МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Августа 2023 года

Преображение Господне


Исаия
1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7. и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

Сегодня во время чтения из Ветхого Завета мы с Вами услышали о масштабном и грозном видении, которое наблюдал в год смерти царя Озии пророк Исаия: "...В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом". Нам неизвестно, в какой именно форме или в каком облике Господь явился пророку. Но Исаия гораздо больше внимания уделяет тому, что окружает Престол Всевышнего - т.н. Серафимам, т.е. чинам небесных сил: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями" (Исаия 6:2-4). И вот это троекратное повторение: "Свят, Свят, Свят" - очень важные слова, которые дают нам понять, что именно происходит в данном видении.

Для начала, что такое святость? Применительно к Богу "Святость" означает ничто иное, как "особость", "отделенность" Бога. Это понятие подчеркивает ту бытийную пропасть, которая отделяет творение от его Творца. Православный библеист Александр Павлович Лопухин давая истолкование этого отрывка характеризует святость так: то что "Бог Свят" означает, что Бог отдалён от всякой греховности и от всякого несовершенства, от всякого зла. То есть Святость Бога означает в данном случае, что Бог является (если можно так выразиться) абсолютной вершиной правды, чистоты, праведности и справедливости. А это значит, что рядом с Богом не может сосуществовать никакая нечистота, никакой грех, никакая неправда.

Однако, почему же слово "Свят" применительно к Богу повторяется трижды? Христианские толкователи первых веков Церкви (напр. Блаженный Иероним Стридонский) видели в этом троекратном повторении намёк на Триединую Природу Бога, т.е. на Святую Троицу. Такое объяснение в в рамках христианского богословия вполне имеет право на существование, но есть и объяснение более простое: это довольно типичная для древнееврейского языка стилистическая конструкция, означающая превосходную степень прилагательного "Святой".

В русском языке для выражения максимальной степени того или иного качества мы используем прилагательное в превосходной степени (напр.: "святой" - "наисвятейший"). А в древнееврейском для такого выражения просто повторяли прилагательное трижды. То есть "Свят, Свят, Свят" в данном случае означает, что Бог "максимально свят", "святее всех святых и всего святого". Что святее Бога не может быть никто и ничто в нашей вселенной.

Итак, Бог обладает максимальной, предельной (а может даже и запредельной!) степенью святости. А для нас, Божьих творений, это означает, что — повторюсь - никакой грех, никакое зло и никакая неправда не могут пребывать в присутствии Божьем. И пророк Исаия понимает, что в присутствии такой Беспредельной Божьей Святости он просто не может находиться: "И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Исаия 6:5).

Именно в присутствии Абсолютно Святого Бога пророк ясно видит свое собственное недостоинство, свое несовершенство, свою собственную духовную нищету (если использовать выражение из Евангелия от Матфея 5:3). Исаия просто не чувствует себя в силах пребывать перед Лицом Божьим. Примерно о такой же реакции наших прародителей Адама и Евы на их собственный грех говорит нам Книга Бытие (гл. 3): совершив грех, наши прародители осознали свою наготу, свою уязвимость и беззащитность перед Божьей Святостью и Божьей Праведностью. И результатом всего этого был их стыд и стремление спрятаться от их Творца.

И вот, в похожей ситуации находится Исаия. Пророк понимает, что для присутствия перед лицом Божьим ему самому нужно очищение от его греха и от его собственного несовершенства. И во время видения это очищение приходит к пророку: "Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен" (Исаия 6:6-7).

Это огненное очищение горящим углём со священного храмового жертвенника символизирует в данном случае, что "нечистые уста" пророка были очищены для того, чтобы он мог нести своё пророческое служение. Именно поэтому когда Господь призывает пророка на служение, тот смело отвечает: "Вот я, пошли меня" (Исаия 6:7-8). Итак, именно это очищение позволило Исайи пребывать в присутствии Бога, говорить с Богом, и самое главное - ответить на Божий Призыв к пророческому служению.

Почему нам важно это понимать и осознавать, дорогие братья и сёстры?

Потому что Бог неизменен. "Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь" - так говорит Он Сам в книге пророка Малахии (3:6). А это значит, что Святость Бога остаётся неизменно такой же, как и во времена Исайи. Бог по-прежнему святее всех святых и всего святого. И находиться в присутствии такой запредельной Святости для нас, Божьих творений, будет таким же испытанием, каким это было для Исайи.

И тогда для нас с Вами, дорогие братья и сёстры, возникает вопрос: если мы с Вами стремимся к Богу, если хотим встречи с Ним в Будущем Веке - то как нам быть с Божьей Святостью? Сможем ли мы пребывать в присутствии Бога, учитывая Его Беспредельную Святость и Праведность и наше несовершенство?

