МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Июля 2017 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Римл.12, 17-21
Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.

В 24-ой главе Третьей Книги Моисеевой Левит, есть такие слова: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». Современный человек скорее всего сочтёт данное установление кровожадным, варварским, однако это ошибочное мнение. Сей закон как раз очень мудр и гуманен, ибо имел целью сдержать в человеке одно из самых сильных чувств – жажду мести. Око за око – но не более того. Потому что если человеку дать свободу мщения, то зло, которое он причинит, может намного превзойти зло, которое причинили ему… Жажда мести, как и все побуждения, направленные на разрушение, заключает в себе великую силу, способную годами воодушевлять своего носителя. Более того. Жажда мести может воодушевлять людей на протяжении поколений. Что же даёт месть? Чувство глубокого морального удовлетворения, ощущение восстановленной справедливости. Я вернул зло, которое ко мне пришло. Именно поэтому люди мстили друг другу во времена Моисея, и до этого времени и после него. Занимаются они этим и сейчас. В том числе совершают таковые действия (или, по крайней мере, заявляют о желании совершить таковые) и члены Церкви. Как уже было сказано, сии желания вполне естественны и подавляющее большинство никогда не осудит за их наличие. Однако, если при решении вопроса, мстить кому-либо или нет, все голоса единодушно будут «за», один голос всегда будет «против». Это голос Христа, Который НЕ желает, чтобы Его верные имели такие чувства. Он НЕ желает, чтобы понятие мести существовало в обиходе Его последователей и учеников, поэтому противопоставляет мести примирение, которое должно совершаться как можно быстрее. «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» - именно такое наставление Он дал людям, последовавшим за Ним. О том же самом говорят нам и Апостолы, в т.ч. св.Павел, написавший в услышанном сегодня Послании к Римлянам: «Никому не воздавайте злом за зло … Не мстите за себя…». Эти слова, выражающие волю Господа, показывают, насколько всё-таки непросто соответствовать христианскому призванию. Ведь для этого нужно самым решительным образом идти не просто против устоявшихся воззрений, но, что намного хуже и сложнее, против самого себя, против своей собственной натуры, жаждущей не мира, но крови. Но надо ли? А если надо, то почему? И вообще, какие основания у меня следовать воле Божией, если подавляющее большинство ей не следует?

В каком случае месть действительно имела бы смысл? В том, если бы исправляла причинённое тем или иным образом зло, целиком и полностью ликвидируя его последствия. Но она не в состоянии этого сделать. Месть не восстанавливает справедливость, ибо зло уже совершено и уже принесло плоды. Соответственно, месть не является благим деянием, потому что благодаря ей количество зла в мире не уменьшается, а увеличивается. Требуя око за око и зуб за зуб, ты делаешь абсолютно то же самое, что сделал человек, против которого направлены твои устремления. А увеличение зла неугодно Богу, т.к. зло противоречит Его сущности. Следовательно, под каким бы предлогом ни творилось зло, при этом происходит нарушение воли Божией, т.е. совершается грех. Кроме этого, творящий зло в ответ на зло, создаёт все предпосылки для того, чтобы зло продолжало твориться и дальше. Взаимодействующие люди, взаимно одержимые недобрыми чувствами, уподобляются сцепленным шестерёнкам, которые будут цеплять друг друга и в силу этого продолжать вращение, умножая страдания. Но если поступать так, как говорит Апостол, всё меняется. «Никому не воздавайте злом за зло…». Если сцепленные шестерёнки развести, движение прекратится.

Апостол пишет: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Если мы действительно следуем апостольскому слову, а равно как и слову Самого Христа, то выступающим против нас должны предложить мир, изъявить искреннюю готовность пребывать в нём. Отвергающий возможность примирения осуждает сам себя. Как пишет Апостол, таковой соберёт себе на голову горящие уголья, т.е. Господь взыщет с него за пренебрежение возможностью пребывать в мире.

Быть в мире с людьми не так просто – ведь все мы грешники и постоянно согрешаем против ближних, провоцируя их на ответные вспышки. В свою очередь ближние провоцируют нас. Чтобы поменьше поддаваться на указанные провокации, будем помнить, что таковые есть ни что иное, как дьявольское искушение. И относиться к ним надо соответственно, т.е. именно как к искушениям, сбивающим с пути истины. Если преодолеваем искушение, если поступаем по апостольскому назиданию, то тем самым не только отвергаем сатану, но и выражаем доверие Богу, доверие Его Слову. А сие Слово свидетельствует, что в свой час Господь Сам совершит Суд Справедливости. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Человек не в состоянии восстановить справедливость, ибо не может аннулировать совершённое зло. Бог это сделать может. Поэтому не будем присваивать себе Божественные полномочия, но доверим восстановление справедливости Тому единственному, Кто действительно может её восстановить.

Из всего вышесказанного отнюдь не следует, что христианин – это безгласная овца, позволяющая творить с собою всё что угодно, лёгкая добыча для хищников. Мы имеем право давать отпор посягательствам и должны уметь это делать. Только давать отпор надо так, чтобы не опускаться на вражеский уровень, ибо пресечь не означает стать таким же. Апостол говорит: «Не будь побеждён злом…». Уподобляющийся своему противнику становится ничем не лучше его. Существует легенда о драконе, сторожившем великое сокровище. Периодически находились люди, приходившие сражаться с ним, чтобы добыть это богатство. Но, убив дракона, они сами превращались в драконов, ибо их цели были те же самые – владеть сокровищем, никого к нему не подпуская. Не превратился в дракона, остался человеком лишь тот, кто пришёл не для того, чтобы завладеть сокровищем самому, но чтобы отдать его неимущим.

Быть христианином совсем не просто, ибо христианское призвание – это духовный подвиг. Однако, несмотря на все сложности, быть христианином вполне возможно. Для этого в числе прочего требуется не пассивно плыть по воле течений, несущих тебя то в одну, то в другую сторону, но всегда и во всём соотносить свои намерения с волей Господней. Христианин никогда не должен действовать под влиянием мгновенных эмоциональных вспышек, ибо таковые часто побуждают делать то, что в нормальном состоянии ты никогда бы не сделал. Дьявол активно пользуется такими состояниями, чтобы толкнуть нас на грех, поэтому, сколь бы сильным ни было побуждение на ответное действие (особенно, если это побуждение вызвано провокацией), не следует действовать под влиянием мгновенного порыва. Соотнести своё намерение с волей Христа – вот что требуется. И если намерение находится в противоречии с нею, не стоит его реализовывать. Мы – свидетели Христовы. Благодаря нам люди должны обращаться к вере, возрастать духовно, стремиться к лучшему. Поэтому исполним то, что говорит нам Апостол: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. … Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)