МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Июля 2016 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иак.2, 8-13
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Для жития человека с примитивным сознанием нет ничего лучше, чем кодекс со статьями, в которых чётко прописано, что должно, что не должно и какое наказание полагается за недолжное. Не надо напрягаться, не надо думать, кодекс всё подскажет. Сделал недолжное – что говорит статья? Ага – получи свои пять лет без строгой изоляции и не о чем беспокоиться. Ветхозаветный закон в его талмудическо-раввинском изложении был и остаётся именно таким кодексом, определявшим повседневную жизнь верующего вплоть до самых незначительных, казалось бы, мелочей. Несколько лет назад мне показывали книгу правил жизни верующего иудея. Там расписано всё – даже как пользоваться туалетом. Думать не надо – достаточно заглянуть в соответствующую статью. А по каким статьям, по какому закону, по какому кодексу, живут христиане? По новозаветному? Нет. Не далее как в Торжество Сошествия Св.Духа мы говорили о недопустимости превращения Нового Завета в новый закон, потому что Иисус никакого кодекса не давал и никаких статьей не составлял. Почему? Потому что Он принёс верующим принципиально иные отношения с Богом, основанные не на соблюдении некоего устава, а на проникновении сущностью Бога, которая именуется «любовь». Обычный закон описывает и регламентирует отношения между людьми, ветхозаветный закон сверх того описывает и регламентирует отношения между людьми и Богом. Иисус Христос тоже описывает эти отношения, но совершенно иначе, на ином основании, определяемом всего лишь двумя заповедями: люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего, как самого себя. Сии две заповеди и есть то, что ап.Иаков называет царским законом, когда пишет: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.». А чуть далее он называет этот закон законом свободы. С одной стороны всё сие выглядит просто и замечательно – живи и радуйся. А с другой, как же нормальный человек может существовать без регламентации, без статей? Откуда ж знать, что можно, а чего нельзя? Но в том-то и разница между Ветхим Заветом и Новым - если «царский закон» соблюдается, то регламентация становится не актуальной. Вот, например, Иаков говорит о заповедях Декалога, посредством которых Бог возбраняет совершать определённые деяния – в данном случае прелюбодейство и убийство. Но станет ли совершать такое человек, который любит? Никогда. В этом суть Нового завета. Регламентация ограничивает дурные намерения, надевает на тебя узду, подобно тому, как на кусачую собаку надевают намордник. Можешь оставаться кем хочешь, хоть самым последним негодяем – на тебе намордник и ты не сможешь кусаться. Ну а если дурных намерений нет? Очевидно, что в этом случае и намордник не нужен.

Здесь, конечно, всё непросто, потому что обычным состоянием человека, вследствие его падшести, является исполненность дурными намерениями. И даже если сам по себе ты не кусаешься, то, если тебя укусят, ты непременно укусишь в ответ. А то и вообще загрызёшь. Поэтому так важно решить для самого себя: на каком основании строить свои действия, если к тебе приходит зло? Можно, как это обычно и делается, воздать по заслугам или даже сверх таковых. Но можно явить и основанную на любви милость. А для того, чтобы увидеть, что это значит, надлежит воззреть на Христа. Христос явил нам милость и любовь Бога – причём отнюдь не тем, что сошёл в этот мир и провозгласил Евангелие. Любовь в том, что Он продолжал являть её после отвержения, изгнания из синагог, преследований, неправедного суда и издевательств. Он являл её вплоть до самого конца. Ибо, уже находясь на кресте, Он молился о распинателях, говоря: «Прости им, ибо не ведают что творят». Такова истинная любовь – любовь вопреки всем обстоятельствам, не рассчитывающая ни на какое воздаяние, ибо на какое воздаяние может рассчитывать человек, прибитый к столбу? Куда естественнее было бы проклясть мучителей, призвать на них небесную кару – это было бы так естественно! Но Иисус молится об их прощении. Именно такую любовь Иаков именует царским законом. Именно такой любви Господь хочет от Своих верных, в т.ч. и от нас.

Итак, Господь хочет, чтобы мы являли милость не их снисхождения, не из одолжения, а по любви. Т.е., основанные на любви отношения должны стать основой повседневности. Это не просто очень важно, а необходимо, потому что, как говорит Иаков, «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости». Мы живём не абстрактно и не в никуда. Мы живём, имея впереди перспективу Божьего Суда, на который придём с каким-то багажом. А вот с каким? Любовь – не абстрактная сущность – это сущность Истинного Бога, в Царство Которого мы желаем попасть. Однако, попадание возможно в случае совместимости с этим Царством. В своё время это очень хорошо описал Льюис в назидательной истории, именуемой «Расторжение брака». Ты не сможешь находиться в Царстве Бога, если в тебе нет Божественной сущности. Свет уничтожает тьму. И если в тебе тьма, то что от тебя останется при соприкосновении со светом?

Мы живём, имея впереди перспективу Божьего Суда, но, как это не покажется парадоксальным, в первую очередь мы должны думать не о суде, а о возрастании в любви. Потому что для умеющего любить Последний Суд страшным не будет. Ведь суд без милости только тому, кто не оказывал милости. Вот почему мы призваны учиться любить ближнего – не абстрактного ближнего, да ещё и всё человечество впридачу, а конкретного ближнего, находящегося рядом с нами. Это не значит, что на него надо смотреть исключительно сквозь розовые очки и слюняво улыбаться, что бы ни происходило. Писание говорит нам: «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына своего». Вопрос ставится иначе: заботит ли меня ближний, думаю ли я о нём, хочу ли его блага, т.е. спасения для вечности? Готов ли я к жертвенному служению ему? Об этом надлежит помышлять и обращаться к Иисусу Христу, чтобы, взирая на Его любовь, напитываться ею и являть её самому. Являть, дабы бытие в этом мире и отношения с ближними строились на основании именно Божественной сущности, а не какой-то иной. «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. … Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 03.07.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

11 Июля 2021 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2019 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июля 2018 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)