МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Июля 2021 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Евр.12, 18-25
18 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 
19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, 
20 ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); 
21 и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете".
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес…

Что нужно человеку для того, чтобы пребывать в единстве с Богом, в следовании Его Слову? С точки зрения многих, для этого требуются страх и принуждение. По этой причине Средневековая Церковь сначала запугивала людей Божьим гневом и живописанием адских мук, а потом предлагала комплекс действий, необходимых для избавления от указанного гнева. Правда, по какой-то причине исполнение этих действий, наподобие нынешней вакцинации, было делом отнюдь не добровольным. Очевидно, Божьего гнева было недостаточно, его надо было дополнить гневом Церкви, которая при помощи инквизиции вылавливала нарушителей Церковных установлений не хуже современной налоговой службы. Впрочем, и сегодня приходится слышать иногда что-то типа: не делай так, а то Боженька накажет. Управление людьми при помощи страха - в высшей степени живучая модель, успешно используемая в самых разных сферах, в т.ч. и в государственном управлении разных стран вплоть до настоящего времени. Однако, вопрос в том, насколько сия модель эффективна? Для любителей отчётности, для предпочитающих оценивать ситуацию по внешним признакам, вполне эффективна. Вот, например, в Белоруссии развязали прямой террор против оппозиции, всех, кого могли зачистили, и вроде бы всё спокойно. Но это заблуждение. Конечно, под дулом пистолета человек может исполнять все предписания и распоряжения, но в душе он будет иметь совершенно иные умонастроения. Образно говоря, опуская правую руку в чашу со святой водой, левой в то же время скручивать кукиш в кармане. И при первой же возможности тайные умонастроения станут явными, после чего перспективы для принуждавших и пугавших будут незавидные.

Сегодняшнее чтение из Послания к Евреям побуждает нас вспомнить о тех временах, когда Израильский народ вышел из Египта. Страха тогда было хоть отбавляй. Ведь люди воочию видели ужасавшие своей грандиозностью явления силы Бога: «18 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово … 21 и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете"». Сии слова напоминают нам, что прямое общение с Богом для человека в его нынешнем состоянии невозможно, непереносимо. Даже лёгкое соприкосновение с Его чудовищной силой ужасает, подавляет – и это при том, что народ не взошёл на гору вместе с Моисеем, но находился в отдалении. Однако, даже будучи на дистанции, люди видели, слышали, чувствовали, боялись. Как ни удивительно, это не помешало им сделать золотого тельца, не помешало постоянно высказывать недовольство и даже пытаться бунтовать. И в последующие времена народ то и дело отпадал от Бога, о чём повествует нам Книга Судей. Страх был, ужас был, но отпадениям не мешал. Новый Завет даёт несколько иную картину отношений с Богом: «22 …вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». На этот раз людям явилась жертвенная любовь Бога, открывшая перспективу участия в небесном Царстве. Его сила явилась не как ужасающая и подавляющая, но как исцеляющая, утешающая и спасающая. История земного служения Христа есть история непрерывного явления жертвенной любви вплоть до последнего предела, вплоть до Голгофы. Казалось бы, переживание Господней любви и голгофских событий должно было побудить людей пребывать с Господом в полном и постоянном единстве, побудить к полному доверию. Но автор Послания почему-то говорит: «25Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего». Пророческое предупреждение. Сначала личные отношения с Богом подменяются обрядами, слово человеческое начинает означать больше чем Слово Божие, потом сие Божье Слово начинает игнорироваться. И вот парадокс: многотысячные очереди на поклонение очередной реликвии сомнительного происхождения, а на воскресных богослужениях людей не так уж и много, и жизнь в государстве в целом менее всего похожа на христианские идеалы… Автор Послания говорит: «Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес…». Хорошо сказано, но сегодня люди стали настолько равнодушными, что их не интересуют ни страх, ни любовь. Всё по пословице «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Что же из всего сказанного следует?

Внешние действия, каковы бы они ни были, не влияют на внутреннее расположение. Какие бы чудеса ни были явлены, страшные или радостные – если человек не имеет нужного внутреннего расположения - они ничего не изменят. Могут, конечно, вызвать некий эмоциональный всплеск, но надолго его не хватит, а потом вернётся то, что было прежде. Поэтому важно то, что в Писании называется словом «метанойя», т.е. изменение сущности. Можно доказывать неверующему бытие Божие с помощью рациональных аргументов. Вполне возможно, что он вроде даже всем этим проникнется и как бы обратится. Но как только он встретит безбожника с хорошо подвешенным языком, от обращения не останется ничего. Да и любое серьёзное испытание тоже не оставит от этой обращённости камня на камне. Даже если такой человек станет свидетелем явного чуда, то вызванного таковым потрясения не хватит надолго. Поэтому столь важно не внешнее, а производящее то самое изменение сущности внутреннее соприкосновение с Богом, после которого никакие аргументы «против» не будут иметь успеха, и никакое отпадение не будет возможно – даже в самых крайних обстоятельствах. Автор Послания пишет: «25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес…». Когда человек действительно принадлежит Христу, то даже мысль об отпадении к нему никогда не придёт, и никакие угрозы наказания не потребуются для того, чтобы пребывать в единстве с Господом. Да и нужны ли Богу приходящие к Нему из страха наказания? Очевидно, что нет. Царство Небесное – не электронное голосование, к которому всеми правдами и неправдами принуждали бюджетников. Богу нужна искренность, реальная принадлежность по любви, а не по какой-то иной причине. Что же нам, исходя из этого, делать?

Прежде всего, самим искать живого Бога. Искать соприкосновения с Ним ради укрепления веры и изменения сущности. Тут нет общих рецептов. Каждый ищет Бога по-своему и по-своему находит. Главное, чтобы искание увенчалось успехом, потому что главная задача христианина - благовестие. А благовестие – это не рассказ о традициях Церкви, не лекция о вероисповедных особенностях и не доказывание бытия Божия. Благовестие – это слово о Христе, это возвещение Христа. А возвещать Его надлежит так, чтобы слушающему захотелось с Ним встретиться. Потому так важна личная обращённость, личная принадлежность, личный опыт соприкосновения. Ничто не побуждает к поискам столь сильно, как личный пример – как Господь открылся мне, что Он сделал для меня, что изменил в моей жизни, почему я с Ним? Именно в этом была сила апостольской проповеди. Вспомним Второе Послание Петра, тот момент, когда он рассказывает о Преображении. Мы были с Иисусом, мы видели, что с Ним произошло, мы слышали голос Отца. Со смертью последнего из Апостолов Божье откровение не прекратилось. Христос и сегодня открывается Своим верным. Мы призваны возвещать именно этого, открывшегося нам Бога, Который по-прежнему хочет нашей любви, доверия, нашего единства с Ним. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмирия Лотова 11.07.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Июля 2022 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2019 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июля 2018 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)