МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Августа 2012 года

11 воскресенье после Дня Св.Троицы


Еф.2, 4-10

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Возможность поговорить о себе: своей жизни, своих делах, своих мыслях несомненно принадлежит к числу самых больших удовольствий, которые имеет человек в этом мире. Но, у этого удовольствия есть существенный недостаток: чем больше ты говоришь, тем меньше можешь услышать. Поэтому в процессе общения имеет смысл сдержаться, чтобы дать возможность высказаться собеседнику. Проявите интерес к тому, что вам говорят - и услышите много интересного. Однажды мне довелось побывать на посольском приёме, на котором моим соседом был некий чрезвычайно высокопоставленный чиновник, чья карьера, впрочем, закончилась в 1991 г., так что он уже много лет был частным лицом. Те полтора часа, которые мы провели вместе, он не умолкал ни на минуту. Безусловно, я услышал немало занятного, однако слушание давалось тяжело, потому что этот человек не просто говорил, а вещал, являя себя как кладезь всяческой премудрости и добродетели. Что ж, в определённый период судьбы государства действительно зависели от него, но только кладезем премудрости он не был, а потому и оказался не у дел. Слушая его, я вспоминал замечательный рассказ Герберта Уэллса «Видение Страшного Суда». Когда все живущие собрались на Суд пред престолом Всевышнего, каждый, представавший перед Богом, должен был поведать о своих делах. Первым был некий тиран, а вторым – святой, которого упомянутый тиран предал смерти. Один с гордостью повествовал о своих великих преступлениях, а второй – о своей не менее великой святости. Господь, выслушав их, повелел Ангелу прочесть их подлинную, ничем не приукрашенную историю. И когда Ангел начал читать, оказалось, что величие и того и другого чисто мнимое. На самом деле это были жалкие люди, смешные в своём притязании на величие. Самое главное, что они это тоже поняли и потому вверглись в глубочайший стыд и раскаяние. Этот рассказ содержит в себе великую мудрость, потому что очень точно определяет человеческие притязания в свете Божественной истины. Мы можем считать себя кем угодно, иметь какие угодно притязания, но за каждым из нас тянется след из постыдных мыслей намерений и деяний – след из мерзости, о которой мы предпочитаем не вспоминать, которую предпочитаем забыть. Некоторым это удаётся вполне, и они, вроде моего собеседника на приёме, чувствуют себя сокровищницами премудрости и добродетели. Это особенно легко, если в активе есть несколько хороших дел, совершённых публично, а мерзость тщательно сокрыта. Но перед Богом невозможно скрыть ничего. Никакая мерзость, никакое даже самое сокровенное побуждение не являются для Него тайной. Все наши грехи для Него очевидны, вне зависимости от того, великие они или малые, явные или тайные, совершённые делами, словами, мыслями или намерениями. Любой из них является нарушением воли Господа. И любой из них отделяет нас от источника жизни и благодати. Поэтому любой грех влечёт за собой один и тот же результат – смерть. Как сказано в Св.Писании, праведность праведника не спасёт его в день согрешения его. А это значит, что по своим заслугам не спасётся никто, потому что если ты не согрешил в одном, то согрешил в чём-то другом. Поэтому нет спасения по делам и бессмысленно пытаться его «зарабатывать»; бессмысленно делать то, что называется «замаливать грехи», потому что грехи не могут быть уничтожены добродетельными деяниями. Содеянное зло не исчезает, его плоды продолжают жить. Именно поэтому Павел говорит, что все мы являемся «мёртвыми по преступлениям». Если Бог будет судить нас по делам, то никого из нас не ждёт ничего хорошего, потому что в шкафу у каждого из нас висит немало скелетов.