Ведь кто из нас может похвастаться тем, что он безгрешен? Кто из нас не совершал ошибок, не творил разного рода мерзостей? В нас с вами, увы, этого греха и этой неправды более чем достаточно ("Потому что все согрешили и все лишены славы Божией", Римлянам 3:23-24). А если так - как нам пребывать в Божьем Присутствии?

А это значит, дорогие братья и сёстры, что нам с Вами нужно очищение. И даже не такое очищение, какое совершил ангел для пророка Исайи, а очищение гораздо серьёзнее. Ведь у пророка были очищены его уста для несения пророческого служения. А нам с вами нужно очищение от наших грехов и нашей неправды, очищение целиком - и тела, и души, и духа.

Кто или что может дать нам такое очищение?

Ответ на этот вопрос мы находим уже в Новом Завете и даёт его нам в своем 1-м Послании Апостол Иоанн: "Если (...) ходим во свете, подобно как (Бог) во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоанна 1:7-9).

С момента грехопадения наших прародителей человека от Бог отделяла в том числе и стена греха и неправды, которую сам же человек по своей порочной воле возвёл. И вот, чтобы пробить эту стену греха и неправды (отделяющую человека от Бога), Сам Бог вочеловечивается и сходит в наш грешный мир. Единородный Божий Сын Иисус Христос вочеловечивается и восходит на Крест чтобы принять на себя наши грехи.

В пришествии Христа Бог словно говорит грешному и несовершенному человеку: "Не бойся, не стыдись, не убегай. Ты можешь быть в Моём присутствии, ты можешь обрести мир со Мной". Мир этот достигается через Жертву Иисуса Христа, через веру в Иисуса Христа и в то прощение грехов, которое Христос дарует нам, несовершенным и немощным грешникам.

Не случайно в услышанном нами сегодня Евангельском тексте о Преображении Господнем Евангелист Матфей приводит интересную деталь: "Когда (Пётр) ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь" (Матфея 17:5-7).

Очевидно, ученики как и пророк Исаия чувствуют, что не могут пребывать в присутствии Запредельно Святого и Праведного Творца Вселенной. Мы нередко видим в Священном Писании (да и не только в Писании) как человек, видя явление Божьей Силы и Святости понимает, что в присутствии Бога он не может находиться. Так Св. Ап. Пётр, увидев чудо с огромным уловом рыбы, которое сотворил Иисус, пал к ногам Господа и сказал: "Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный!" (Луки 5:8). Так же (по преданию) доктор Мартин Лютер во время своей первой Святой Мессы ещё не дойдя до алтаря на весь храм закричал: "Не достоин! Не достоин!" - имея ввиду, что он не достоин прикасаться Чуда Святых Господних Даров.

Однако, Иисус отвечает ученикам: "Встаньте и не бойтесь". То есть в данном случае Бог через Своего Единородного Сына как бы говорит нам, грешным людям, что отныне они не должны бояться, потому что они всё же могут приблизиться к Богу через веру в Иисуса Христа и через Крестную Жертву Христа.

И коль скоро Христос в Своей Крестной Жертве принял наши грехи на себя ("удалил от нас беззаконие и очистил наш грех" - выражаясь языком Исайи), для нас, дорогие братья и сёстры, это означает, что нам, будучи очищенными, нельзя грешить и творить зло. Нельзя возвращать в нашу жизнь то зло и то беззаконие, от которого нас такой дорогой ценой искупил Христос.

Итак, если попробовать подытожить, дорогие братья и сёстры: слова из Книги Исайи, услышанные нами сегодня, говорят нам о поистине Запредельной Святости и Праведности Бога. И далеко не случайно пророк Исаия чувствует, что в присутствии такой Святости он просто не способен пребывать. Именно поэтому прилетевший к нему в видении Серафим очистил его уста углём с горящего жертвенника, так что пророк стал пригоден для своего пророческого служения.

Божья Святость предполагает, что грешному человеку нужно очищение чтобы быть в присутствии Бога. Это понимал Исаия, это понимали ученики, включая Петра, как это понимал и Лютер. А полное и совершенное очищение может дать грешному человеку только кровь Иисуса Христа, принявшего на кресте смерть за наши грехи. А потому каждый из нас, уверовав во Христа и приняв то прощение грехов, которое Христос дарует вполне может применить к себе те слова, которые Серафим сказал пророку Исайи: "... беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен". А значит давайте ни в коему случае не будем пренебрегать тем даром прощения грехов, которое мы имеем в Иисусе Христе. И будем как можно дальше держаться от греха, зла, неправды и беззакония, потому что именно от них Христос пришёл нас спасти.

"...Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 06.08.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

20 Августа 2023 - 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
28 Августа 2022 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2021 - Грех и Благочестие в глазах Бога (Пастор  Г. Азиков)
23 Августа 2020 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2019 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Августа 2018 - 11-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)