МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Декабря 2018 года

2 воскресенье Адвента


Ис 40:6-10
«И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его»

Дорогие братья и сестры,
В первом веке до Рождества Христова римский поэт Гораций написал знаменитое стихотворение, которое называется «Памятник». В нем есть очень интересные строки, которые в переводе (заметим, кстати, в очень красивом переводе!) Афанасия Фета звучат так:
Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.

Обратим внимание вот на эти последние строки про Капитолий и жреца. Исследователи, которые комментируют данное произведение, истолковывают эти слова так: «доколе в Капитолий с безмолвной девою верховный ходит жрец» - то есть до тех пор, пока в храмах Капитолийского холма (главного святилища Рима) будут приноситься жертвы богине Весте и Юпитеру Капитолийскому. Следовательно, по понятиям римлян, - вечно.

Гораций таким образом пытается сказать: «Я буду жив, пока люди читают мои стихи. А стихи мои будут читать до тех пор, пока стоит «Вечный Город» - Рим. Он писал в ту эпоху, когда люди верили: Римская империя будет всегда.

Предсказание Горация сбылось лишь отчасти. Его стихи до сих пор знают и читают (хотя в последнее время читают их больше специалисты по мертвым языкам, а не «рядовые граждане»). А вот никакие жрецы и весталки в святилища на Капитолийском холме уже не заходят. Пала Римская империя – та самая, которая в представлениях Горация и его современников была символом незыблемости, стабильности, вечности.

Пала Римская империя. А через некоторое время после этого была основана Священная Римская империя. Которая тоже, в конце концов, пала. Пала и Византийская Империя, граждане которой считали себя наследниками Римской империи. Пала и Османская империя, которая завоевала принадлежавшие Византии территории. Пала Монгольская империя Чингиз-Хана. Пала Французская империя Наполеона. То же и с Российской империей, столицу которой называли «Третьим Римом» и верили, что этот «Рим» «будет стоять, а четвертому не бывать». Да что же такое с этими империями?! Все падают и падают!

Рискну предположить, что дело не в империях. Скорее, дело в людях, которые верят в незыблемость и вечность этих империй. Или, если мыслить шире, в людях, которые верят в незыблемость и вечность тех или иных земных сил, земных земных твердынь.

Текст Исайи, который мы с Вами сегодня услышали, как раз был написан для таких людей. Эти главы, в которых находятся его важнейшие пророчества, имеют очень интересную структуру. Слова о событиях будущего и о Пришествии Господнем чередуются с будто бы философскими рассуждениями.

Исаия пророчествует, то есть возвещает Волю Бога относительно грядущих событий. И цель этого пророчества: ободрить иудеев, которые будут находиться в Вавилонском плену. Когда могущественное царство разорит их Родину, а их самих депортируют и им придется жить на чужбине – велик будет соблазн опустить руки и сдаться на милость победителей и их «богов».

Но и Вавилон, говорит пророк своему народу, не будет вечен: «И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает».

Это очень интересные слова. И восприятие их слушателями зависит от того, как эти слушатели смотрят на мир. Для жителей Вавилона, которые верят в силу и могущество своей державы, это напоминание о том, что их держава отнюдь не вечна. Для них это звучит почти как приговор. Но для пленных иудеев это звучит ободряюще. Пророк говорит: не вечен Вавилон, который будет казаться вам (иудеям) хозяином положения. И он уйдет в прошлое.

«Трава засыхает, цвет увядает». Нельзя ли так сказать о любом земном государстве, о любой твердыне, которая казалась людям такой незыблемой? О любом вообще земном царстве, которое кажется людям гарантом стабильности, подобно тому, как Горацию слово «Рим» казалось синонимом вечности? Все они – империи, государства и т.д. - явление именно временное, какими бы могущественными и непоколебимыми они себе не казались.

Итак, не вечен Вавилон, который пленным иудеям может показаться хозяином положения. Как не вечно вообще любое земное царство. Ну что же, возможно, для пленника, оказавшегося на чужбине, это и звучит ободряюще. Но эти слова говорят лишь о том, что в этом мире не вечно. На что нельзя полагаться. Но на что же тогда можно полагаться? Что может быть опорой для того самого пленника, когда он на чужбине, вдали от Родины?

Вавилон – говорит Исаия иудеям – полагается на свою силу и свое могущество. Но у вас будет кое-что получше: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно».

О чем эти слова? О том, что поражение иудеев только временно и что они, в конечном итоге, «победят всех», включая Вавилон?

Однако, обратим внимание: Господь через пророка не говорит своему народу: «Вавилон падет, а ваше царство, в отличие от него, будет стоять вечно!». Мы не видим в тексте Исаии слов вроде: «сейчас вам, иудеи, трудно. Но ничего, потом отыграетесь. И уж ваше-то царство не падет никогда».

«Нет - говорит пророк - вечным будет не некое земное царство, созданное грешными людьми для грешных людей». Иудеи действительно были избранным народом, Божьим народом. Однако, их государства, ни до, ни после Вавилонского плена, не существовали вечно.

Потому, что не государство и не народ, (нет!) «Слово Бога нашего пребудет вечно». Вечным будет Божье определение, Его намерение, Его обетование.

Но что же это за намерение? О чем именно возвещает пророк?

Ответ зашифрован в стихах, которые следуют далее: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его».

Зададим вполне резонный вопрос: почему «благо-вествующий Сион»?

