МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Августа 2010 года

Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы


Еф.2,1-10: И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Дорогие братья и сестры! Собственно, от этого отрывка мы должны были бы почувствовать комок в горле. Может быть, так и было сейчас с некоторыми из Вас. Или наши чувства настолько притупились, что нам больше не дано заметить, какой взрывной силой обладают слова «мертвых по преступлениям и грехам в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего»? Что значит «некогда»? Разве не живем мы и сейчас «по обычаю мира сего» - одни чуть более, другие менее явно?

Разумеется, мы все не члены мафии, не финансовые воротилы – возможно, и оттого, что у нас просто нет необходимых финансовых средств, которые мы могли бы противозаконно разместить в Швейцарии или Лихтенштейне. Но даже если мы – обыкновенные обыватели, по справедливости возмущающиеся такими поступками других, разве живем мы только поэтому в меньшей степени «по обычаю мира сего»? Разве не ищем мы постоянно своей выгоды – везде, где только представляется возможность ухватить что-нибудь? Разве не участвуем мы в распространении мерзких слухов о других людях, даже если в них есть некоторая доля правды? Разве обязательно говорить о другом все, что тебе известно, особенно, если это идет ему во вред? Взвешиваем ли мы тщательно свои речи? Разве не бывает так, что мы совсем не думаем о том, что наши «откровения» могут сделать очень больно другому человеку? После такого очень часто произносится беспомощная фраза «я совсем не то имел(а) в виду». То или не то, а оно уже подействовало, чье-то сердце уже сжалось от боли. Неосознанные действия и неумышленное зло не освобождают нас от ответственности и вины.

Но является ли преступление заповеди «не произноси ложного свидетельства» в действительности столь же тяжким грехом, как убийство или воровство? Выдвигая такие доводы и извинения, а еще лучше – отговорки – мы ясно демонстрируем, что все еще целиком «живем по обычаю мира сего». Так все делают… А мы?

Может быть, христианам первого столетия от Рождества Христова проще было сказать Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом

Различие между «некогда» и «теперь» было для них очевидно: Они не верили более во всяких демонов и духов, они не доверялись всякой магии, колдовству и всем им подобным «упражнениям». Но это не означает, что они напрочь были избавлены от всяческих искушений. Из наставлений, данных Апостолом в 5-й главе послания Ефесянам, можно заключить, что верующего и тогда подстерегали опасности: Речь в послании шла о лжи и гневе, воровстве и глупой болтовне. Такие же искушения, как у нас. Святое Таинство Крещения не преобразовало души тогдашних верующих настолько, чтобы они оказались способными не грешить. Но что же тогда такого нового появилось в их жизни? В чем отличие этого существования к которому их и нас «оживотворили со Христом»? Если мы снова перечитаем весь отрывок, то увидим: Новым является надежда, под знаком которой отныне протекала их жизнь. Их помыслы устремлены к будущему.

Бог «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.»

Итак, речь идет о перспективе, ожидающей нас «в грядущих веках». И это и есть основное отличие от «обычая мира сего». Старое мышление обращено к прошедшему, «что имеем, то имеем» - говорится в распространенной поговорке. Разумеется, все мы хотим еще больше, чем имеем, но не хотим чего-то принципиально нового, но всего лишь – преумножения уже имеющегося. И для этого мы прилагаем массу усилий или в конце концов отступаемся и сдаемся. Возможно теперь нас станет яснее, почему здесь дважды подчеркивается «благодатью вы спасены» и «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» Обоснование «чтобы никто не хвалился» - это только одна сторона медали, а оборотная сторона – не менее верна – чтобы никто не оказался неудачником. Потому что эти два состояния – хвалиться и терпеть фиаско – своего рода близнецы. Оба состояния направлены на человека и его деяния, причем очень вредоносным образом. Либо мы стремимся возвыситься над другими, либо другие возвышаются над нами.

Но нам не нужно сосредотачивать все свое внимание на самих себе – ни на успехах, ни на неудачах. Мы взираем на Спасение Божие: «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» Нам есть за что благодарить Бога. Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)