МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Августа 2024 года

11-е Воскресенье после Троицы


Матфея 21:28-31
28. А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем».
29. Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел.
30. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел.
31. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие…

В книге Льюиса Кэррола "Алиса в зазеркалье" был такой интересный персонаж, Шатлай Болтай. И у него были весьма интересные взгляды на семантику, т.е. дисциплину, изучающую значение слов. Послушайте, как он их излагает:
"- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно. - Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса. - Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чём вопрос!" (Льюис Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье").

Думаю, каждому понятно, почему не прав наш Шалтай Болтай. Потому, что мы с Вами живём в пространстве языка, но язык существует в некотором роде независимо от нас - в умах других людей, с которыми мы общаемся, в пространстве нашей культуры. А если люди начнут изменять значение слов по своему произволению - никакое общение между нами будет просто невозможно, потому что фактически каждому из нас придётся уточнять у собеседника значение слов до бесконечности. Ведь слово, у которого нет единого, фиксированного значения, известного всем говорящим, превращается в пустышку, в сотрясание воздуха, лишенное реального содержания.

Когда в такой логике Шатлая Болтая рассуждают дети - думаю, это им простительно. Мой 6-летний сын недавно сказал мне: "Папа, а давай в нашей семье слово "осуждаю" будет означать, что это классно!".

Но вот когда в такой лингво-логической парадигме Шалтая Болтая начинают рассуждать вполне сознательные, взрослые личности, становится уже не до смеха. И, согласитесь, похоже, что именно в такой манере рассуждает и неверный сын из притчи нашего Господа Христа, которую мы с Вами сегодня услышали: "(...) У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моём». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый(...)" (Матфея 21:28-31).

Давайте посмотрим на поведение этого неверного сына. Потому, что на мой взгляд, его логика очень похожа на логику того самого Шатлая Болтая. Оказывается, в (если можно так выразиться) смысловом мире неверного сына слова "Иду, господин" могут означать: "Я продолжу, мой господин, сидеть на месте и ничего не делать".

Другого - верного - сына можно во многом упрекнуть. В частности, например, его можно упрекнуть в неуважении к отцу, в неповиновении своему родителю. Однако, вряд ли его можно упрекнуть в нечестности. Он честно говорит: "Не хочу", т.е. не желаю работать. Но несколько позже покаяние - т.е. раскаяние в своих действиях, понимание, что он плохо поступил по отношению к отцу - это именно то, что отличает верного сына.

А что же неверный сын? Его повиновение отцу - чисто декларативное, т.е. словесное, показное. Он говорит о своей верности, но на деле верным не оказывается. И слово его превращается в пустышку, лишенную реального содержания. Это как раз тот случай, когда - как гласит старая английского пословица - "действия говорят громче, чем слова". И вполне понятно, что наш Господь Христос осуждает поведение неверного сына.

В чём практический смысл этой притчи для нас с Вами, дорогие братья и сёстры?

Всё дело в том, дорогие братья и сёстры, что есть слово, значение которого люди очень любят менять по своему произволению, следуя логике того самого Шалтая Болтая. Это слово "христианин".

Кто такой христианин?

Может быть, в самом широком смысле слова христианин это человек, который верит в Иисуса Христа? Однако, просто верить в существование Иисуса Христа могут верить не только христиане, но и представители других религий. Например, в исламе Иисус почитается как "пророк Иса" и считается одним из величайших пророков, которых Бог посылал человечеству.

Ну что же, продолжим сужать область нашего понятия. Может быть, "христианин", это человек, который верит в смерть и воскресение Христа? Однако, в смерть и воскресение Христа порой верят даже люди, от Христовой Церкви далёкие. Мало того, даже некоторые школы гностиков (еретиков первых веков христианства) верили в воскресение Христа.

Значит, вероятно, правильнее всего будет сказать, что христианин это человек, который не просто верит в смерть и воскресение Христа, но и применяет смерть и воскресение Христа лично к себе. Это человек, который верит и осознаёт, что Христос умер за него, лично, что взойдя на Крест Христос принял на Себя его (человека) грехи. Как сформулировал в Послании к Римлянам Св. Ап. Павел: "(Христос был) предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Римлянам 4:25).

То есть христианин это человек, который верит, что он искуплен Крестной Смертью Христа, что Христос принял на Себя его (человека) грехи и что, следовательно, Христос является его Спасителем и Искупителем.