Тем не менее, путь к спасению есть. С чего он начинается? С осознания себя, как грешника, не имеющего никаких заслуг; с осознания себя как обладателя тяжёлой болезни, могущей привести к смерти. Я знавал одну даму, которая была больна, но упорно не признавала свою болезнь, не проводила соответствующего лечения и, примерно через год, от неё и скончалась. Человек, взыскующий спасения, должен суметь признать, что он болен, суметь не только это понять, но и принять. Потому что лишь тот, кто осознал свою болезнь, свою обречённость – только тот становится способным в должной мере возжелать обрести великий исцеляющий дар - Божественную благодать, т.е. милость, явившуюся в восшествии Иисуса на Крест Голгофы. Ибо в этой жертве Христос принял на Себя грехи уверовавших в Него. Вернее сказать, последствия этих грехов, т.е. нашу осуждённость, нашу обречённость на смерть. Вот почему обращающийся ко Христу переходит от смерти в жизнь, о чём Павел написал: «…и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, … и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». И ещё добавил: «благодатию вы спасены». Не делами, не заслугами, которых нет, но благодатью, милостью Христа. Кем бы мы себя ни считали, без Христа, вне Христа мы ничто - не более чем смертники. И только Христос в состоянии даровать нам помилование. Поэтому надо быть полнейшим безумцем для того, чтобы отвергать Христа или пренебрегать Его дарами. Впрочем, безумцы бывают разные. Есть те, которые совершенно сознательно коснеют в своём безумии, потому что считают его принципиально правильным. Но большинство ведёт себя глупо потому, что недооценивает серьёзности своего положения. Мы призваны говорить и об этом положении, и о той милости, которую Христос дарует уверовавшим в Него. А ещё мы должны говорить о том. Что Божия благодать действует не только в вечности, но и в этой жизни.

Нет ничего более мучительного, нежели чем наличие в твоей жизни некоей сущности, которая изо дня в день отравляет тебе существование. И вот, в течение многих месяцев, а то и лет тянется беспросветность, лишающая твоё бытие всякой радости. Ужас ситуации в том, что ты не можешь найти выхода, не знаешь, как избавиться от того, что тебя угнетает. Но однажды настаёт день, когда тем или иным образом приходит освобождение, когда долгий кошмар заканчивается. Нет ничего более удивительного, чем чувство освобождения, когда ты понимаешь, что дальше можно и нужно жить совсем иначе, чем до сих пор, потому что отныне твоё бытие свободно от присутствовавшего в нём зла. Именно такое освобождение, возможность новой, совершенно иной жизни и несёт Своим верным Христос. В видимом мире ни одно освобождение не бывает долгим. История показывает, что, выбравшись из одного рабства, общество практически тут же оказывается в другом. Но Христос не принадлежит этому миру, Он стоит над ним и потому освобождает навсегда. И если действительно быть с Ним, то удивительное ощущение свободы не уходит, давая возможность действовать, исходя из этой свободы, действовать, как подобает свободному человеку, ибо, как написал Павел, «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Неумение удержаться в свободе – беда не только общества, но и тех, кто его составляет. Не успев освободиться из рабства одной мерзости, мы очень быстро и, что самое главное, добровольно, подчиняем себя другой, уподобляясь людям, заблудившимся в лесу, которые ходят вокруг одного и того же места. Мы возвращаемся туда, откуда вышли. Это можно понять, потому что состояние рабства привычнее. Бывает так, что, получив свободу, люди попросту не знают, что с ней делать. Но зачем возвращаться, если Христос сделал нас свободными? Тем более, что освобождая, Он не уходит, предоставив самостоятельно разбираться с новым состоянием. Он остаётся с нами, Он помогает нам оставаться свободными, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Он помогает действовать в соответствии с этой свободой. А что значит действовать в соответствии с христианской свободой? Это значит, невзирая ни на что, творить волю Божию, творить дела, которые Он заповедал нам, во всех обстоятельствах поступая сообразно нашему христианскому призванию. Это совершенно другие отношения с миром, при которых мы не крадёмся, согнувшись, и не озираемся по сторонам, но идём спокойно и уверенно, полностью распрямившись. Христос искупил нас. Мы – Его достояние и творим Его волю. Мнение мира, т.е. сообщества, живущего вне Христа, не должно нас интересовать. Мы не подчиняемся его условностям, но следуем за своим Спасителем. Разумеется, сие последование не будет гладким, потому что мир, пребывающий в рабстве, ненавидит как свободного Иисуса, так и освобождённых Им учеников. Однако верность Господу, укоренённость в Нём позволят преодолеть всё и придти туда, куда Спаситель призвал нас – в Царство нашего Бога и Отца. Нам нечего и некого бояться. В пределах этого мира у нас могут отнять многое, но никому не дано лишить нас общения со Христом, пребывания в Его благодати и участия в Его обетованиях. Поэтому пребудем с Ним и в Нём, пребудем свободными, действуя в соответствии со словами апостола Павла: «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Аминь.


Видеозапись: Проповедь пастора Дмитрия Лотова 19.08.12




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)