МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Февраля 2021 года

Reminiscere


1 Ин.2, 7-11
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нём и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза.

Когда Иисуса спросили, какая наибольшая заповедь в Законе, Он ответил, что самая главная заповедь «Люби Господа, Бога твоего, всей душою твоею, и всей крепостью твоею, и всем разумением твоим». Потом прибавил: «Вторая, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя». И в заключение сказал, что в этих двух заповедях весь Закон и Пророки. Таким образом, в центр отношений как между людьми, так между людьми и Богом поставляется любовь. Это слово, как правило, понимается совершенно превратно – из-за некоторой лексической недостаточности. Понятию «лобовь» в греческом языке соответствует четыре слова с совершенно разным значением: любовь чувственная, любовь между детьми и родителями, любовь дружеская и, наконец, любовь Божественная. Иоанн употребляет слово «агапе», являющееся обозначением совершенной, Божественной любви. Очень трудно давать определения Божественным сущностям, потому что Бог находится за пределами нашего понимания, но мы можем видеть, в чём и как эти сущности проявляются. Божественная любовь является нам в самоотверженном служении, самый лучший пример которого явил Иисус Христос. Истинный Бог умалился до образа творения, жил среди нас, прошёл через отвержение, гонение и унижение и, в конце концов, взошёл на крест, претерпев мучительную смерть ради нашего искупления. Иоанн пишет: «7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. …. 8 Но притом и новую заповедь пишу вам». Это означает, что заповедь совершенной любви лежит в основе как Ветхого, так и Нового Заветов. Впрочем, иначе не может и быть, ибо совершенная любовь – сущность Бога. И когда Господь призывает уподобляться Ему, то речь идёт в первую очередь именно о возрастании в этой сущности. Ведь, согласно Господнему Откровению, именно таковая является главной. Иисус много говорит на эту тему, показывая, что отношения между людьми должны строиться так-же, как и отношения между людьми и Богом. И никакое правильное служение Богу невозможно, если нет соответствующего служения ближнему. «9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете…». Именно на основании этих слов и следует оценивать своё бытие в этом мире.

Жизнь мира, т.е. сообщества вне Христа, определяется чем угодно, но только не любовью. Посмотрим вокруг, почитаем новости. Зло, насилие, ложь и т.д. Люди служат не ближним, а самим себе, поэтому и вырастают многомиллионные, а то и многомиллиардные дворцы, в то время как огромное число их ближних лишено элементарных удобств. Для того, чтобы это увидеть, надо просто выбраться из Москвы, причём даже не очень далеко. Пренебрежение ближними не является исключительной прерогативой высокопоставленных деятелей – просто на их уровне это заметнее. Но то же самое есть и ниже – только масштабы куда скромнее, а потому не столь бросаются в глаза. С мирской точки зрения всё понятно и логично - даже если не брать случаи наглого воровства. Я работаю, устаю, получаю свой оклад и хочу употребить его на свои личные нужды, чтобы создать себе комфорт, насколько это возможно. Какое мне дело до страдающего ближнего? Один из наиболее ненавидимых деятелей сегодняшней России выдал блестящую формулировку: если 30 миллионов граждан вследствие рыночных преобразований вымрут, сами виноваты – не вписались в рынок. А так как вымирать никому не хочется, то каждый и стремится вписаться, насколько позволяют возможности. Что же до ближнего… А почему я должен ущемлять себя ради ближнего? Почему я должен тратить на него силы, время и средства, когда и самому мало? Но св.Иоанн говорит совершенно однозначно: «9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме». Но что в таком случае означает «ненавидеть»? Материть при каждом удобном случае, жаждать избить, а то и убить? И это тоже. Но такие крайности есть выражение одной-единственной сущности – отсутствия любви. Отсутствие любви и есть ненависть. И вот тут как раз видно, следует человек за Иисусом Христом или только думает, что следует. Бывать у мессы, исповедоваться и причащаться – это хорошо и правильно, но недостаточно. Недостаточно, потому что слышание Слова и приобщение Св.Тайн – не самоцель. Это средства благодати, необходимые для обретения сил совершать заповеданное Богом служение. Это средства для соприкосновения с сущностью Бога, проникновения этой сущностью и уподобления себя Богу через возрастание в ней. Так что, если нет любви, нет служения, то это не христианство, а что-то иное. «9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме».

Сейчас мы переживаем тяжёлые времена. Большой город способствует разобщённости, а тут ещё эта эпидемия, которая вообще загнала нас по норам. Вот и сидим, как сомы в период зимней спячки, боясь лишний раз высунуться. Но ведь это реальное испытание нашей веры. Потому что когда всё хорошо и просто, тогда можно чего-то и поделать, каким-то образом послужить, а когда всё плохо, то лучше лечь на дно и затаиться. Для людей мира такая модель вполне логична и естественна. Для людей Христа нет. Знаете, Христос мог бы и не идти в Иерусалим. И для Него, и для учеников так было бы намного проще. Но Господь шёл не простым путём, а путём Божественной любви, путём самоотверженного служения. И сия любовь с особой силой явилась именно на Голгофе, т.е. в самых страшных обстоятельствах. Было ли Господу комфортно? Никоим образом. Более того, Он отчаянно боялся предстоящего. Подтверждение тому – кровавый пот, которым Он истекал во время молитвы в Гефсиманском саду. Такова реакция организма на крайнюю степень ужаса. Но Он не отступил, а пошёл до конца, потому что, как сказано в Евангелии, «…явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». И вот что интересно: когда Иисус стал говорить ученикам, что ждёт Его в Иерусалиме, Пётр начал отговаривать Его, приводя чисто мирской аргумент: «Будь милостив к Себе, Господи». На что получил ответ: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Когда творится дело Божие, не время думать о себе и своём комфорте. А подумать о нём ох как хочется – особенно когда смотришь на масштабы мирового зла. Тут невольно начинаешь думать: ну зачем я буду что-то делать, всё равно бесполезно, потому что плетью обуха не перешибёшь. Но нам не заповедано оценивать масштабы мирового зла. Нам заповедано делать то, что делал Христос, т.е., не боясь поступиться собственным благополучием и комфортом, служить ближним, а через них Богу. Мы – преемники и наследники Апостолов. И, точно так-же, как и они, мы призваны являть и утверждать в этом мире Божественную любовь, дабы во тьме возгорался свет. Мы призваны утверждать в этом мире Божественную любовь, дабы люди, видящие её явление, радовались её свету, прозревали в его лучах и обращались к его источнику, имя которому - Иисус Христос. Аминь


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 28.02.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор  Г. Азиков)