МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Августа 2016 года

11 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Ин.1,8 – 2,2
Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.

У чешского писателя Кареля Чапека есть очень хороший рассказ про пожилого чиновника, который однажды вечером предавался мирному отдыху, как вдруг кто-то выстрелил в него через окно. В полицейском комиссариате ему предложили подумать, кто мог иметь на него зло. Чиновник принялся усиленно размышлять. Вначале он думал о том, что вот, он такой тихий человек, ведёт уединённый, размеренный образ жизни, так что просто непонятно, кто мог на него настолько разозлиться. Но потом вдруг вспомнил одного человека, с которым когда-то поступил нехорошо, потом другого, третьего, четвёртого… В процессе воспоминаний он всё больше приходил в ужас от себя самого и своих деяний, а на следующий день пришёл в комиссариат и попросил дело прекратить. Итак, человек считал себя тихим благонамеренным обывателем, до тех пор, пока не начал серьёзно осмыслять свою жизнь – и тут же оказалось, что не такой уж он и благонамеренный, ибо на его совести немало неблаговидных деяний. Что ж, бывает так, что человек болен, но считает себя здоровым и, естественно, не лечится. Между тем, для того, чтобы управиться с болезнью, её нужно определить именно как болезнь, т.е. как нечто недолжное. Впрочем, бывает и так, что человеку говорят, что он болен, но он не желает этого признавать. Это особенно относится к болезням не просто тяжёлым, а безнадёжным, типа рака. После знакомства с таким диагнозом зачастую начинается бунт: вы все ошиблись, у меня ничего такого нет. Есть крепкие орешки, которые не соглашаются вплоть до самого конца. Точно также люди не хотят признавать себя грешниками – тем более, что в отличие от рака, явных симптомов нет. Какие же мы грешники, если в нашей жизни всё так логично, разумно и правильно? И каждый готов привести в свою пользу кучу доводов, почему в той или другой ситуации он поступил именно так, а не иначе. Т.е., куда не кинь, человек всегда прав. И смертельно обидится, если ему скажут, что не прав. Удивительно, но и в Церкви такое тоже есть. Одна из наших прихожанок как-то высказалась, что вот-де, сегодня в проповеди всех, как сейчас выражаются, «опустили», и она теперь себя чувствует грешницей и ей от этого плохо. А как надо себя чувствовать? Исполняться сознанием того, что ты чист и праведен, что у тебя всё хорошо, и что Бог тебя так любит, что впору в пляс на радостях пуститься? Такое воззрение сейчас очень модно. Но вот апостол Иоанн почему-то считал иначе: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». Так что получается, что либо апостол сказал что-то не то, либо с нами что-то не так. Причём второй вариант намного вероятнее. По указанной причине стоит всерьёз задуматься о том, чему следовать: ложным стереотипам или истине. Истина, конечно, может быть далеко не столь приятной, но, тем не менее, это истина, которая ведёт к Божьему царству и жизни. Самообман же, при всей свой сладостности, ведёт к проклятию и смерти. Так что есть смысл последовать именно за истиной, потому что только осознав недолгое именно как недолжное, можно начать делать что-то для изменения ситуации. А что именно можно сделать?

Апостол Иоанн написал: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». В этих словах – руководство к действию. Грех, подобно стене, отделяет нас от Бога и от спасения, и, чтобы пребыть в нормальном общении с небесным Отцом, эту стену нужно разрушить. Чем разрушить? Покаянием, исповеданием, но для того, чтобы покаяться, нужно осознать грех именно как грех, потому что если нет такого осознания, то в чём каяться? Упомянутому осознанию до чрезвычайности активно препятствует дьявол. В союзе с нашей собственной порочностью он раздувает гордыню, побуждающую ни за что не признавать себя неправым. Разумеется, с таким непризнанием жить намного проще, но Бог не даёт благодати гордым - Он даёт таковую смиренным. Поэтому, если мы хотим достичь Царства Божия, перед Богом следует смириться. Причём смириться – это вовсе не значит унижаться. Смириться в данном случае означает признать свою неправоту там, где ты действительно неправ, не пытаясь при этом оправдаться, но прося простить за недолжное. Именно таким смирением и разбивается стена отчуждения между Богом и человеком. Впрочем, между людьми она разбивается точно таким же образом. И обрушение этой стены позволяет восстановить нормальные, незамутнённые отношения. Как написано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Гордыня и ложный стыд препятствуют признанию вины как пред людьми, так и перед Богом. Мир и дьявол активно поощряют сознание собственной правоты – неправ кто угодно, но только не я. Этот нечистый дух вторгается и в Церковь, особенно, как ни печально, в нашу – ибо многие здесь не то, чтобы позабыли, а вообще не знают о том, что такое частная исповедь, хотя Лютер таковую никогда не отменял, и в Кратком Катехизисе есть указание о том, как она совершается. И тот же Лютер указал, что покаяние длится на протяжении всей жизни христианина. Всё это в силу разных причин, оказалось совершенно изглаженным из сознания. Хотя, разумеется – если я всегда и во всём прав, то в чём мне исповедоваться? Ко мне как-то пришёл занятный посетитель, который сказал прямым текстом, что он не грешит. И все попытки хоть как-то его разубедить ни к чему не привели. Ложная уверенность в спасении тоже играет негативную роль – ведь если я уже спасён, то зачем мне в чём-то каяться? Именно в этом духе высказался один мой знакомый баптист из Риги, когда перед кончиной ему предложили исповедоваться и причаститься. В ситуациях, подобных этой, как никогда важно обращаться к Священному Писанию, а в нём сказано ясно: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

В сегодняшнем чтении из 1-го Послания Иоанна есть ещё одна весьма важная мысль, на которую я хотел бы обратить ваше внимание: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира». Множество христиан ищет заступничества и покровительства святых – прежде всего Девы Марии, рассматривая их как ходатаев перед Богом. Но Св.Писание однозначно говорит, что с просьбой о заступничестве и прощении мы не должны обращаться ни к кому, кроме Христа. Да и зачем обращаться к кому-то помимо Него, если спасение может быть обретено только Его жертвой? Зачем обращаться к кому-то помимо Христа, если только Он может освободить от отягощающего бремени нечестия? Итак, смирение перед Богом, признание своих провинностей перед Ним, просьба о прощении – только когда есть всё это, мы можем обрести свободу от груза грехов, дабы распрямиться и вместе с нашим Господом и Спасителем пойти по пути, ведущем в вечность. «…а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 07.08.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)