Потому, что христианин это тот, кто понимает, что сам он перед Богом - несчастный грешник, который своими силами не может заслужить спасение и как-то оправдаться перед Богом. А значит, человеку просто необходима пролитая на Кресте Голгофы Кровь Христа как Спасителя и искупителя. Как говорит об этом Св. Ап. Иоанн в своём 1-м Послании: " Кровь Иисуса Христа, Сына [Божьего], очищает нас от всякого греха" (1 Иоанна 1:7)

Итак, христианин это тот, кто верит, что Христос искупил нас, грешных людей. Что Христос Своей Святой Кровью отвоевал для нас на Кресте прощение грехов и открыл нам дорогу к Вечной Жизни. Св. Апостол Павел говорит: "...Итак мы погреблись [со Христом] крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Римлянам 6:4).

И вот это, дорогие братья и сёстры, самый, наверное, важный пункт во всём этом рассуждении. А именно: если Христос нас, христиан, искупил от власти греха, если Он спас нас от зла, из этого - говорит Апостол - следует, что нам всеми силам нужно бороться с грехом и злом в нашей жизни. Чтобы не возвращаться к тому, от чего Христос такой дорогой ценой нас искупил и освободил.

Нам нужно - как мы только что слышали - "ходить в обновленной жизни". Нужно всеми силами удаляться от греха. И нужно жить и действовать в этом мире так, как действовал бы Христос. И - замечу попутно - если мы впадаем во грех, нам нужно то самое покаяние, пример которого и являет нам верный сын.

Так вот, дорогие братья и сёстры, когда наш Искупитель Христос говорил том, как людям, искупленным Его Драгоценной Кровью подобает жить в этом мире, он говорил в том числе и о сострадании, о делах любви и милосердия. Он говорил, например, и о том, что нам следует в каждом из наших ближних стараться разглядеть Его (Христа): "...Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матфея 25:40).

Наконец, когда нашего Искупителя спросили, какая наибольшая заповедь в Законе, Он ответил: "«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матфея 22:37-40).

А вот если человек даже не пытается ходить в той самой обновлённой жизни, если он даже не стремится любить своих ближних, являть им сострадание и милосердие - тут впору задать вопрос, а действительно ли такая жизнь является обновлённой?

Если человек не просто не пытается бороться с грехом, злом, ненавистью в конкретно своей жизни, но считает этот грех, это зло, эту ненависть нормой в своей жизни - можно ли такое христианство считать именно христианством?

Боюсь, это либо христианство только по названию, либо это некий вариант христианства, похожий на логику Шалтая Болтая, который, как мы помним, сам решал, какой смысл он вкладывает в то или иное слово. "Для меня христианство, это..." - дальше может следовать всё, что угодно. Вплоть до, например,: "Для меня христианство это ... злоба и ненависть (напр. к определенной группе людей)".

Приведу такой пример: в своё время, когда я преподавал в университете, мои студенты рассказывали мне, что у них был преподаватель, который позиционировал себя как православный христианин. Однако, при этом, когда он брался рассказывать студентам о своей "христианской" вере, содержание этой веры сводилось не к учению смерти Христа за наши грехи и Его воскресении, но к трансляции различных навороченных теорий заговоров, одна безумнее другой. Как-то он начал рассказывать своим студентам, что, оказывается, левши это некие "бионегативные личности", склонные к "извращениям и непотребствам". И одну студентку-левшу он такими своими выпадами довёл до слёз прямо на лекции.

И вот это называется: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя"? Хорошо помню, как я тогда сказал моим студентам: "Пожалуйста, не судите о христианстве по христианам".

Другой пример: несколько веков в нашей стране существовала такая система общественных отношений как крепостное право. Эта система фактически позволяла одним людям торговать другими людьми, будто те были скотом. Главная загвостка, однако, в том, что и те и другие люди были православными христианами. И те и другие были крещеные в одной земной церкви, которая тогда называлась Православная церковь российская. А значит, с точки зрения вероучения этой церкви (как и с точки зрения классического христианского богословия), эти люди принадлежали к единому Христову Телу. То есть, вдумайтесь: в определенный момент истории христиане покупали и продавали других христиан - своих братьев и сестёр - как будто те были мебелью или животными.

По счастью, в нашей стране крепостное право давно отменено, так что мне могут возразить, что это уже дела давно минувших дней. Однако сегодня есть люди, называющие себя православными христианами и при этом всячески защищающими эту систему. Мол, крепостное право было не таким уже плохим, во многом даже гуманным - посмотрите, например, сколько выходных дней в году было у закрепощенных крестьян! Оказывается, торговать как скотом людьми, созданными - напоминаю - по Образу и Подобию Божию! (См.: Бытие 1:27-28), это вполне по-христиански. Главное делать это аккуратно и "гуманно". Вот уж действительно, "любовь к ближнему"!

Я думаю, к людям, которым их "христианство" позволяет так действовать, вполне применимы слова Св. Апостола Иоанна: "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме" (1 Иоанна 2:9).

