МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Декабря 2019 года

2 Воскресенье Адвента


Луки 21:25-33
25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30. когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Дорогие братья и сестры,
Немецкому философу Иммануилу Канту предписывают примерно такое изречение: «Сто таллеров у меня в голове и сто таллеров у меня в кармане – далеко не одно и то же». Пожалуй, с Кантом можно согласиться. Есть существенная разница между размышлениями о том, как я мог бы потратить, например, десять тысяч рублей и тем, чтобы действительно держать эти десять тысяч в руках, уже горя от нетерпения, от радостного предвосхищения, что вот, сейчас я их на что-нибудь потрачу.

К чему я это говорю? Что такое Второе Пришествие Христа? Что означает само это понятие - «Второе Пришествие»? На этот вопрос есть вполне точный и правильный с богословской точки зрения ответ: Второе Пришествие – это тот момент мировой истории, когда Сам Господь Иисус Христос во всей Своей Божественной Силе и Славе явится с небес для того, чтобы совершить Свой праведный и справедливый суд над этим миром. И Он явится, чтобы даровать праведным и избранным вечную жизнь, и чтобы грешники и нечестивцы услышали Его справедливый приговор и получили от Него заслуженное наказание. Вот, если можно так сказать, «дежурный ответ» на этот вопрос. Примерно такой ответ даст нам любой учебник по богословию.

И это ответ правильный. Ведь это учение – учение о Втором Пришествии Христа как Судии - имеет прочное основание в Священном Писании. И это учение, которое Христова Церковь исповедовала с древнейших времен. Доказательство этому мы с Вами слышали и сегодня во время совместного чтения Апостольского символа веры, в котором о Христе сказано, что Он «вновь грядет со Славою судить живых и мертвых». А в нашем Исповедном документе – Аугсбургском исповедании - это учение даже зафиксировано в особом артикуле: «О втором пришествии Христа, как Судии» (Арт. XVII).

Итак, этот «дежурный ответ» это хороший, правильный, богословски точный ответ. Одна беда: это ответ, если можно так выразиться, отвлеченно-теоретический. Это, если вернуться к примеру с изречением Канта – те самые «сто таллеров у нас в голове». Они, как мы помним – совсем не то же самое, что сто таллеров у нас в кармане (то есть, в реальности). Поэтому для того, чтобы понять, что действительно есть Второе Пришествие, нужно чтобы оно перестало для нас быть какой-то «отвлеченно-теоретической» реальностью, таким событием, которое произойдет когда-нибудь потом. А чтобы оно перестало быть для нас такой «отвлеченно-теоретической» реальностью, я предлагаю задать самим себе такой вопрос: какие чувства у нас вызывает сама мысль о Втором Пришествии Христа?

Если внимательно прочитать сегодняшний текст Евангелия от Луки (а если точнее – не сам текст, а те стихи, которые ему предшествуют) то, положа руку на сердце, вряд ли можно сказать, что Слова Христа пробуждают в нас какие-то радостные чувства. Ведь все начинается с того, что ученики показывают ему величественные здания Иерусалимского храма. И в ответ на это Спаситель шокирует их суровым пророчеством: от этого величественного храма не останется камня на камне, он весь будет разрушен (Лк 21:5-6).

А дальше Спаситель только «сгущает краски», предупреждая своих учеников, чтобы они не ожидали никакого «триумфа». Он ясно говорит, что непосредственно перед Его Вторым Пришествием людей на этой земле ждут страшные события: землетрясения, голод, болезни, «ужасные явления и великие знамения с неба», преследования Божьих верных. Одним словом, такие события, которые никак не укладываются в картину спокойной и счастливой жизни: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк 21:25-27).

Итак, Спаситель говорит о том, что непосредственно перед Его Вторым Пришествием наш мир ждут страшные события. Что власть зла в нашем мире будет только усиливаться. Что, если позволите так образно выразиться, тьма вокруг Христовых учеников, вокруг Его верных, будет только сгущаться. Итак, какие чувства в нас могут вызвать эти слова Христа? На первый взгляд, как я уже сказал, чувства эти будут не особенно радостные. Ведь Он говорит о страшных событиях, о скорби и бедствиях, об усилении власти зла, когда люди «издыхают от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную». А потом еще и Высший Суд, во время которого каждый человек предстанет перед Богом – перед Абсолютно Беспристрастным и Справедливым Судьей. И от Этого Судьи человек получит воздаяние за все, что он делал в нашем мире. И каждый человек предстанет перед Таким Судьей, который знает всю его душу вдоль и поперек, все тайные мысли и тайные дела. Перед Суровым Судьей, который абсолютно справедлив и ненавидит любой грех и любую направду. Так что, как мы с Вами слышали сегодня в чтении из Книги пророка Малахии, День Суда это «день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахия 4:1-3). Заметим попутно, что именно этот факт должен напоминать нам, христианам, о том, что необходимо постоянное покаяние – постоянное исправление нашей жизни, постоянная «работа над ошибками».

Итак, страшные события, а потом – Абсолютно беспристрастный и справедливый Суд. Согласитесь, такая картина дает мало повода для радости. Однако, давайте теперь внимательно посмотрим на те слова Господа, которые следуют дальше: «... и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается (внимание!) избавление ваше» (Лук 21:27-28).

