МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Августа 2017 года

11 воскресенье после дня Св. Троицы


“Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем” (Римлянам, 3:21 и далее).

Дорогие братья и сестры,

Несколько лет назад случился любопытный судебный прецедент. В г. Омске некий деятель искусства подал в суд… (не много не мало!) на Русскую православную церковь. В своем письме в следственный комитет РФ (которое при желании можно найти в интернете) этот человек подробно описал свои претензии к вышеуказанной организации.

Он принял крещение еще в конце 1980-х, честно заплатив за таинство целых 10 советских рублей. В напутственном слове батюшка обещал ему “благодать божию, помощь ангела-хранителя, молитвы святых за него и его близких”. Следующие 15 лет этот человек исправно посещал церковные службы, заказывал требы, покупал церковную атрибутику, жертвовал церкви большие деньги… И что же? Благодати (как он сам выразился) “так и не случилось”, а проблем в его жизни, несмотря на “ангела хранителя и молитвы святых” стало не меньше, а даже больше!

Естественно, этот человек был возмущен и обратился в компетентные органы, чтобы восстановить справедливость.

Такой подход к духовным вопросам не является чем-то новым.

Большинство человеческих религиозных систем, можно свести к утверждению такого рода закономерностей: “делай А - получишь Б”.
● Вовремя принеси жертвы богам - получишь богатый урожай;
● Отрешись от мира, уединись в пещере, медитируй - достигнешь просветления;
● Погибнешь в священной войне - получишь гарем из прекрасных чернооких дев;
● Звякнет монетка на дне кассы продавца индульгенций - и душа твоего покойного папаши улетит из чистилища на Небеса.

Если отношения с Единым и Истинным Богом действительно выглядят так - тогда претензии Омского художника можно считать вполне обоснованными: вот, я сделал “А”, и где же мое “Б”?

Как свидетельствует Священное Писание, именно в такого рода отношения вступил Бог с народом своего Ветхого Завета - иудеями.

Он четко оговорил условия: будете соблюдать заповеди и хранить верность Моему Завету - и Я обеспечу вам мир, стабильность и процветание на земле Ханаана. Но были и условия расторжения этого договора: если вы отступите от Моих заповедей - Я выгоню вас из этой прекрасной земли и вы снова станете скитальцами и пришельцами в чужом отечестве.

Чем это все закончилось прекрасно помнят все, кто читал Ветхий Завет: иудеи не сохранили верность Богу и его заповедям, договор был расторгнут, земля захвачена иноземцами, а народ уведен в плен.

Взаимоотношения с Единым и Истинным Богом, по принципу “ты мне - я тебе” (я тебе “А”, а ты уж, будь любезен, мне “Б”) работают плохо. Но возникает вопрос: почему?

Неужели Всеведущий и Всемогущий Господь ошибся, предложив своему народу “неправильный” вариант взаимоотношений? Или, может, заповеди были слишком тяжки? Нет!

Просто нужно принять во внимание еще один важный факт.

Божий Закон показывает нам не только тот образ жизни, который Творец определил для своего творения.

Если, как говорит тот же Апостол, “Законом познается грех”, то Закон должен каждодневно показывать нам, кто мы. А мы суть грешники, восставшие против Бога и против Его Воли. Зараза первородного греха все еще живет в нас, так что по слову Апостола “нет праведного ни одного. Ибо все согрешили и лишены славы Божией” (Рим 3:10 и далее).

И вот, когда в формулу “делай А - получишь Б” вводится такая переменная как грех, то формула получается следующая: “делаешь грех - получаешь наказание”.

Логично и закономерно. А главное - справедливо!

А если, как свидетельствует Апостол, согрешили все - как иудеи так и язычники - то и наказания заслуживают все. И все заведомо приговорены. Включая и нас с Вами и даже горемычного омского художника, зря потратившего целых 10 советских рублей.

Но если все заведомо приговорены, есть ли для нас хоть какая-то надежда?

Апостол говорит: есть!

“Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе”.