Такого рода примеров можно приводить ещё множество. И, кстати, не нужно полагать, что такие примеры есть только в православной церкви. Примеры такого рода "христиан" есть во всех конфессиях, думаю, и наша конфессия не будет исключением.

Однако, честно скажу, мне часто становится стыдно за людей, которые позиционируют себя как мои единоверцы (не важно, какой конфессии). Потому что такое "христианство" подобно "верности" того самого неверного сына. Он говорит: "...Иду, господин!" и продолжает сидеть на месте.

На деле это "христианство" того самого Шалтая Болтая: "для меня вера во Христа означает вот то-то...". Например, означает, что в такой вере может и не быть места для любви к ближнему и для милосердия. В такой "вере" дозволено культивировать ненависть, травить людей, торговать людьми... Да ещё много чего. Достаточно сделать оговорку: мол, "для меня христианство означает вот то- то...".

Кстати, если несколько отвлечься от сегодняшнего текста, именно по этой причине, как мы с Вами сегодня услышали во время чтения из Апостольского Послания, Св. Ап. Иаков говорит: "Вера без дел мертва" (См.: Иакова 2:17-20). Суть этих слов Св. Иакова не в том, что мы можем какими бы то ни было делами "заслужить" прощение грехов и Спасение во Христе, ведь Спасение это Божий Дар. Нет, Св. Иаков выступает именно против той самой "декларативной" веры, веры исключительно на словах. Если человек утверждает, что он верит во Христа, но при этом его образом жизни это не подтверждается, впору задать вопрос: а действительно ли такой человек верит во Христа?

Конечно, вряд ли кто-то из нас может похвастаться тем, что его жизнь перед Богом безупречна, что он совершенно безгрешен. Однако, если человек не то что не живет соответствующей этой вере жизнью, но даже не пытается исправить свою жизнь сообразно тому, чему учил Христос, впору поставить вопрос: а действительно ли такая вера является подлинной?

Какой главный вывод можно сделать из всего, что было сказано выше, дорогие братья и сёстры?

Раз уж мы с Вами искуплены Христом, нам нужно всеми силами стараться, чтобы наша вера не оставалась верой декларативной, чтобы она не была верой только на словах. Если наша вера является живой, она должна приносить и плод - стремление к обновлённой жизни во Христе.

Слова мы можем использовать какие угодно. И нередко бывает так, что, следуя логике того самого Шалтая Болтая, люди вкладывают в слова какие-то совершенно особенные, ведомые только им смыслы. И, увы, слово "христианин" не является исключением. Люди могут называть себя христианами, но жить совершенно мирской, далёкой от Бога жизнью. Люди могут называть себя христианами, на при этом культивировать то, что к Христовой Вере не имеет совершенно никакого отношения, например, ненависть к людям. Подобно тому, как тот самый неверный сын мог сказать: "Иду, господин!" и продолжать сидеть на месте.

Так вот, нам, дорогие братья и сёстры, ни в коем случае нельзя повторять такого рода ошибки. Нужно стремится к тому, чтобы наша вера была живой, деятельной. Чтобы сам наш образ жизни - той самой "обновлённой жизни" - свидетельствовал миру о том, что мы именно ученики Христа.

Здесь речь не о том, что мы можем теми или иными нашими делами заслужить Спасение, которое есть Божий Дар нам, грешным людям. Но речь о том, что каждому из нас следует посмотреть на себя и поразмыслить, является ли наша вера именно живой: стремимся ли мы в этом мире приносить плод во славу Христа? Стремимся ли мы проявлять нашим ближним те сострадание и милосердие, которые Христос учил нас проявлять?

Если да - хорошо. Если нет - не всё потеряно, ведь пока мы живы, всегда есть возможность покаяния. И хороший пример такого покаяния - тот самый верный сын, который, как мы помним, всё же раскаялся и подтвердил делом своё повиновение отцу. Это необходимо, чтобы наше христианство не было христианством только по названию; чтобы наше звание учеников Христа не было пустым звуком.

А потому, будем всеми силами стараться быть светом этому миру и являть нашим ближним любовь Христа; будем молиться, чтобы Всемогущий Вечный Бог, Отец и Сын и Дух Святой даровал нам, искупленным Кровью Христа, ходить в обновлённой жизни и делом любить наших ближних. Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Августа 2023 - 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
06 Августа 2023 - Преображение Господне (Пастор  Е. Романенко)
28 Августа 2022 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2021 - Грех и Благочестие в глазах Бога (Пастор  Г. Азиков)
23 Августа 2020 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2019 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Августа 2018 - 11-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)