Сами пленные иудеи вполне могли ответить на этот вопрос просто и конкретно: потому, что пророк возвещает добрые вести о грядущем избавлении народа и о возвращении этого народа из плена на Родину, в Землю Обетованную. Потому, что пророк говорит о будущем восстановлении Иерусалима.

Можно ли принять такое истолкование этого пророчества? Я, честно, говоря, в этом сомневаюсь. Потому, что как мы уже видели, слова о том, что “всякий народ как трава” - может быть применен как к Вавилону, так и к иудейскому народу. Ведь он тоже “как трава” и тоже вполне может засохнуть, когда дунет на него “дуновение Господа”.

Но если не столько о будущем восстановлении Иерусалима и не столько о возвращении народа из плена говорят эти слова - о чем они тогда?

У христиан есть ответ на этот вопрос. Это не просто слова, обращенные к иудейскому народу. Это слова, актуальные на все времена. Во всяком случае, актуальны они пока стоит этот переменчивый мир, в котором одни государства (или империи) сменяют другие, одни «твердыни», казавшиеся незыблемыми, следуют за другими.

Иерусалим действительно стал благовествующим, то есть возвещающим добрые вести. Когда?

Когда по его улицам проходил Тот, о Котором действительно можно сказать: «Слово Бога нашего пребудет вечно».

Когда в ворота Иерусалима на молодом осле в окружении народа с пальмовыми ветвями въехал Тот, о Котором действительно можно сказать: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью».

Тот, который совершал такие дела и проповедовал с такой силой (по слову Евангелиста, «как власть имеющий» - Мф 7:29), что о Нем можно было сказать: «Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его».

Как вы, наверное, уже догадались, речь идет об Иисусе Христе - Единородном Божием Сыне, Спасителе Мира. Именно благодаря Ему и Сион и Иерусалим можно назвать благовествующими. И именно благодаря Ему можно сказать городам Иудиным: “вот Бог ваш!”.

Иудеи ждали освобождения из плена и, в конце концов, дождались. И дождались даже больше, чем освобождения. Дождались начала завершающей фазы мировой истории - пришествия Мессии, который есть спаситель не только им (иудеям), но и всему человечеству.

Ну что же, а какое отношение все это имеет к нам?
«Благовествующий Сион… благовествующий Иерусалим…»
Они дождались… Но мы то здесь при чем?

Покуда мы называем себя христианами, к нам это имеет отношение, да еще какое! Пришествие Христа есть исторический факт, который не утратил своей значимости до сих пор. Его смерть за наши грехи и Воскресение ради нашего оправдания (Рим 4:25) - есть такой же исторический факт. И таким же историческим фактом будет и его Второе Пришествие в Силе и Славе: “Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его”.

Это тоже слова, актуальные на все времена. И особенно они актуальны для нас, христиан. Если мы, конечно, ждем Его Второго Пришествия.

“Награда Его с ним”. Эти слова - великое утешение для Божьих верных. Но есть в тексте и суровое предупреждение для тех, кто пренебрег призывом Христа: “воздаяние Его пред лицом Его”. Это суровое предупреждение для тех, кто предпочел ориентироваться на те или иные земные твердыни. Для тех, кто рискует повторить ошибку Горация, полагавшего, что его империя будет стоять вечно. Для тех, кто забыл, что всякий народ, а если точнее, всякий человек - трава. И эта трава вполне может завянуть, когда дунет на нее дуновение Господне.

Могу предположить, что иудеям в Вавилонском плену жилось не сладко. Они среди чужаков, чьи обычаи и речь им не понятна. Они среди захватчиков, которые пленили их и лишили их Родины. Они среди идолопоклонников, чьи мерзостные ритуалы – оскорбление их веры. Слова Исайи призваны были их ободрить: не бойтесь, избавление будет. И, возможно и сам того не осознавая, пророк предсказал, что грядет нечто большее, чем избавление народа из плена: грядет пришествии Мессии, а значит избавление мира от власти греха и зла.

Могу предположить, что и многие из нас чувствуют себя в этом мире, как чувствовали себя иудеи в плену. В мире, который лежит во зле (1 Ин 5:19) христианам всегда будет непросто. Придется, как я уже говорил в одной из своих предыдущих проповедей, бороться. Придется преодолевать сопротивление. И в этих условиях слова пророка о пришествии Господа можно применить не только к тому, что произошло в Иерусалиме почти две тысячи лет назад, но и к тому Славному Второму Пришествию, к тому освобождению, которого мы ожидаем.

Дорогие братья и сестры, свобода от власти греха и зла это даже лучше, чем свобода от иноземных захватчиков. И, что самое прекрасное, такая свобода, которую приносит Христос - свобода вечная. В отличие от империй или народов, которые как трава вянут от Господнего дуновения.

Я полагаю, что именно с такими мыслями и настроениями нам следует ожидать о Второго Пришествия. Ожидать его не как “конца света”, пророчествами о котором сейчас пугают обывателя все, кому не лень, но как Пришествия во Славе нашего Царя, который также является и нашим Спасителем. Ожидать его как явления Божьей Славы и справедливости. Ожидать его как окончательного освобождения. А если мы действительно ждем Второго Пришествия как освобождения, то это ожидание - радостное предвкушение.

Иудеи освобождения дождались. Значит, можем дождаться и мы: “Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его”. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 09.12.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Декабря 2017 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
04 Декабря 2016 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
06 Декабря 2015 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
07 Декабря 2014 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
08 Декабря 2013 - ГРЯДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ (Пастор  Г. Азиков)
09 Декабря 2012 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
04 Декабря 2011 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)