К сожалению, Синодальный перевод здесь не очень точно передает смысл текста оригинала. В более современном переводе (РБО, 2011) эти слова звучат гораздо ближе к смыслу греческого текста: «тогда распрямите спины и поднимите головы – ваше освобождение близко». Только вслушайтес в эти удивительные по силе слова: «распрямите спины и поднимите головы»! Христос ясно и недвусмысленно дает понять Своим ученикам – да и не только им, а всем Его верным – что Его Второе Пришествие это повод для радости. Что для Его верных ожидание Его Пришествия - это именно радостное ожидание, радостное предвкушение. «Распрямите спины и поднимите головы» - согласитесь, ведь такое положение тела будет только у человека, который ожидает чего-то в нетерпении, в радостном предвосхищении, в предвкушении, а не в состоянии гнетущего страха. И, кстати, такой же образ мы находим в словах из книги Малахии: «... (А) для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малахия 4:3-4).

Итак, Спаситель ясно дает понять, что для Его Верных Второе Пришествие будет именно таким поводом для радости, потому, что это именно избавление, именно освобождение. Но вот вопрос: избавление и освобождение - от чего? Только ли от страшных событий конца времен? От той самой «великой скорби» о которой предупреждает нас Господь? Если так, то мы здесь сталкиваемся еще с одной проблемой: в настоящий момент мы с Вами этой самой «великой скорби» не наблюдаем. Благодарение Богу, мы с Вами наслаждаемся относительным миром и спокойствием, даже комфортом. Мы с Вами в данный момент не «издыхаем от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную». Означает ли это, что все, что Господь говорит об освобождении и избавлении, которые сулит нам Его Второе Пришествие – для нас не актуально? В таком случае Второе Пришествие снова становится для нас какой-то «отвлеченной», далекой реальностью. Оно снова превращатеся в те самые «сто таллеров у нас в голове», о которых можно только рассуждать, не более того.

Все дело в том, дорогие братья и сестры, что мы живем в падшем мире, в искаженном мире. В мире, который искарёжен человеческим грехом – мире, который, по слову Апостола Иоанна, «лежит во зле» (1 Ин 5:19), в котором изначальный порядок и изначальная гармония нарушены. И как только мы выходим из нашего замкнутого, обыденного мирка бытового комфорта – у нас всякий раз есть возможность в этом убедиться. Честно говоря, я и сам об этом часто забываю, потому, что крайне редко смотрю новости. Но каждый раз когда я их смотрю – они становятся красноречивым напоминанием о том, о чем говорит апостол Иоанн – что мы живем в мире, в котором властвует зло. Впрочем, подтверждение этому мы находим и в себе самих – потому, что, по весьма меткой характеристике доктора Лютера, «по клоти мы все еще имеем в себе грех».

вот, когда мы явствено это осознаем – что живем в мире, в котором царствуют грех, зло и смерть – тогда мы и понимаем, что Второе Пришествие Господа является и для нас, несчастных грешников, а равно и для всего этого падшего мира, именно освобождением и избавлением. Это избавление от власти греха и зла, и в том числе от нашего собственного греха. Потому, что это будет Второе Пришествие Того, Кто взошел на крест за нас, обреченных на гибель грешников и принял на Себя наши грехи. Тогда, посторюсь, мы ждем Второго Пришествия именно как нашего освобождения. И если мы действительно чаем и с нетерпением ждем этого освобождения, то и слова из нашей с Вами каждодневной молитвы, с которыми мы обращаемся к Богу - «да приидет Царствие Твое» - начинают для нас самих звучать гораздо более осмысленно, а не просто как строчка, которую мы машинально повторяем. Возвращаясь к тому изречению Канта, с которого я начал – Второе Пришествие – это уже не «воображаемые сто таллеров». Это уже нечто более близкое и вполне реальное, пусть даже мы и не наблюдаем признаки Второго Пришествия Господа прямо сейчас.

Итак, подведем итоги. Обетования Иисуса Христа о Его Втором Пришествии – это не какая-то отвлеченная богословская теория. Во всяком случае, для нас они не должны быть такой «теорией». Эти обетования имеют такую же силу, как и все Слова и все Обетования Иисуса Христа – в том числе и слова о том, что Он пришел в наш мир чтобы спасти нас, падших грешников. Чтобы нас, падших грешников, избавить и освободить от власти греха и зла. И если ожидать Второго Пришествия именно как освобождения, то и покаяние становится не столько тягостным процессом, к которому мы себя понуждаем, но радостным очищением в предвкушении встречи с тем, кто придет избавить нас от мира, лежащего во зле. И если мы действительно ждем этого освобождения, то и усиления власти зла и страшных событий Конца Времен можно не бояться. Ведь Сам Господь пообещал нам, что эта власть зла, хоть она и будет сильной – будет временной. И испытания и страшные события, во время которых люди будут «издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» – тоже будут временными. А вечным будет Его Царствие.

«... И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. (...) Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 08.12.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

09 Декабря 2018 - 2 воскресенье Адвента (Диакон  Е.Романенко)
10 Декабря 2017 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
04 Декабря 2016 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
06 Декабря 2015 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
07 Декабря 2014 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
08 Декабря 2013 - ГРЯДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ (Пастор  Г. Азиков)
09 Декабря 2012 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
04 Декабря 2011 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)