МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Марта 2020 года

Reminisсere


Мф.15, 21-28
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.

Человека, нетвёрдого в вере, сегодняшнее евангельское повествование может смутить и даже заставить усомниться в том, что Бог, воплотившийся во Христе, есть любовь. «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», - говорит Иисус женщине, просящей об исцелении дочери. Согласитесь, такое изречение трудно совместить с темой любви. Однако, во-первых, в оригинале эта фраза звучит далеко не столь грубо и уничтожающе, как в русском переводе, а во-вторых, намного более важен другой вопрос: что побуждает Господа сказать именно так? Причину Он называет: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но право же, это ещё более странно. Мы верим, учим и исповедуем, что Он пришёл в этот мир ради спасения всех людей. А из Его собственных слов следует, что Он только к иудеям. Так, может быть, мы заблуждаемся? Может быть, Иисус действительно послан только к народу Израиля, а до всех остальных Богу нет никакого дела? Ведь говорят же некоторые богословы, что спасение возвещено Израилю по обетованию, а всем остальным лишь по милости.

По счастью, это не так. Богу есть дело до всех Его детей. И Господь пришёл в этот мир ради спасения всех людей. Обетования об этом мы можем найти в Св.Писании даже Ветхого Завета – там есть немало пророчеств, говорящих о спасении язычников, которые обратятся к Истинному Богу. Например, через пророка Исайю возвещено: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию». Ну а в Новом Завете об этом говорится намного больше. Но… всё должно совершиться в своё время. Кому было дан Закон Бога, Его заповеди? – народу Израиля. Кто получил обетования о Мессии? - народ Израиля. Кому было дано откровение о Божьих планах в отношении мира в целом? – опять-таки тому же самому народу. Вот почему Евангелие спасения сначала возвещается сперва иудеям, а потом язычникам. Когда в России началось возрождение лютеранства, то на начальном этапе проповедь велась среди тех, кто после всех лет гонений ещё помнил, что такое Лютеранская Церковь. Подобным образом Мессия прежде всего пришёл к знавшим, кто такой Мессия и ожидавшим Его. Вот почему Иисус говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Кстати, интересный момент. В оригинале это звучит несколько иначе: не «погибшим», а «пропавшим». Т.е. они ещё живы, но отбились, потерялись и, если не будут найдены, то погибнут. Что это значит? Что иудеи, вне зависимости от мнения о своей избранности, на самом деле пропавшие овцы, обречённые на гибель. А это, в свою очередь означает, что нет никакой принципиальной разницы между ними и язычниками, хотя сами иудеи язычников за людей не считали. Да и сейчас для правоверного иудея все неиудеи – люди второго сорта. Тем не менее, для Христа они пропавшие. Более того. Хотя язычники обрели Евангелие после иудеев, тем не менее, на дороге, ведущей к вратам вечности, они оказались впереди. Почему так? Потому что иудеи были слишком уверены в себе. А вот женщина хананеянка, язычница, пришедшая к Иисусу, никакой уверенности не имела и не знала, что делать. Её дочь была не просто одержимой, она, как сказано в евангелии, жестоко бесновалась, т.е это был особо тяжёлый случай. Поверьте, истинная одержимость являет собою зрелище в высшей степени неприятное и даже страшное. Думаю, что несчастная мать перепробовала все средства, но таковые не дали никаких результатов. И вот, она вопит к Иисусу, ибо Он – её последняя надежда. Причём она это очень хорошо понимает - потому и кричит, невзирая на то, что её вроде как не замечают; просит, несмотря на первоначальный отказ Спасителя. И именно по причине настойчивости получает желаемое: освобождение дочери из-под власти злого духа. «Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».

Мне довелось видеть процесс экзорцизма, изгнания демона из одержимого. Так вот: до и после ритуала это было два разных существа: нечто человекоподобное до и действительно человек после. Тождество можно было установить только по одежде - настолько велики были перемены. Но давайте задумаемся, кто такой одержимый? Это человек, подчинённый злому духу и, соответственно, творящий его волю, творящий зло. Случаи явной одержимости в наше время редкость. Ужас в том, что подавляющее большинство людей, ставших добычей дьявола, производят впечатление абсолютно здоровых. И ничего хорошего в этом нет. Потому что, если бы они выглядели, как дочь хананеянки, то их ближние со всей поспешностью кинулись к ближайшему экзорцисту – а так зачем? Ведь вроде всё нормально. Но в том-то и дело, что ненормально. Душа человеческая подобна дому, который никогда не остаётся пустым. Если в ней не живёт Бог, то она очень быстро становится имуществом дьявола. И когда смотришь на творящееся вокруг тебя зло, то понимаешь, что подавляющее большинство людей сегодня – те самые потерянные, отбившиеся, обречённые на гибель овцы. Но, как и иудеи времён Христа, они этого не осознают. Вот почему Церковь, т.е. Христовы верные не имеют права молчать, идти на компромиссы. Неважно, кто становится источником зла: президент или последний нищий. Христос призвал Свой народ к благовестию, дабы потерянные овцы поняли, что они обречены, ужаснулись этому и поспешили вернуться к своему истинному пастырю.

Был в моей жизни презанятный случай. Однажды вечером я пребывал в молитве, находясь в полном одиночестве у алтаря очень старой церкви. И вот, в какой-то момент ощутил присутствие позади себя чего-то невыразимо страшного. Я не стал пытаться выяснять, что там такое, а просто бросился к престолу, вцепился в него со всей силы и в таком положении пребывал, пока не почувствовал, что ужас рассеялся. Так вот, если бы люди осознавали свою потерянность, осознавали ожидающий их впереди ужас смерти, то кинулись бы к Иисусу и вцепились в Него так, что было бы не оторвать. Потому что только Он может провести их сквозь этот кошмар невредимыми, не отдать их ему, сделать их из погибших спасёнными. Господь не умирает и не воскресает каждый год. Он уже прошёл через смерть и воскресение и потому может провести этой дорогой тех, кто доверится Ему, ухватится за Него и пойдёт, держась за Него и дальше, до конца своего бытия в этом мире, пойдёт сквозь тьму к свету.

Но, проповедуя другим, надо и самому быть достойным. Пребывание в Церкви, в народе Божием провоцирует на впадение в ошибку иудеев. Т.е. на убеждённость в том, что принадлежность к народу Божию обеспечивает вечность. И вот, мы позволяем себе пренебрегать средствами благодати: например, не размышляем над Словом Божьим, не исповедуемся, пропускаем мессу, находя какие-то более важные дела, соответственно не причащаемся и т.д. Т.е. отпускаем руку Иисуса, сами себя лишаем Его благодати. Последствия могут быть крайне тяжёлыми. Поэтому очень полезно почаще вспоминать, что Иисус назвал иудеев, т.е. участников избранного народа, «потерянными овцами». Как бы и нам не стать таковыми. Ведь принадлежность к Церкви сама по себе не спасает – она даёт возможность спасения. А возможностями надо пользоваться, иначе они бесполезны. Возможностями надо пользоваться - и в каждый день бытия вопить к Иисусу, вопить неотступно, чтобы сказанное хананеянке было актуально и для нас: «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Февраля 2024 - Reminiscere (Пастор  Е. Романенко)
05 Марта 2023 - 2-е Воскресенье Великого Поста (Reminiscere), (Пастор  Е. Романенко)
13 Марта 2022 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор  Г. Азиков)