МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Февраля 2024 года

Reminiscere


Иакова 1:2-4, 12-15
2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3. зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4. терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
12. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Думаю, многим ещё со школы известна легенда про знаменитого греческого оратора Демосфена. Говорили, что в детстве Демосфен мечтал стать оратором, т.е. хотел выступать публично. Но был косноязычен, имел слабый голос и плохую дикцию. И вот, чтобы устранить эти недостатки, Демосфен уходил в пустынное место или на берег моря, набирал в рот камушков или глиняных черепков и пытался говорить речи или декламировать стихи греческих поэтов. В результате таких упражнений Демосфен избавился от косноязычия и впоследствии стал одним из самых известных ораторов во всей Греции.

Вы спросите, дорогие братья и сёстры, какое отношение эта история Демосфена может иметь к тому тексту из Послания Иакова, который мы с Вами услышали сегодня? Позвольте, я объясню.

Сегодняшний текст послания Иакова говорит нам об испытаниях, или, как они названы в синодальном переводе - "искушениях". Как сказал в своё время наш уважаемый настоятель: "Христианство это не увеселительная прогулка". И, думаю, никто не будет спорить с тем, что преодоление испытаний, прежде всего испытаний духовных, преодоление преград и трудностей составляет существенную часть жизни христианина.

Однако, какую роль играют испытания в жизни христианина? Дело в том, что брат Господень Иаков выражается здесь немного противоречиво. С одной стороны, он говорит, что принимать искушения в нашей жизни мы должны с великой радостью: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения" (Иакова 1:2).

С другой же стороны, Иаков в некотором роде связывает приходящие в нашу жизнь испытания с действием в нашей жизни зла: "В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом" (Иакова 1:13). Так чем же являются для нас, христиан, испытания: благом или злом?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Попробуем понять, что именно говорит Иаков об искушениях, т.е. испытаниях, которые так или иначе имеют место в нашей с Вами христианской жизни.

Итак, Иаков говорит: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иакова 1:2-4).

То слово, которое в Синодальном переведено как "испытание", "искушение" - в греческом языке было словом весьма необычным и употреблялось в очень интересном смысле. Например, о птенце, который учится летать, греки говорили, что он "испытывает" свои крылья. То есть через такого рода упражнения, через робкие попытки взлететь птенец делает свои крылья сильнее.

Можно сказать, что именно так усиливают нас и укрепляют нашу веру те трудности и испытания, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Тем более, что на страницах как Ветхого, так и Нового Завета мы нередко видим, как Бог испытывает веру тех, кто доверился Ему и внял Его обетованиям. Вспомним, например, испытание веры Авраама, когда Господь повелел ему принести во всесожжение любимого сына Исаака (Бытие 22:1-19). И долгие странствия народа Израиля по пустыне к Земле Обетованной тоже были своего рода испытанием, испытанием верности израильтян Богу (Второзаконие 8:2-6).

Согласитесь, в такого рода испытаниях мало приятного. Но зачем же тогда Бог посылает такого рода испытания в жизнь своих верных? Ответ даёт нам всё тот же Иаков, но уже далее: "Испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иакова 2:4).

Если вспомнить историю того самого Демосфена - думаю, ему было не особенно приятно набивать рот камнями и черепками. Однако, именно через такого рода испытания, "испытывая" свои уста, он стал одним из выдающихся ораторов в античной Греции.

Точно так же испытания - говорит таким образом Иаков - преобразуют нас изнутри, укрепляют и очищают нашу веру. Кстати, говоря об испытаниях веры, Иаков испольует интересное греческое слово: dokimion. Таким словом называли полновесную монету, очищенную от примесей. И таким образом становится понятно, почему Иаков говорит о благотворности испытаний, которые приходят в нашу жизнь и о том, что мы не просто не должны избегать испытаний, но нам даже следует этим испытаниям радоваться. Потому что терпение и стойкость в вере среди всех жизненных испытаний - необходимы христианам, ведь через такие испытания вера становится сильнее. Сам Господь Христос говорит своим верным, предупреждая их об испытаниях, ожидающих их в последние времена: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Луки 21:29).

