МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Июля 2010 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Быт.7-8 (извлечения)

И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь повелел ему. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю, разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. И вспомнил Бог о Ное и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. И стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И устроил Ной жертвенник Господу; и принес всесожжение на жертвеннике.

Реальность, в которой мы ныне существуем, представляется нам очень прочной. Можно даже сказать, незыблемой. Свидетельством тому – сооружения, построенные во времена столь отдалённые, что, несмотря на все описания в книгах или экранизациях, они всё равно останутся для нас абстракцией. Отправившись в Египет или Междуречье, мы можем увидеть памятники, бывшие уже очень древними не только во время Исхода, но и тогда, когда Авраам ещё только вышел из Ура Халдейского. Впрочем, и в Европе есть немало мест, где можно соприкоснуться с историей. Даже на территории нашего комплекса есть здание, построенное ещё при Петре Великом. Одним словом, мы обладаем богатым историческим наследием. Цивилизации, наследием которых мы пользуемся сегодня, давно умерли, ибо, подобно людям, они не вечны. Но они не исчезли бесследно. Они передали своё наследие тем, кто пришёл на их место. Мы живём в Европе XXI столетия от Р.Х., развивая достижения своих предшественников, каковыми были отнюдь не только европейцы. Египтяне, шумеры, греки, римляне, ацтеки, майя и многие-многие другие – все они внесли свой вклад в общемировую сокровищницу, которой мы пользуемся. И это осознание общемирового единства и преемственности, идущей из глубины веков, укрепляет ощущение прочности мироздания. А теперь представьте себе, что в один прекрасный день все эти монументы, всё культурное наследие человечества, равно как и само человечество, сметается до основания. Не остаётся камня на камне, и все достижения цивилизации обращаются в ничто – примерно так, как это изобразили в сравнительно недавно вышедшем фильме «2012». Остаётся только переложить будущее на прошлое и мы получим представление о случившемся во дни Ноя. Этот человек жил отнюдь не среди диких кочевников, но среди людей, обладавших весьма развитой культурой, которые, скорее всего, также полагали мироздание чем-то незыблемым. Но настал момент, когда за считанные дни ни от них самих, ни от их достижений не осталось ничего и никого кроме Ноя и пребывавших с ним в ковчеге. История началась заново…

Мы очень гордимся своими достижениями в области техники, науки, культуры. Мы гордимся своими предками и с удовольствием рассказываем знакомым об их деяниях. И гордость сия столь велика, что мы позволяем себе весьма пренебрежительные суждения о народах, которые не столь развиты. Но всё, чем мы столь гордимся и на основании чего превозносимся, всё это намного более эфемерно, чем может показаться на первый взгляд. Хороший ураган или цунами - всё сметается одним ударом, и все наши достижения не могут противостоять катастрофе. Единственное, что остаётся выжившим, так это пытаться хоть как-то залечить нанесённые раны. ХХ столетие стало рекордным по числу мощных природных катаклизмов, унесших великое множество жизней и причинивших грандиозный ущерб. Всё сие, вместе с историей потопа, является предостережением для человечества, дабы люди не превозносились, но помнили о том, что последнее слово в этом мире всегда остаётся за Богом. Увы, именно этого сегодняшний мир и не помнит. Нынешний мир отказывает Богу в почтении, причём не посредством кощунства, как это происходило в Советской России, а посредством Его исключения из повседневности. Человек находится в центре всего, человеческие ценности и права находятся в центре всего, и свои проблемы мы решаем сами – так как мы считаем нужным. Это видно во всём. Причём не только в дни относительного благополучия, но и в дни испытаний. Мы прочитали в Книге Бытия, что Ной, выйдя из ковчега, прежде всего воздвиг жертвенник и воздал благодарение Богу за своё избавление, ибо понимал, что своею жизнью обязан Ему. Когда на средневековую Европу обрушивались эпидемии и иные бедствия, люди каялись и постились. Сегодня, когда происходят какие-то катастрофы, сообщается о спасательных работах, о выделениях средств на восстановление экономики и ещё много о чём. Но о благодарности Богу, о смирении перед Ним или о покаянии не сообщается ничего.

Спора нет, человек – весьма значимая часть мироздания. Согласно Божьему плану, мы являемся управителями творения. Но управляющий и хозяин – не одно и то же. Наша роль значима, но не первостепенна, потому что этот мир не принадлежит нам – он принадлежит Богу. Об этом необходимо помнить и вести себя соответственно, дабы в свой час не уподобиться тем, кто по воле Божией остался вне стен ковчега и нашёл гибель в водах потопа.

История, которую поведала нам Книга Бытия, относится к далёкому прошлому, но в то же время она есть прообраз будущего. Потому что наступит день и час, когда нынешний мир прекратит своё существование. Настанет день и час великой скорби – день и час, когда, как и во дни Ноя, все достижения нынешней цивилизации обратятся в ничто и, выражаясь языком Библии, истребится «всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных…». Но когда прилив смерти захлестнёт мир, когда Второе Пришествие положит конец нынешней истории, когда Страшный Суд разделит людей на спасённых и проклятых и уделом большинства станет вечная смерть, будут те, которые останутся жить, ибо, подобно Ною, поверили Богу и в свой час вошли в ковчег спасения. Что такое этот ковчег? Церковь. Что такое Церковь? Это народ Божий, это народ Христа, Его избранные - те, которые поверили Ему, последовали за Ним и, вследствие сего, были отделены от всех прочих, как Господне достояние; это те, кому Христос дал обетование жизни. В этом и заключается сущность Церкви. Это не партийная организация, это не национально-культурная автономия и не клуб по интересам – это ковчег спасения, на котором люди, поверившие Христу, обретают избавление от всеобщей гибели. Об этом надо помнить, дабы во-первых, иметь страх Божий; во-вторых, чётко понимать, что такое Церковь и зачем мы присоединяемся к ней; и в-третьих, не ждать от неё того, чего она не может дать. И ещё об этом надо помнить для того, чтобы не потерять своё место. На флоте есть обычай, согласно которому офицеров, ведших себя недостойно, списывают на берег, ибо недолжным поведением они делают невозможным своё дальнейшее пребывание на корабле. Точно также может быть и с каждым из нас, если мы будем находиться в противостоянии Всевышнему. И точно также мы можем оказаться вычеркнутыми из списков экипажа вселенского ковчега спасения. Но остаться вне ковчега спасения означает неминуемую гибель. Нужна ли нам таковая? Думаю, что нет. Да и зачем умирать, если есть возможность жить? Тот, Кто некогда спас Ноя, спасёт и нас, если будем осознавать себя, как Его достояние и жить соответственно, т.е. повинуясь Его воле, всецело доверяя Ему, пребывая с Ним в постоянном общении и не допуская, чтобы наши согрешения отделили нас от Его милости.

Грядёт Второе Пришествие, а с ним конец нынешнего мира. Грядёт новое творение, в которое войдут спасшиеся на ковчеге Церкви. Войдут, чтобы начать новую историю Божьего Царства. Господь да укрепит и сохранит нас, дабы все мы пребыли на ковчеге спасения до конца, и когда окончится потоп смерти, вышли под новые небеса и на новую землю, которым никогда не придёт конец. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

11 Июля 2021 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2019 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июля 2018 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)