МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Июля 2018 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф. 5:17-19
Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.

Во времена земного служения Иисуса любой фарисей знал, что для того, чтобы правильно омыть руки перед едой (правильно с ритуальной точки зрения), сле-дует взять количество воды, составляющее полторы яичных скорлупы, затем вылить оную на обе руки, подняв вверх пальцы. При этом вода должна стекать по руке до запястья, потом с запястья, потому что теперь, после соприкосновения с нечистыми руками, сама вода стала нечистой. Потом надлежит повторить процедуру, держа руки в обратном направлении, т.е.пальцами вниз, а потом каждую руку очистить потиранием сжатым кулаком другой руки. Настоящий ортодоксальный иудей делал всё это не только перед едой, но и между всеми блюдами. Когда Иисуса упрекали, что Его ученики едят неумытыми руками, это не значило, что они их вообще не мыли – это значило, что они не мыли их надлежащим образом, т.ею как только что было описано. А вот ещё. Если мышь прикоснулась к глиняному горшку, этот горшок становится нечистым, и, если он после этого не прошёл процедуру обрядового омовения, нечисто всё, что было в этом горшке. Каждый человек, который потом прикасается к горш-ку, ест или пьёт то, что было в нём, становится нечистым. Каждый, прикасаю-щийся к нечистому человеку, тоже становится нечистым. Вот два из сотен и сотен предписаний, регламентирующих жизнь иудея вплоть до самых мелких и незначительных деталей вплоть до настоящего времени. Сие называется «за-кон». И вот о таком законе Иисус сказал, что ни одна иота, т.е. самая мелкая де-таль, не прейдёт? Если так, то, стало быть, все предписания закона актуальны и для нас. И не только иудеям, но и нам следует чётко знать, что можно делать и что нельзя делать в шабат, омывать руки вышеописанным способом и вообще строить своё бытие в соответствии с бесчисленными предписаниями Талмуда. Так что следует вооружиться книгой о том, что надо знать верующему иудею и тщательно соблюдать всё, что там написано. Вплоть до посещения туалета, где в субботу нельзя рвать бумагу по перфорации. Ведь это Закон. Но если это дей-ствительно тот самый Закон, ни одна иота из которого не прейдёт, то почему мы его игнорируем? Может быть, мы жестоко заблуждаемся, и нас всех ждёт Божественнное проклятие? Ничуть. Потому что предписания, подобные выше-изложенным, не имеют никакого отношения к Богу. Господь, например, не да-вал повелений о том, что в субботу надо уподобляться параличному и не иметь права даже поднять руку, чтобы нажать кнопку этажа в лифте. Господь не го-ворил, каким образом надо омывать руки. Это правила придумали люди. И не только придумали, но и возвели их в ранг Божественного Откровения. Но если сие есть человеческое творчество, то что же тогда есть Божий Закон, который непреходящ? Это тот Закон, который был записан Самим Богом на каменных скрижалях и дан Моисею на горе Синай, т.е. 10 Заповедей, которые действительно не прейдут, но сохранят актуальность во все времена до скончания века. По какой причине? Декалог непреходящ, потому что описывает основные принципы, на которых должны основываться отношения как между людьми, так между людьми и Богом. Прошедшие с момента его дарования тысячелетия показали, что всякий раз, когда эти заповеди нарушаются, нарушается и нормальное бытие. При всей своей краткости и простоте Заповеди Божьи настоль-ко всеобъемлющи, что никто и никогда не смог придумать что-либо более со-вершенное. В годы армейской отсидки мне довелось увидеть так называемый «моральный кодекс строителя коммунизма» - в казарме, где я пребывал, он размещался на видном месте. Каково же было моё удивление, когда я заметил, что он представляет собою всё тот же Декалог, только малость подправленный. Так что даже коммунисты, яростно отрицавшие Бога и на протяжении 70 лет старавшиеся всеми силами искоренить веру, не смогли придумать ничего ново-го. Так что воистину «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». Но позвольте. Разве Евангелие не отменяет Закон? Разве не сказано, что Иисус – конец Закона? Некото-рые так и подумали. В результате получилась ситуация, сходная со временем Реформации, когда некоторые горячие головы вообразили, что таковая дарует свободу от всяких церковных установлений, что достаточно сказать «верую» и отношения с Богом будут в полном порядке. Появилось даже такое понятие, как «стакан исповедания», т.е. большой стакан шнапса, который добрые бюрге-ры осушали в знак христианской свободы. А один бюргер, умерший от неуме-ренного подтверждения своей свободы, был похоронен весьма торжественно, как свидетель и исповедник веры. То же самое происходило и во времена апо-столов, ибо многие иудеи полагали, что принятие Христа дарует полную все-дозволенность, ибо Христос – конец Закона. Но нет. Христос – это Христос, а человек – это человек. Поэтому Закон Божий непреходящ и актуален сегодня не менее, чем раньше. Он нужен для того, чтобы мы могли прежде всего понять, какими Господь желает нас видеть, а во-вторых могли осознать, насколько сильно погрешили против Его воли. Закон есть зеркало наших грехов, данное нам для того, чтобы, смотрясь в него, мы могли понять, насколько мы бессиль-ны сами по себе и насколько нуждаемся в том прощении, которое возвещает нам Евангелие. Закон побуждает человека к покаянию, без которого не может быть прощения. Вот почему Закон и Евангелие неразрывно связаны и должны возвещаться вместе. Именно поэтому и говорит Господь: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном». Если ты внушил человеку, что какая-то заповедь неважна, то, нарушив её, он не поймёт, что согрешил, не будет каяться, а, соответственно, не обретёт проще-ния. И напротив: указуя на заповеди, ты помогаешь ближнему осознать его согрешения и возжаждать милости Божией, открывающейся в Евангелии.

Мы не должны впадать в ошибку иудеев, отягощая свою совесть совершенно второстепенными мелочами, полагая, что таковые необходимы для спа-сения. В Декалоге Господь дал людям основополагающие принципы, которые надлежит гибко применять к постоянно изменяющимся условиям бытия. Например, почитание родителей – принцип, который каждый должен приме-нять, исходя из своих условий, потому что почитание может быть выражено по-разному. «Не укради» - это принцип, который следует применять не только в буквальном значении, т.е. не лезть ближнему в карман, но и, например, не участвовать в постыдных делах, стыдливо прикрывающихся вывеской бизнеса, но на самом деле являющихся чистым ограблением ближних, а то и всей страны. Первая и самая главная заповедь: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» означает не только невозможность исполнения обрядов других религий, но и невозможность повседневного поставления любого человека, события, обязанности или чего-либо ещё впереди Бога. Не надо писать детализированные инструкции по соблюдению заповедей – просто надо жить в их духе, и, говоря ближним о Христе, не забывать говорить и о Законе, потому что пока человек не поймёт, почему нуждается в прощении, он не будет стремиться обрести таковое. Иисус говорил, что нужду во враче имеют не здоровые, а боль-ные. Но для того, чтобы ощутить эту нужду, нужно понять, что ты не здоров, а болен. И чем больше мы будем смотреть на свою жизнь через Божий Закон, тем сильнее мы будем жаждать того прощения, которое Христос даёт верующим в Него. Так говорит Господь: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 08.07.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)