Похожие слова есть в 1-м Послании Петра: "...радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Петра 1:6- 7). Испытания веры - говорит Петр - подобны очищению от примесей золота путём переплавки. Это трудный процесс, но результат превзойдёт все ожидания. Например, я думаю, доктор Лютер не стал бы одним из выдающихся богословов позднесредневековой Европы, если бы в своё время не прошёл через многочисленные духовные испытания, через прения и диспуты; если бы ему не пришлось в своё время защищать свои взгляды на на имперском райхстаге в Аугсбурге; если бы ему позже не пришлось скрываться, опасаясь за свою жизнь.

Итак, испытания укрепляют и закаляют христовых верных, делают их веру чище, делают веру той самой полновесной монетой, свободной от примесей. Так значит - говорит Иаков - испытания, даже несмотря на всю их трудность - это благо для христианина? Однако, как в таком случае понимать слова Иакова, которые он говорит далее? А вот что он говорит: "...Никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и сам не искушает никого".

Здесь Иаков связывает испытания с действием в нашей жизни зла, действием в нашей жизни греха. Так что же всё-таки для нас - христиан - испытания: благо или зло?

Ответ прост: во второй части этого отрывка, Иаков ведёт речь об испытаниях немного в другом ключе. Потому что есть определенный вид испытаний, которые действительно связаны с действием в нашей жизни зла. Такие испытания, когда, например, у нас есть соблазн перейти на сторону этого самого зла, совершить грех, поступить мерзко или бесчестно. Например, когда есть шанс получить дополнительный доход, но сделать это не совсем честным или не совсем законным путём. Или, например, когда христианин говорит ложь ради собственной выгоды, даже осознавая, что лгать для Христовых верных недопустимо.

Ещё один пример, правда, относящийся ко временам Ветхого Завета, но всё же от этого не менее актуальный для нас, мы слышали с Вами сегодня во время чтения из 2 Книги Царств (гл. 11-12). Царь Давид настолько воспылал страстью к красавице Вирсавии, что увёл её у мужа Урии, совершив т.о. страшный грех прелюбодеяния. А после он ещё и косвенным образом убил её мужа, воспользовавшись своим служебным положением. Эта страсть к Вирсавии была для Давида настоящим искушением. И, увы, царь не перенёс его достойно.

И что греха таить, не все испытания мы - христиане - переносим достойно. Думаю, каждый из нас хотя бы раз в жизни давал слабину перед грехом, хотя бы раз в жизни падал, хотя бы раз в жизни поступал бесчестно. Однако, являются ли для нас благом такого рода испытания - испытания, во время которых мы падаем, во время которых мы не выдерживаем и даём слабину перед грехом и злом?

Ответ Иакова однозначен: нет! И вот почему: "В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иакова 1:13-15). Здесь Иаков ведет речь не о самих испытаниях, и даже не об их первопричине. Он скорее ведёт речь о людях, которые в случае, когда не выдерживают испытания и падают - списывают это на Волю Бога. Мол: Бог послал мне это испытание, а значит и воля Бога на то, чтобы я это испытание не выдержал!

Давайте снова вернемся ко всё той же истории Давида и Вирсавии. После того как Давид совершил все эти злодеяния, посланный к нему Богом пророк Нафан обличает Царя, говоря ему, что человек, сделавший то же, что сделал Давид- совершил мерзость и беззаконие (2 Царств 12:1-4). Так что даже сам Давид, признавая, насколько гнусным может быть такого рода дело, говорит: "Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это" (2 Царств 12:5). И только когда царь понимает, что на самом деле это он сам достоин смерти за то, что он совершил - он горько раскаивается в содеянном.

Но вот, представьте, если бы Давид вместо раскаяния ответил Нафану так: "Ну что поделать, на всё Воля Божья. А значит и на то, что я незаконно взял чужую жену, и на то, что я стал причиной смерти её мужа - тоже Воля Божья".

Если бы Давид так ответил, он бы рассуждал как самый настоящий безумец, решивший в своем сердце, «что Бога нет» (Псалом 13:1). Потому что - как свидетельствует Иаков - "Бог не искушается злом и Сам не искушает никого". Это означает, что Бог Абсолютно Свят и абсолютно чужд всякого зла, всякой неправды и всякого греха. А значит воля Бога не может быть в том, чтобы люди совершали грех!

