МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Декабря 2020 года

2 воскресенье Адвента


Евр.10, 35-39
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Сегодняшнее чтение из Послания к Евреям началось со слов: «35 Итак не оставляйте упования вашего». Что такое упование? Надежда. Какую же надежду мы не должны оставлять? Надежду на Второе Пришествие Иисуса Христа. Но почему надо на таковое надеяться? Надеяться можно на что-то хорошее, в то время как, в соответствии с Книгой Откровения, Пришествие Христово - событие весьма страшное, и предшествовать ему будут великие бедствия, о которых возвещают и пророчества Ветхого Завета. Однако, одни и те же события, в том числе потрясения, связанные со Вторым Пришествием, для разных людей мо-гут иметь совершенно разное значение. Например, для неверующих, для людей, противостоящих Богу, эти катастрофы будут бедствием как таковым. Но для Божьих верных они станут знаком близящегося освобождения. Освобождения от чего? Живущих - от тягот земной жизни, умерших - от зла смерти. Бог обещал освободить Своих верных от зла, греха и смертности нынешнего мира для нового бытия в Его Царстве. А то, что обещано Богом, совершается непременно. Вот почему для истинных учеников Христа надежда на Второе Пришествие – великое сокровище, и нет ничего удивительного в том, что апостольское время было временем напряжённого, нетерпеливого ожидания возвращения Иисуса. Нетерпение подогревалось убеждённостью верных в том, что возвращение Христа произойдёт очень скоро. Как написал автор Послания к Евреям, «37 ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит». И никто из них не мог представить, что пройдёт столько лет, а Пришествие так и не свершится. Почему же Господь медлит? Об этом нам знать не дано, потому что у Бога Свои планы и Своя логика, однако кое о чём догадаться можно. Вопрос: стали бы христиане первого века проявлять такую активность в благовестии, если бы им сказали, что Второе Пришествие есть дело некоего отдалённого будущего? Вспомним апостолов, которые, несмотря на ясное повеление идти и учить все народы, вовсе не торопились покидать Иерусалим. И для того, чтобы они, наконец, сдвинулись с места и начали заниматься тем, к чему были призваны, потребовалось рассеявшее их гонение. Если так было с апостолами, то что же говорить про всех прочих?

Итак, время апостольской Церкви - это время напряжённого ожидания возвращения Христа. Ожидание, основанное на уверенности в скором Пришествии, давало силу, благодаря которой тяготы повседневности переносились намного легче. Но ожидание длилось и длилось, поэтому постепенно тяготы бытия начали забирать над душами всё большую власть. В чём же эти тяготы? В видимом торжестве греха, в умножении беззакония, в насильственном насаждении ценностей, не имеющих ничего общего с волей Господа. Такие понятия, как честность, благородство, самоотверженность, служение, любовь к ближнему сегодня каждодневно попираются, ибо мир находится под властью воров и торгашей, так называемых «элит», заинтересованных исключительно в собственном благоденствии. Остальное их не интересует. И вот, всё это тянется, тянется, Господь никак не приходит, а противостоять разгулу нечисти безумно тяжело, потому что вся очевидность склоняет к тому, чтобы вписаться в мирскую систему и принять участие в распихивании ближних ради урывания как можно более жирного куска. Чем дольше длится ожидание, тем труднее удержаться. Поэтому более чем актуальны услышанные сегодня слова Писания: «35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное».

Что же нужно для обретения терпения, для неоставления упования? Понимание, осознание того, что дело не в том, что происходит сегодня, а в том, что будет происходить завтра. Второе Пришествие состоится. Раньше или позже – не суть. Главное то, что именно оно будет определять последующую эпо-ху. Поддавшись искушениям мира, дьявола и собственной порочности, можно выиграть в преходящем, и даже выиграть много. Но при этом ты неминуемо потеряешь в вечном. Каждому верному дóлжно основательно поразмыслить над соотношением сегодняшнего и завтрашнего, преходящего и вечного. Далее очень важный момент. Каждый из нас делает свой выбор, делает сам за себя, но, принявши решение в пользу пути Бога, нельзя идти по нему в одиночку, ибо человек слишком слаб для того, чтобы самостоятельно противостоять миру, дьяволу и собственной порочности. Мы слышали сегодня слово Писания: «38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя». Наш единственный шанс для обретения будущего - вера, доверие Богу. Но вера не есть некое раз и навсегда данное состояние. Она может как возрастать, так и уменьшаться, и потому необходимо использовать все возможные средства для её укрепления. А среди этих средств общение святых, т.е. наше соединение для совместной молитвы, участия в Таинстве и взаимного назидания, имеет огромное значение. В совместном делании намного проще как противостоять греху, так и тяготам, проще укрепляться в терпении. Не случайно Господь с самого начала создал Церковь именно как общину. Вместе мы намного сильнее, и, соответственно, врагу намного сложнее осилить нас. В качестве зримого пример можете посмотреть на то, что происходит в Белоруссии. Если бы на протесты вышло сто человек, их можно было бы без всяких проблем разогнать, избить, арестовать. Но когда выходит более ста тысяч, лука-шенковские каратели уже не торопятся проявлять активность. Поэтому так важно не пренебрегать возможностью собираться вокруг Слова и Таинства – вместе спасаться проще. Именно в совместном исповедании веры мы обретаем состояние, к котором сказано в Послании к Евреям: «39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души».

Второе Пришествие положит конец наблюдаемому сегодня торжеству греха и беззакония, а верные обретут воздаяние, войдя в новое творение Божьего Царства, свободного от зла, греха и смерти. Автор Послания к Евреям с полным основанием называет это воздаяние великим. Но оно не даётся просто так. Впрочем, следование за Христом (если, конечно, это реальное следование, а не видимость такового) вообще никогда не было простым, а уж сегодня, в эпоху массового неверия, оно особенно сложно. Но если мы хотим достичь вечности и разделить со Христом Его победу, другого пути нет. Поэтому наберёмся терпения и будем укрепляться в вере, через пребывание в единстве с Господом и друг с другом, дабы обрести силы для успешного противостояния разгулу зла и греха. «35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

08 Декабря 2019 - 2 Воскресенье Адвента (Диакон  Е.Романенко)
09 Декабря 2018 - 2 воскресенье Адвента (Диакон  Е.Романенко)
10 Декабря 2017 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
04 Декабря 2016 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
06 Декабря 2015 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
07 Декабря 2014 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
08 Декабря 2013 - ГРЯДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ (Пастор  Г. Азиков)
09 Декабря 2012 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
04 Декабря 2011 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)