В этом основное основное отличие христианства (настоящего христианства, утвержденного на Евангелии) от всех человеческих религиозных систем. Это, наверное, единственная религия, в которой Бога труднее всего превратить в безжизненную философскую абстракцию. И это единственная из религий, которая вполне заслуживает звание “нечеловеческой” религии. Потому что она основывается не на том, что человек делает для Бога, но на том, что Бог сделал для человека.

Оно свидетельствует миру, что Бог - не просто спортивный судья, ведущий учет очков и, тем более, не безучастный зритель. Чтобы спасти и искупить тех, кто заведомо приговорен, Бог Сам вмешивается в ход мировой истории - в воплощении Своего Единородного Сына Иисуса Христа, “которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса”.

Сам Единородный Божий Сын, Святой и Безгрешный, восходит на крест и принимает на себя наказание, которое предназначалось грешному человеку (а это наказание по справедливости должно было нас постигнуть).

И в этом, как свидетельствует Апостол, нет никакой нашей заслуги.
Это чистый дар милости.

Именно этот факт дает нам повод не повторять ошибки Омского художника, с истории которого начиналась эта проповедь. Именно это дает нам повод воспринимать Бога не как обвесившего нас в магазине продавца, который, видите ли, недодал нам тех или иных благословений.

Потому что мы, будучи грешниками, сами по себе не “заслуживаем” никаких благословений.

Зато теперь мы смотрим на Бога как на Милосердного Отца, который явил детям Свою Жертвенную Любовь и Свою Милость.

Интересную мысль я услышал в этой связи в проповеди одного реформатского проповедника. Он сказал:

“Если когда-нибудь тебя посетит мысль, что ты не получаешь того, чего заслуживаешь, вспомни, что вообще-то ты, как грешник не заслуживаешь ничего кроме ада. Тогда твое настроение существенно улучшится”.

Итак, наше спасение, наше искупление это чистый дар Божьей милости. А из этого следует, согласно Апостолу, еще один очень важный факт.

Если мы помилованы несмотря на уже зачитанный нам приговор, то и всеми нашими “заслугами” перед Богом мы не вправе гордиться. И мы мы не вправе полагать, что можем войти в Царствие Небесное “выслужившись” перед Богом. И уж тем более не вправе похваляться перед другими своей “помилованностью” - ведь сама эта милость была нам явлена именно незаслуженно, и независимо от наших дел, как и говорит Апостол: “Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона”.

Однажды я услышал весьма интересный анекдот (даже, скорее, притчу), которая, как мне кажется, очень хорошо описывает эту ситуацию:

Некий добродетельный человек умирает и попадает к вратам Рая. Ему преграждает путь ангел и говорит:
- В общем, так: чтобы войти в Царствие нужно набрать 100 очков. Давай, вспоминай, что хорошего ты сделал в своей жизни, а я за твои добрые деяния я буду присваивать тебе очки. Наберешь 100 - милости просим.
И наш герой вспоминает:
- Я регулярно читал Писание, ходил в церковь, молился.
- Молодец - отвечает ангел - за это тебе одно очко. Еще что?
- Я не разу не изменил жене, никого не убивал...
- Молодец, по одному очку, итого три. Дальше?
- Ну… я за свой счет открыл в своем городе столовую для бездомных.
- Ух ты, молодец! Не часто такое слышишь... три очка.
- Ну, слушай - говорит наш герой - если у вас тут такая тарификация, то никто кроме как милостью Божьей в Царствие Небесное не войдет.
- Проходи - отвечает ангел.

Нам свойственно переоценивать значимость наших добрых дел. А если уж мы и делаем добрые дела, то хотим, чтобы нам за них воздавали “по справедливости”. Опираясь на нашу человеческую логику, мы делаем “А” и хотим получить “Б”.

Но Святой Дух через послания Павла напоминает нам, что по справедливости мы не заслуживаем ничего, кроме наказания. Именно поэтому в крестной жертве Иисуса Христа Бог явил нам милость, которая превзошла справедливость: “Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона”. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)