Так вот, если мы - грешные потомки Адама - не выдерживаем те или иные испытания, которые посылает нам Господь, если мы пасуем перед грехом и злом - мы не вправе перекладывать за это ответственность на Бога. Потому что не по воле Бога мы совершаем этот грех Но "каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью". Например, блаженный Августин до своего обращения прошёл немало духовных испытаний и немало душевных метаний: он долго искал Бога, переходил от римского язычества к манихейскому сектантству, а также временами вёл весьма развратный образ жизни, в результате чего даже нажил ребёнка вне брака. Однако, уже после того, как он обратился, у него не повернулся язык сказать, что, например, манихейское лжеучение или разврат, в глубины которого Августин погружался - были актом "Божьей Воли".

Бог не может быть причиной греха и зла. А значит если мы не выдерживаем тех или иных испытаний, мы не вправе говорить, что причина этого нашего падения - Божья Воля. Грех, увы, живёт в нас, но действовать по наущению греха мы можем только сами. Именно поэтому на Последнем Суде это мы будем отвечать за наши деяния перед Богом, а не Бог будет отвечать перед Самим Собой.

Итак, дорогие братья и сёстры, в завершение нашего с Вами разговора, давайте подведем итог: испытания закаляют и укрепляют нас. И если мы стойко переносим эти испытания, мы должны почитать их великим благом и благодарить за них Бога. Однако, если мы не выдерживаем испытаний и совершаем грех, мы не вправе перекладывать за это ответственность на Бога. И это, если можно так выразиться, общие принципы, о которых говорит нам Брат Господень Иаков. Что следует из этого для нас на практике? А следуют из этого два принципа, которые мы с Вами извлекли из Послания Иакова:
Давайте начнём со второго принципа: мы должны чётко осознавать, что если мы не выдерживаем испытаний и падаем - мы не можем возлагать за это вину на Бога. Потому что причина нашего падения, увы, находится в нас: "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью".
Да, упасть может каждый. Согрешить может каждый и никто из нас не может быть из этого правила исключением. Однако, если мы не выдержали испытания, если мы всё же согрешили, нам необходимо покаяться. Нам необходимо исповедовать этот грех, засвидетельствовать наше покаяние перед Богом в
Таинстве Исповеди, приобщиться к тому сокровищу прощения грехов, которое даровал нам Христос, проливший за нас Свою Кровь на Голгофе. Вот именно этом нам и нужно делать - вместо того, чтобы перекладывать ответственность за наш грех на Бога.
И теперь поговорим о первом принципе: о нашем отношении к испытаниям. Испытания и трудности в нашей жизни будут. Это не то чтобы неизбежно, это нормально. Потому что мы как христовы верный - растём, преодолевая сопротивление. Наша вера в испытаниях укрепляется и становится той самой чистой беспримесной монетой, настоящим золотом, о котором говоря как Иаков, так и Пётр. А это значит, что нам нужно быть в этих испытаниях стойкими, чтобы достойно их переносить. Однако, одной стойкости мало, потому что если мы будем в испытаниях полагаться только на себя, мы рискуем отвергнуть Божью Благодать, Божью Милость по отношению к нам, несчастным грешникам. А это значит, что во время испытаний нам ни в коем случае нельзя разрывать нашей связи со Христом. Молитва, изучение Божьего Слова с целью найти ответы, таинство Алтаря, укрепляющее нашу веру и наш дух - всё действительно может помочь христианину пройти через испытания. А значит этой благодатной помощью от Бога во время испытаний нельзя пренебрегать.

Я полагаю, что именно на таких принципах нам следует сосредоточиться не только сейчас, во время Великого Поста, но и вообще в нашей христианской жизни, особенно с учётом тех возможных испытаний, которые всех нас ждут в ближайшем будущем. "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иакова 1:12). Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Марта 2023 - 2-е Воскресенье Великого Поста (Reminiscere), (Пастор  Е. Романенко)
13 Марта 2022 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор  Г. Азиков)