МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Февраля 2013 года

Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста


Мф.12, 38-42

Некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Сегодня в Евангелии от Матфея мы слышали, как фарисеи и книжники приступили к Иисусу, дабы потребовать от Него знамение, т.е. некое сверхъестественное действо. Вопрос: а зачем оно им потребовалось, зачем оно было нужно? Здесь ответ вроде бы очевиден: для подтверждения истинности мессианских притязаний Спасителя. Но тогда другой вопрос: а была ли в таком знамении хоть какая-то необходимость? Кто-то может сказать: ну как же, разве оно не способствовало бы обращению столпов иудейской духовности? Ведь Иисус вполне мог сотворить нечто ошеломляющее, что убедило бы фарисеев в истинности Его месиианства. Но разве Спаситель сотворил мало чудес? Страницы евангелий изобилуют описанием сотворённого Им. Тут и изгнания бесов, и исцеления, причём как простые, когда люди излечивались от самых обычных заболеваний, так и совершенно невероятные, как, например, мгновенное исцеление прокажённого. Разве фарисеи и книжники ничего об этом не знали? Они знали всё. Хотя в те годы не было ни радио, ни телевидения, ни тем более интернета, это не мешало очень быстрому распространению информации. Итак, фарисеи и книжники знали всё. Но разве это помогло им уверовать? Нет. Уже после беседы, о которой рассказывает Матфей, Спаситель совершил ещё более поразительные чудеса: Он дважды накормил многотысячные толпы несколькими хлебами и совершил несколько воскрешений. В том числе совершенно невероятное воскрешение Лазаря, совершённое спустя несколько дней после кончины, причём было очевидно, что процесс разложения идёт полным ходом. Разве фарисеи и книжники ничего не знали об этом? Они не могли не знать. Ведь именно воскрешение Лазаря было одним из главных поводов для триумфальной встречи Господа в Вербное воскресенье. А насыщение 5000 пятью хлебами получило такой отклик, что люди пожелали провозгласить Иисуса царём. Но отношения с фарисеями не изменились. За редкими исключениями типа Никодима или Иосифа Аримафейского, они оставались непреклонны в своём неприятии Иисуса, в непризнании за Ним даже пророческого, а уж тем паче мессианского достоинства. Так зачем им нужно было знамение? Судя по ответу Спасителя, это просьба была не более чем провокацией. А может быть и пустым любопытством, вроде того, какое было у Ирода, когда Пилат отослал к нему Иисуса. Именно поэтому и сказал с великой скорбью Евангелист Иоанн: «Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него». Так что одним знамением больше, одним меньше – это ничего бы не изменило. К тому же чудеса творил не только Иисус. Египетские волхвы смогли повторить чудо Моисея с посохом, превратившимся в змея. Чудесные исцеления совершали многие, но таковые могли быть во-первых жульничеством, а во-вторых совершаться силой диавола (кстати, «целители» обоих типов в изобилии существуют и сегодня). Поэтому столь важен ответ Христа, утверждающий, что единственным знамением истинности Его мессианства будет Его воскрешение из мёртвых. Иисус не был единственным, кто воскрес – Евангелие повествует о Лазаре, дочери начальника синагоги и сыне бедной вдовы. Но все эти люди просто вернулись к прежнему бытию для того, чтобы потом, в свой час, умереть снова. Иисус же был первым воскресшим для вечности, навсегда, воскресшим в преображённом теле. Воистину, воскресение Христа из мёртвых есть главное знамение того, что Иисус есть Христос, Мессия, Спаситель мира!

В современном мире есть немало духовных наследников иерусалимских книжников и фарисеев. Есть они и в Церкви. Именно они с жадностью ловят слухи о мироточивых мощах, плачущих иконах и иных событиях того же плана. Последняя мода – так называемый «благодатный огонь», вокруг которого на протяжении уже нескольких лет устраивается форменный ажиотаж. Но даже если этот огонь действительно имеет небесное происхождение, и не является надувательством, то много ли от него толку? Одна наша прихожанка живёт вблизи православной церкви, причём на высоком этаже, с которого в Пасхальную ночь открывается впечатляющее зрелище огненной реки, образуемой людьми, собравшимися для участия в крестном ходе или для созерцания оного. Но вот вопрос: какой процент от собравшихся участвует потом в Пасхальной заутрене? И ещё вопрос: насколько многие из тех, кто активно или пассивно участвует в Пасхальном крестном ходе, бывают в церкви более одного раза в год и сколько из них регулярно исповедуется и причащается? А теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Если бы все мироточения и прочие сходные события полностью прекратились, насколько бы уменьшилось число действительно воцерковлённой паствы, число именно прихожан, а не захожан? Думаю, что либо вообще не уменьшилось бы, либо уменьшилось бы совершенно ничтожно, потому что все эти явления ничего не определяют. Отношения с Богом основываются не на них, а на доверии Богу, на Его реальном участии в нашей жизни, на общении с Ним. Я бы даже сказал так: доверие вырастает из общения. Именно поэтому для человека так важна молитва, через каковую сие общение и совершается. Доверие Богу, осознание Его как любящего Отца, Его помощь и поддержка – вот что главное. Эта поддержка может быть различной, в том числе и чудесной, ибо Господь творит чудеса и сегодня. Но когда таковые совершаются, о них не очень хочется рассказывать, потому что Господь творит их не для того, чтобы кого-то удивить, а потому что ты, Его дитя, нуждаешься в помощи. А для того, чтобы сильно удивиться, знамения не нужны. В архивах интернета можно без проблем найти записи конкурса молодых иллюзионистов под названием «Удиви меня». Эти люди показывали действительно удивительные, поражающие воображение трюки. Но ты посмотрел, поудивлялся и потом преспокойно про всё это забыл, потому что в жизни есть более важные сущности. Истории о знамениях тоже своего рода развлечение, просто для другой аудитории. Но в Церковь приходят не для того, чтобы развлекаться. К Церкви, к Божьему народу присоединяются для того, чтобы исповедовать Божью Истину, для того, чтобы положить её в основу своей жизни. Мы приходим в Церковь не развлекаться, а спасаться, потому что мы осознали правду о себе – правду о том, что мы погибающие существа. И, осознав сие, мы взыскуем спасения. Служение Христа открывает перед нами вечность. Великое знамение воскресения свидетельствует Его Божественность, истинность Его обетований. Причём Христос воскрес не для того, чтобы полностью отрешиться от видимого мира. Открыв перед нами вечность, Он помогает нам добраться до неё, поддерживает и укрепляет. И мы идём за Ним, потому что верим Ему и хотим быть с Ним. Как здесь, так и в вечности.

Миру дано главное знамение – воскресение Христа из мёртвых. Если кто-то не верит в это знамение, то все остальные не прибавят ничего. Как сказал Сам Господь в притче о богаче и нищем Лазаре, «если не верят Моисею и пророкам, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Поэтому не надо уподобляться книжникам и фарисеям. Не надо требовать от Господа знамений, не надо собирать слухи о таковых. Христос пребывает со Своим народом, Он действует в нашей жизни, совершая то, что необходимо для нашего спасения. То, что действительно нужно, будет дано. Поэтому не надо ничего искать на стороне. Если хочешь увидеть, как действует Господь, обратись к собственному бытию. Обратись к собственному бытию, к тому, что сделал для Тебя Христос, и думай не о сенсационных слухах, а о том, чтобы быть со Христом, Который был мёртв, и воскрес, и жив во веки веков, и Который никогда не оставит того, кто доверил Ему свою жизнь. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.02.13




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Марта 2022 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор  Г. Азиков)