МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Августа 2008 года

11 воскресенье после Дня Св.Троицы


2 Цар., 12, 1-10.13-15а

В глубине души каждый человек так или иначе считает себя праведником. Для этого мнения есть два основания. Первое из них - сознание правильности своего пути, сознание того, что мы действия, которые мы совершаем, являются не только правильными, но и наилучшими из всех возможных. Теоретически, основания для такого сознания есть. Ведь, если мы действуем, то действуем не просто так, но на основании предварительных размышлений, побуждающих из всех возможных вариантов выбрать наилучший. У каждого поступка есть мотивация, и эта мотивация придаёт нам чувство уверенности и правильности совершаемого. Сия уверенность как ничто другое способствует высоте самооценки, способствует желанию наподобие Мэри Поппинс ощущать себя совершенством во всех отношениях. Вторая составляющая ощущения своей праведности – наш статус, наше общественное положение. Каково же сие положение? Оно весьма достойно. Мы честно исполняем заповедь, повелевающую человеку добывать хлеб в поте лица своего; мы исполняем законы и платим налоги; за нами не числится никаких преступлений. Возможно, мы не продвинулись слишком высоко по социальной лестнице, не построили себе «каменных палат», но с другой стороны имеем всё необходимое для вполне благоустроенной жизни. Так чем же мы не хороши? Поистине, у нас есть все основания чувствовать себя на высоте, причём не только перед ближними и самими собой, но и перед Богом. В результате мы не отрицаем таких понятий, как «грех» и «грешник», но в то же время не очень склонны связывать их с собой. Они существуют как бы сами по себе, абстрактно, никак не отражаясь в повседневности. В своё время мне довелось разговаривать с человеком, который был настолько уверен в правильности и праведности своего жития, что применительно к себе принципиально отрицал всякую возможность какой-либо греховности. Наверное, подобную уверенность имел и Давид. У высокостоящих, в особенности у монархов и президентов, сознание своей праведности имеет свойство переходить в сознание собственной непогрешимости. И вот, к такому человеку приходит пророк Нафан. Он возвещает царю притчу, описывающую самого царя. Обратите внимание - Давиду и в голову не приходит, что слово пророка имеет хоть какое-то отношение лично к нему. Так же может быть и с любым из нас – с тем, кто слышит обличающее Слово Божие, но не относит его к себе, полагая себя вполне добропорядочной личностью, к которой у Бога попросту не может быть никаких претензий. Но однажды с каждым из нас может случиться то же самое, что случилось с Давидом, который, отвечая пророку, осудил человека, о котором говорилось в притче, а потом понял, что этим осуждённым является никто иной, как он сам.

Слово Божие не представляет собою набора неких абстрактных идей. Как раз наоборот – Бог обращается к каждому человеку с совершенно конкретными указаниями и если даже не называется твоё имя, то это не значит, что Слово Всевышнего не имеет отношения лично к тебе. Как же неприятно обнаруживать, что отрицательный пример описывает тебя. И как страшно осознание того, что твоё поведение вполне может вызвать гнев Божий. Такой момент жуткого прозрения наступил у Давида. То же самое может случиться и с любым из нас. Вроде бы всё идёт хорошо, но вдруг понимаешь, что вся твоя добропорядочность и всё твоё благополучие чисто внешни - что в глазах Бога она не имеют никакой цены, потому что ты натворил множество не просто недостойных, но и постыдных деяний. У чешского писателя Чапека есть рассказ о человеке — самом обычном чиновнике — на которого было совершено покушение. Оно оказалось неудачным — стрелявший промахнулся. Взявшийся за расследование полицейский комиссар попросил несостоявшуюся жертву подумать, кто мог держать на него такую обиду, что решился на попытку убийства. И вот, этот человек, самый обычный и ничем не выдающийся, начинает вспоминать свою жизнь. В начале он пребывает в полном недоумении, т.к. ведёт тихий и неприметный образ жизни. Но потом вдруг начинают приходить воспоминания о людях, которых он так или иначе задел или оскорбил, причём порою очень сильно. После ночи воспоминаний он пришёл в комиссариат и попросил прекратить дело, потому что людей, которые имели основания покушаться на него, было слишком много. Увы, в положении этого чиновника может оказаться любой из нас, и Слово Господне указывает нам на то, о чём мы сами по себе предпочитаем не думать или не вспоминать. Неприятно обнаруживать себя в роли отрицательного персонажа, но если так всё же произошло, то что делать?

Можно поступить двояко. Первый вариант: если дело не дошло до публичного скандала, то можно сделать вид, что обличение относится не к тебе. В конце концов, ведь никто не знает, что на самом деле происходит в твоей жизни. Неприятная ситуация постепенно забудется, неприятные эмоции изгладятся, и всё пойдёт обычным порядком. Второй вариант: поступить подобно Давиду, который, поняв, что обличительная речь пророка относилась именно к нему, сказал: «Согрешил я перед Господом». Поступить подобно Давиду в данном случае означает признать своё согрешение перед лицом Божиим, покаяться в нём и сотворить плод покаяния, т.е. отступиться от того, в чём Господь тебя обличил. Какой же вариант предпочесть? Разумеется, первый вариант намного лучше для того, чтобы поддерживать в себе душевное равновесие, но он не ведёт никуда, кроме смерти, ибо, как сказано в Писании, «наказание за грех — смерть». А грех остаётся грехом даже тогда, когда ты сам считаешь, что ничего особенного не произошло. Однако Бог не хочет гибели грешника. Он хочет, чтобы согрешивший обрёл жизнь. Но обретение жизни невозможно без обращения. Именно поэтому Господь не оставляет заблудшего коснеть во грехе, но тем или иным способом старается вразумить его, причём порою таковое вразумление может быть весьма решительным. Например, Давиду было возвещено: «Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих перед глазами твоими, и отдам ближнему твоему…». Это предупреждение, а также слова «итак, не отступит меч от дома твоего вовеки» заставили царя сильно призадуматься. Столь же решительно Бог может вразумлять нас и сегодня, ибо лучше пострадать, обратиться и наследовать жизнь, нежели чем пребывать в комфорте и довольстве, но потом низвергнуться в смерть.

Есть и ещё один момент, о котором возвестил пророк Нафан, сказавший Давиду: «…ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его…». Наши грехи уравнивают нас с безбожниками и подают им повод для глумления над верой, т.е. для отрицания её действенности и благодатности. Тем самым согрешающий не только не исполняет свою главную миссию – свидетельство о Христе – но совершает нечто совершенно обратное: умаляет само понятие о благодати и святости Божией, умаляет самого Бога. И это тоже может стать причиной для весьма сурового вразумления, ибо ни один нормальный отец не оставит без наказания детей, порочащих его имя.

А теперь вопрос: нужно ли доводить дело до крайностей, до вразумлений и наказаний, подобных тем, что были обещаны Давиду? Разумеется, в этом мире немало любителей экстрима, но всё же большинство предпочитает вести жизнь, не изобилующую острыми ситуациями. И таковая вполне может быть, если внимательно слушать Слово Божие, воспринимать его, не как памятник древней литературы, но как реальный путеводитель по жизни. А соответственно следить за его указаниями и поступать в соответствии с ними. Если всё же Господь так или иначе (в том числе и посредством каких-либо бедствий) обличает тебя, то поспеши принять обличение, покаяться и отступиться, дабы не быть ввергнутым в бедствия намного большие, дабы не утратить спасения и не быть поглощённым вечной смертью. «И сказал Давид Нафану: согрешил я перед Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)