой являлся Император, а во главе Консисторий находились светские лица. То же самое происходило и на родине Реформации – в немецких землях, где Церковь находилась под полным контролем светской власти. Во многих странах это положение существует и сегодня. Например, Лютеранская Церковь Норвегии подчинена парламенту и её деятельность регулируется парламентскими актами. Что же касается нынешней России, то, хотя формально Церковь и отделена от государства, но тем не менее создаётся впечатление, что РПЦ всеми силами стремится восстановить былую симфонию. Однако, если думать не о доходах и не о конкуренции с иностранными миссионерами, а о душах, то результаты симфонии были и остаются неутешительными. К таковым относятся: ущербность Церкви, утрата ею авторитета, её превращение в аморфную и бесхребетную организацию, вяло тянущуюся в кильватере правящего режима. И когда смотришь на всё это, то сам собой возникает вопрос: а есть ли у сегодняшних христиан своё собственное мнение, отличающееся от мнения правительства? И если есть, то почему мы его не слышим? Мы слышим «Единую Россию», мы слышим ЛДПР, и ещё много кого, но не Церковь. А почему? Или на самом деле её мнение ничем не отличается от мнения наших политиков? Но Христос, создавая Свой новый избранный народ, явно имел в виду нечто иное. «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! … Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…».

Большинство сегодняшнего населения России составляют неверующие. Ещё более представительное большинство они составляют в Европе. Сие неверующее большинство имеет своё отношение как к миру, так и к происходящему в нём. Может ли у христиан быть такое же отношение? Нет. Это в принципе невозможно. Христианское видение имеет совершенно другую основу, потому что зиждется не на человеческих мнениях, но на Божественном Откровении. А видение, основанное на Божественном откровении, не может уподобляться человеческому, потому что ориентируется не на человека, но на Бога; не на земное государство, но на Царство Божие. Для христианина все национальные, государственные и личные приоритеты отходят на второй план. Христианин в первую очередь есть Господень верный и член Его нового избранного народа. И только лишь потом допустимо всё остальное, причём лишь в той мере, в какой согласуется с верностью Богу. Во времена древней Церкви, со всех сторон окружённой язычеством, люди знали, что обет верности, данный Христу, означал качественно новые отношения с окружающим миром. Присоединение к Церкви действительно приводило к разделению родителей и детей, братьев и сестёр, потому что христианский образ жизни и мышления никак не совмещался с языческим. Сегодняшнее христианство в своём отношении к миру изменилось. Сегодня говорят не о разделении, но напротив, о всеобщем единстве, о всеобщей любви, во имя которой идут на всевозможные компромиссы. Например, совсем недавно Папа Римский совершил молитву в римской синагоге. Иными словами, первенствующий епископ Христианской Церкви идёт молиться с людьми, категорически отвергающими Христа. Трудно представить себе, чтобы что-то подобное могло совершиться ранее. Поистине, сегодняшнее христианство изменилось, но это изменение напоминает одностороннее разоружение, потому что мир, с которыми заигрывает сегодняшняя Церковь, не изменился ничуть. Нас окружает всё то же язычество, к которому добавилось откровенное и открытое безверие. В мире процветает всё то же нечестие и это нечестие отнюдь не мирно. Оно агрессивно. Оно помышляет не о сосуществовании, но о подчинении - подчинении всего, до чего может дотянуться! И если христиане, общаясь с язычниками и неверующими, будут и далее рассуждать о толерантности и идти на компромиссы, то скоро окажутся в гетто. «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…». Попробуйте жить по Евангелию, не участвуя в делах тьмы, и вы очень быстро почувствуете стену, отделяющую христиан от язычников, формально верующих и безбожников. И чем больше вы будете возрастать в верности Христу, тем более холодным, а то и враждебным будет отношение многих из тех, кто нас окружает. Что это действительно так, свидетельствует опыт в том числе и наших прихожан. Мир – это поле для миссии и не более того. И никакого мирного сосуществования с язычеством и безбожием нет и не может быть!

«Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». Синодальный перевод иногда смягчает напряжённость и остроту слов Христа. В данном случае, в оригинале стоит не «низвести на землю», но «бросить на землю». Что же это за огонь? Пламень Св.Духа, сошедшего на учеников в День Пятидесятницы, Божественный огонь внутри человека – сила, которая не даёт нам успокаиваться, но побуждает нас стремиться к небесам, побуждает нас жить для Христа – именно она лежит в основе христианского бытия. Этот великий дар, который мы получаем в Таинстве Крещения, поставляет нас на путь, ведущий к вечности и побуждает следовать по нему. Но от нас и только от нас самих зависит, будет ли этот огонь пылать, как яркий факел или еле светиться. Сегодня во многих душах этот пламень только тлеет, да и то с трудом. Именно поэтому сегодняшняя Церковь часто похожа на что угодно, но только не на Церковь. Например, Евангелическая Церковь Германии в настоящее время проводит мощную акцию по отправке в Африку огромного количества презервативов. Удивительно и постыдно, что Церковь вместо посылки миссионеров, вместо проповеди Слова Божия занимается такими вещами! Впрочем, что могут проповедовать люди, у которых нет веры? «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». Мы призваны не уподобляться негодной соли, потерявшей солёность и уже ни к чему не пригодной. Мы призваны гореть для Христа, жить для Него, не идя ни на какие компромиссы с тем, что находится в противоречии или в противостоянии с Ним! Не надо бояться ощущения чужеродности по отношению к миру, разделений с теми, кто в нём пребывает. Это как раз не страшно. Это нормально, ибо сказал Христос: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…». Страшно будет, если мы окажемся отделёнными от Христа, а следовательно и от Его благодати, и от Его Царства. Поэтому так прискорбно видеть, как считающие себя Божьими верными, в том числе и наши прихожане, боятся показать свою принадлежность Христу, причём даже не в великом, а в малом. Не надо бояться молиться вслух перед трапезой, даже если ты находишься в окружении язычников! Не надо бояться осенять себя крестным знамением! Это не фарисейство, как тут кое-кто высказался, а свидетельство нашей веры, которое должно быть являемо во всех обстоятельствах, ибо христиане призваны не молчать, а говорить и утверждать при этом не некие абстрактные общечеловеческие ценности, но нетленные сокровища Царствия Божия!

Сейчас мы пребываем во времени Поста – времени углублённых духовных размышлений. Следовательно, это весьма благоприятное время для того, чтобы подумать о том, горит в нас пламень Св.Духа или только тлеет. Это благоприятное время для того, чтобы подумать, для кого мы живём: для самих себя или для Христа? Господь говорит: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». Да воссияет в нас пламень Св.Духа, дабы мы обрели свой собственный голос и открыто, явно, не боясь и не смущаясь возвестили миру Христа Распятого и Воскресшего! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Марта 2022 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2021 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
15 Марта 2020 - 3-е воскресенье Великого Поста (Oculi) (Диакон  Е.Романенко)
24 Марта 2019 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2018 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
19 Марта 2017 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)